Мы создаем звук, помня о тишине

В Windows 7 было примерно 40 звуков. В Windows 10 — около восьми, хотя старые звуки оставлены «по непонятным техническим причинам». Беннетт говорит: «Когда я начинал, было семь разных звуков для сообщений об ошибках, и никто не знал, что они означают. Не было никаких четких правил ни для партнеров, ни для нас самих. Мы избавились от всех этих звуков и заменили их двумя: один для некритичных ошибок, другой для более важных».

В работе Беннетту помогает сравнение интонационных контуров — изменяющихся по высоте голосов людей, произносящих одно и то же на разных языках. Вопрос Ready to go? произносится с почти одинаковым изменением высоты на английском, французском, японском, китайском, испанском и русском языках: «Вверх, вниз, вниз, резко вверх».

Беннетт воплотил такую интонацию музыкальными средствами, и у него получился звук длительностью 2,5 секунды, который можно услышать при появлении оповещения календаря Windows 10. Это один из тех звуков, которыми он гордится.

Интонационные контуры можно услышать и в мелодии нового сообщения (фраза «Message for you!» — «Вам сообщение!»), и в мелодии общего оповещения («Everything«s good» — «Все хорошо»).

Беннетт считает, что звуки операционной системы должны учитывать особенности тех действий, с которыми они связаны. Например, сообщения в мессенджере обычно требуют более срочного ответа, чем электронные письма, поэтому в Windows 10 звук получения сообщения в мессенджере, по словам Беннетта, «более напряженный и больше побуждает пользователя к действию». При получении нового письма «вы все еще хотите знать, что что-то пришло, но звук более спокойный».

Называет ли он свои творения музыкой?

«Они подобны музыке в том смысле, что в них есть мелодия, ритм и гармония, — говорит Беннетт. — Они звучат богато и музыкально, не будучи музыкой как таковой. Мы не хотим, чтобы пользователи представляли себе музыканта, исполняющего электронную музыку и вкладывающего в нее какие-то эмоции, как в Windows 8. Тогда это было большим шагом вперед по сравнению с Windows 7, но еще не зрелостью. А теперь, хотя звуковой стиль остается электронным, вам уже не кажется, что внутри компьютера сидит человечек. И при этом у компьютера чувствуется душа, и только в моменты звуков он как бы оживает. Это одна из наших главных идей».

Музыкальные концепции, безусловно, играют важную роль в работе Беннетта.

«В мелодии сообщения об ошибке используется минорный нонаккорд (m9), из-за чего она немного диссонирует и как бы говорит: на эти слова действительно надо обратить внимание», — объясняет он.

Лишь немногие ИТ-компании привлекают к работе композиторов-звукорежиссеров, таких как Беннетт. Не существует профессионального объединения или большой группы специалистов-единомышленников, которые общались бы и обсуждали актуальные вопросы.

«Звуковой дизайн немного отстает от промышленного, аппаратного и графического, — говорит Беннетт. — У звукорежиссеров нет тесной связи с группами, занимающимися дизайном продуктов, кроме игр. Microsoft стала одной из первых компаний, подключивших звукорежиссера к прямой работе с продуктами».

Беннетт считает, что звуковой дизайн должен влиять не только на Microsoft и другие ИТ-компании, но и на весь мир в целом. 9 февраля 2018 года в «Нью-Йорк Таймс» вышла статья, в которой говорилось о какофонии, создаваемой вездесущими современными электронными устройствами: «Грохочущие, требующие внимания, неорганичные шумы становятся нормой; отвлекающие звуковые сигналы вырабатывают у нас рефлексы, как у собаки Павлова».

Беннетт слышит это.

Мэттью Беннетт в студии Microsoft Production StudiosМэттью Беннетт в студии Microsoft Production Studios

«Одни только звуки Windows звучат сотни миллионов раз в день, — говорит он. — Это много звуков, и они влияют на жизнь многих людей, даже если длятся меньше секунды. Они влияют на настроение и самочувствие и могут нести пользу или вред».

Всемирная организация здравоохранения признала, что неожиданные громкие звуки могут вызывать в организме опасные скачки кортизола. К тому же лишние звуки и чрезмерная громкость — это одна из форм шумового загрязнения.

«В тропическом лесу много звуков, несущих информацию — птичьи трели и шум ветра. Но это органичные звуки, которые легко воспринимаются. Это мощная метафора, показывающая, как мы должны относиться к звуковому дизайну».

К концу нашего разговора я признался Мэттью, что на своих компьютерах с Windows отключаю системные звуки с 1990 года или около того. По-моему, они не нужны и лишь раздражают.

Я спросил его, потерял ли я что-то от этого — быть может, остались незамеченными какие-то неочевидные аспекты работы с операционной системой?

Он ответил: «Звук может добавить глубины и красоты во взаимодействие. Мы хотим сказать людям, что теперь можно снова включать звуки. Мы будем почтительны, не будем будить ваших детей, не будем нарушать тишину, когда вы в библиотеке или на встрече. Это больше не случайный шум. Это несколько тщательно отобранных звуков, которые будут органично звучать в вашем окружении».

©  Microsoft