«Мы превратили внутренний инструмент для мотивации в продукт, которым пользуются Microsoft, Twitter и другие компании»

История одного из создателей бота Karmabot Стаса Кулеша.

Стас Кулеш

В 2006 году дизайнер Стас Кулеш переехал из Новосибирска в Новую Зеландию. Первое время он работал по найму в веб-студии, а затем в 2009 году вместе с партнёром Дэвидом Кравецем открыл собственное digital-агентство Sliday.

Оно специализируется на разработке мобильных приложений, сайтов и брендинга. За девять лет клиентами Sliday стали Mars, Facebook, Discovery, Google и другие компании. В 2017 году оборот студии составил $2 млн.

В Sliday работает 25 сотрудников, причём большинство — удалённо. Со временем Кулеш обнаружил, что из-за дистанции ему сложно поддерживать и мотивировать работников. Повышение зарплаты оставалось одним из немногих инструментов, но он казался предпринимателю недостаточно эффективным.

В таком «мозгоёмком» производственном цикле, как разработка и дизайн, многое, конечно, зависит от денег, но не меньше — от правильной и здоровой рабочей культуры внутри компании.

Баланс между крутостью специалиста, деньгами, его человеческими качествами и умением работать с коллегами — это бесконечный предпринимательский квест.

Стас Кулеш

Для работы студия использовала корпоративный мессенджер Slack. Одна из особенностей платформы заключается в том, что сервис позволяет подключать внешние расширения — ботов. Они отправляют в рабочие чаты необходимую статистику, помогают планировать встречи и даже устраивать партии игры в покер.

В 2016 году разработчики Sliday решили создать собственного бота для повышения мотивации. Они назвали его Karmabot, взяв за основу популярное выражение «плюс в карму».

Как работает Karmabot

С помощью бота сотрудники могут поощрять друг друга, ставя плюсы за помощь в работе (команда »++»). Количество баллов каждого члена Slack-канала учитывается с помощью индивидуального счётчика кармы. В конце месяца накопленная карма конвертируется в премию — по курсу, который устанавливает руководство компании.

Вместе с тем существует и система штрафов — например, если коллега проигнорировал просьбу или подвёл команду (команда »--»). За порядком следит менеджер проекта.

Он может отменить оценку, если сочтёт её несправедливой. Также у него есть возможность поощрять или наказывать не только отдельных сотрудников, но и всю команду.

Принцип работы Karmabot

Карма побуждает сотрудника работать активнее, помогать коллегам и выполнять проекты досрочно. Сумма баллов за три месяца определяет размер квартальной премии работника.

В Sliday принята такая система поощрений: за досрочную сдачу проекта каждый сотрудник команды получает 30 очков кармы. Если во время демонстрации клиенту что-то пойдёт не так — работник теряет 10 баллов.

У менеджера проекта есть личный кабинет Karmabot. В нём он назначает количество задач, которые команда должна выполнить за квартал и размер вознаграждения.

Чем больше задач выполняет команда, тем выше максимальная сумма премии. В конце квартала она распределяется между участниками пропорционально их вкладу — количеству личной кармы, накопленной за три месяца.

Пример личного кабинета и рейтинга сотрудников

Например, в команде работает четыре сотрудника. За квартал они заработали в сумме 200 баллов кармы, а кроме того — выполнили все задачи руководителя и должны получить общую премию в 5000 баллов кармы.

Если один из четырёх сотрудников заработал 60 баллов (30% от общего вклада), то размер его квартальной премии составит 1500 баллов кармы. Они конвертируются в валюту: квартальная премия сотрудника Sliday составляет от $300 до $1500.

«Поскольку процесс раздачи плюсов публичный, ни у кого не возникает вопросов, почему у одного сотрудника вклад 8%, а у другого — 28%», — комментирует Кулеш.

В этой системе работают все уровни поощрений и вознаграждений. Первый уровень — получил карму за то, что ты классный. Средний уровень — команда сдала часть проекта и получила большую порцию кармы на всех.

Высший уровень — долгосрочный, когда вся команда работает вместе, чтобы получить больше не показателей кармы, а сданных проектов за квартал или месяц.

Стас Кулеш

По словам основателя Karmabot, через полгода после внедрения бота он обнаружил, что сотрудники стали работать эффективнее и завершать проекты раньше срока, чтобы получить больше кармы.

Тогда он решил превратить внутренний инструмент в продукт и опубликовал Karmabot сперва в магазине Slack App Store, а чуть позже, в ноябре 2016 года — на платформе ProductHunt.

«Оказалось, что в таком инуструменте нуждаемся не только мы, но и большие компании вроде Twitter, VMware, Expedia, Microsoft, Walmart и другие», — рассказывает Кулеш.

Предприниматель стал собирать обратную связь, чтобы развивать продукт дальше. Клиенты просили добавить инструменты для оценки эффективности сотрудников и учёта рабочего времени.

Эффективность

Чтобы оценивать эффективность сотрудников, Кулеш воспользовался сервисом Google Cloud Machine Learning Engine. Когда один сотрудник хочет прибавить или отнять карму у коллеги, он должен указать причину. Например:»@имяколлеги ++ за то, что выполнил задачу в срок».

С помощью машинного обучения и технологии распознавания речи Кулеш проанализировал популярные причины и выделил из них пять категорий качеств: надёжность, общительность, умение работать в команде, исполнительность и амбициозность.

После этого в профиле каждого сотрудника появилась история положительных и отрицательных действий, на основе которой составляется диаграмма достижений. С её помощью можно оценить деловые качества сотрудника и сравнить его профиль с другими членами команды.

По словам Стаса Кулеша, когда у руководителя слишком много проектов, он не может уследить за качеством работы всех сотрудников. Диаграммы помогают менеджерам принимать взвешенные кадровые решения.

Например, в конце года работник попросил о повышении зарплаты. Менеджер может открыть список вещей, за которые вычиталась карма, и сказать: «Давай сперва попробуем, чтобы ты в течение двух месяцев не опаздывал на совещания».

Кроме того, графики помогают и сотрудникам: с их помощью они могут сравнивать свои достижения в разные месяцы и вовремя «подтягивать» ослабшие места.

Учёт

Менеджеры некоторых ИТ-компаний строго следят, как именно сотрудники тратят рабочее время. Специально для них Кулеш внедрил систему учёта. Когда работник приступает к новой задаче, он должен отправить боту уведомление. Например: «Пишу код».

После этого запускается таймер. Он автоматически останавливается после того, как сотрудник отправит в чат следующее уведомление — то есть приступит к новой задаче. Благодаря удобству (чтобы совершить действие сотруднику не нужно переходить в другую среду) такая система позволяет упростить трекинг задач.

«Менеджер видит, чем занимаются сотрудники. Например, он может обратить внимание, что один из разработчиков уже целый час занимается устранением багов, и поинтересоваться — не нужна ли ему помощь», — поясняет Кулеш.

В конце дня, когда все сотрудники завершают сессию, на почту менеджеру приходит отчёт. Он может узнать, над какими проектами работали члены его команды, и чем именно они занимались. Благодаря отчётам руководитель может расчитать себестоимость их труда, а также финальную стоимость услуг для клиента.

Пример отчёта

Инвестиции от Microsoft

По данным на апрель 2018 года, Karmabot пользуются около тысячи команд и более 170 тысяч сотрудников. Нынешняя стоимость сервиса — от $3 за одного активного пользователя в месяц, однако месячная выручка Karmabot составляет около $5 тысяч.

По словам Кулеша, это связано с тем, что для привлечения первых пользователей компания предлагала мягкие тарифы: $24 в месяц на компанию без учёта количества пользователей.

Пока Karmabot не приносит прибыль, но основателя это не расстраивает: «Мы делали все функции для себя, так получилось, что продуктом начали пользоваться другие команды. Если он приносит хоть какие-то деньги — это отлично», — рассказывает Кулеш. Однако в 2018 году предприниматель планирует превратить продукт в устойчивый бизнес.

В начале 2018 года сервис получил инвестиции от компании Microsoft. Точную сумму Кулеш не называет из-за договора о неразглашении, но отмечает, что она не превышает $1 млн.

Эти деньги компания потратит на адаптацию продукта для корпоративного мессенджера MS Teams, который является частью пакета Office 365. Презентация продукта состоится в мае 2018 года на конференции MS Teams.

Благодаря этому партнёрству предприниматель планирует увеличить количество пользователей сервиса со 170 тысяч до 1 млн человек.

«У Microsoft серьёзный рынок корпоративных клиентов и крохотный магазин приложений, среди которых Karmabot будет занимать одну из первых позиций», — уверен Кулеш.

Мы очень хотим сделать Karmabot своим центральным продуктом, поэтому он постоянно улучшается: над проектом работают программисты, мы наняли сотрудника для customer experience, настраиваем службу поддержки и так далее.

Сейчас это уже не три усталых программиста, которые занимаются продуктом в свободное от работы время, а очень мотивированная успехом идеи и деньгами Microsoft команда.

Стас Кулеш

#истории #Karmabot

©  vc.ru