«Мы предупреждали» — Западные СМИ раскритиковали Элона Маска за реакцию на смертельное ДТП с участием Tesla

В мае во Флориде произошло первое смертельное ДТП с участием автомобиля Tesla, который управлялся в режиме автопилот. Компания публично не комментировала трагедию, пока не состоялась сделка по привлечению $2 млрд. Журналисты американских изданий выступили с критикой на действия Элона Маска: по их мнению, основатель Tesla умышленно не информировал общественность, чтобы не понизить стоимость акций. Кроме того, несколько сотрудников компании рассказали журналистам, что Маск знал об опасностях автопилота для жизни водителей.

Смертельное ДТП

Авария, в результате которой погиб водитель автомобиля Tesla Model S Джошуа Браун (Joshua Brown), произошла 7 мая во Флориде. Машина попала под грузовой прицеп с высоким дорожным просветом, который в этот момент поворачивал с главной дорогие на второстепенную. После столкновения машина «прошла» под прицепом, проехала ещё 90 метров (297 футов), врезалась в опору линии электропередач, от которой его откинуло на 15 метров (50 футов).

Зеленая линия — траектория движения автомобиля Tesla, желтая — грузовика

О случившемся Tesla сообщила 30 июня. В письме, опубликованном в блоге компании, отмечалось, что ни Браун, ни автопилот не увидели белую сторону прицепа на фоне яркого неба, из-за чего не использовались тормоза. Представители компании рассказали, что сразу же после аварии передали всю информацию в Национальное управление безопасностью движения (NHTSA), которое ведёт расследование происшествия. Ведомство должно решить, действовал ли автопилот корректно и нет ли необходимости обязывать Tesla к отзыву своих автомобилей.

fe843b6db7a7ca.jpgГрузовик, в который врезался автомобиль Tesla

Компания также сразу отметила, что если бы машина столкнулась с передней или задней частью прицепа, то стандартные средства безопасности могли бы спасти водителя. Даже несмотря на использование автопилота, который официально находится в стадии тестирования, основная ответственность за движение автомобиля лежит на водителе, который должен быть готов в любое время перехватить управление, отмечает Tesla.

Спустя два месяца NTSB опубликовал предварительный отчёт по расследованию ДТП. В докладе говорится, что автомобиль Tesla Model S ехал с превышением допустимой скорости: машина двигалась со скоростью 119 км/ч (74 миль/час) на отрезке пути с максимально разрешённой скоростью 104,6 км/ч (65 миль/час). При этом в отчёте полиции с места ДТП говорилось, что автомобиль двигался со скоростью 65 миль/час.

Что стало причиной аварии, в отчёте не уточняется. Также в нём нет информации о возможных неполадках в системе автопилота, установленной в машинах Tesla. Дата итогового доклада о результатах расследования аварии не сообщается, в NTSB лишь сказали, что итоговые отчёты, как правило, публикуются через год после предварительного.

«Я же говорил»

Трагедия стала поводом для обсуждения безопасности технологий, которые предлагает Маск рынку. Так, сразу несколько сотрудников Tesla сообщили журналистам CNN, что инженеры постоянно пытались убедить Маска и топ-менеджеров компании в ненадежности технологий. «Я боялся, что рано и или поздно кто-то может погибнуть из-за этого», — говорит один из сотрудников.

Например, перед запуском режима автоматической парковки инженеры жаловались на чувствительность датчиков — они не смогут распознать небольшие объекты, например, котов. На это основатель Tesla шутил, что автомобиль двигается настолько медленно, что не убежит только «коматозный кот».

По словам бывшего инженера компании Эрика Мидоу, который в середине 2015 года был осужден за вождение в нетрезвом виде, автомобиль в режиме автопилот не может совершать резких поворотов, из-за чего его поведение может привести к столкновениям. Спустя два месяца после того, как он рассказал о своих опасениях Маску, инженер был уволен за непродуктивную работу.

Близкий к основателю Tesla топ-менеджер компании на условиях анонимности рассказал CNN, что, по мнению Маска, инженеры «слишком перестраховывались». В ответ на уговоры инженеров Маск, по словам источников, ответил: «Нельзя, чтобы проблемы замедляли процесс», и отдал указание запустить публичное тестирование технологии.

Сотрудники также пытались убедить Маска не называть функцию автопилотом. По их мнению, термин будет вводить водителей в заблуждение — технология не позволяет полностью передать управление машине, как в самолете, а лишь поможет в некоторых рутинных ситуациях. Маск настаивал на своём. Его идеей было разрешить водителям смотреть видео во время поездки.

В результате компания не отказалась от названия автопилот, однако всё же решила не акцентировать внимание общественности на возможности просмотра видео за рулем машины. В отчете NHTSA отмечается, что погибший 7 мая водитель смотрел Гарри Поттер во время управления машиной.

После аварии в разговоре с сотрудниками Маск оперировал статистикой: каждые 89 млн миль в автомобильной катастрофе погибает человек, а случившийся инцидент — первый случай смерти за 130 млн беспилотного вождения. Поэтому, по словам руководителя Tesla, беспилотные автомобили безопаснее управляемых человеком и их необходимо внедрять как можно быстрее, что сделать дороги безопаснее.

«Не сказав ни слова»

Журналисты раскритиковали руководителя Tesla за публичную позицию — сначала замалчивание, потом оперирование статистикой и попытка увести внимание общественности от проблемы. Редактор Inc. считает, что таким образом Маск не видит всей картины: «Вполне возможно, что инцидент заставит людей опасаться беспилотных автомобилей и может замедлить внедрение технологии на рынке. Кроме того, Конгресс США может отреагировать на случившееся ужесточением правил. Оба сценария приведут к падению продаж».

Медиа также обвинили Маска в расчетливости. Между аварией и публичным объявлением о случившемся прошло почти два месяца. За это время Tesla совершила «нечто очень поразительное», пишет Fortune: 18 мая компания и Элон Маск продали акции Tesla на сумму, превышающую $2 млрд. «И сделали это, не сказав ни слова об аварии», — отмечают журналисты.

Информация об аварии действительно повлияла на котировки Tesla, однако несущественно. На следующий день после публикации сообщения о ДТП, 1 июля, стоимость акций компаний снизилась с $212 до $206 за штуку, но к закрытию торгов вновь выросла, превысив $216.

Представитель Tesla прокомментировал Fortune колебания стоимости акций: «Если на закрытии торгов 1 июля стоимость акций компании «отскочила», то значит, случившееся действительно не повлияло на котировки автопроизводителя».

Маск был недоволен публикацией Fortune. Сначала он решил, что издание раскритиковало его за цену, по которой были проданы акции. После того, как журналист Fortune объяснил, что речь идёт о неразглашении существенного события, основатель Tesla ответил, что продажа акций не является для компании существенным событием.

Если бы кто-то потрудился посчитать (очевидно, вы этого не делали), то выяснил бы, что ежегодно по всему миру в автокатастрофах погибают более 1 млн человек. Приблизительно полмиллиона человек могли бы быть спасены, если бы автопилот Tesla был общедоступным. Пожалуйста, потратьте пять минут на «кровавую математику» прежде чем писать статью, которая вводит в заблуждение общественность.

— Элон Маск, глава Tesla Motors Inc.
Статьи по теме

©  vc.ru