«Мы пока присматриваемся к России: хотим понять, удастся ли нам прийти сюда надолго»
Интервью с директором по продукту и маркетингу Xiaomi Global Донованом Саном.
В избранное
В избранном
Первый вопрос — планируете ли вы открывать офис в России?
Пусть мы в России совсем недавно, но офис планируем открыть к концу 2017 года. Россия — самая большая страна в мире, и для нас это один из ключевых рынков мобильных устройств.
Также мы планируем открывать еще больше офлайн-магазинов и расширять линейку продуктов — продавать не только смартфоны, но также скутеры, ноутбуки и другие товары.
Продаем как в онлайне — через официальный интернет-магазин, так и в офлайне. Только в Москве у нас 18 точек, девятнадцатая откроется 10 ноября — это будет флагманский круглосуточный магазин на Тверской.
Сейчас ваш официальный партнер — компания RDC Group. Будете ли вы заключать новые партнерства после открытия офиса или сохраните за компанией эксклюзивные права?
В каждой стране у нас есть дистрибьютор, но эти соглашения не являются эксклюзивными. То есть возможность сменить партнера у нас есть, но делать этого мы не планируем: нам нравится сотрудничество с RDC.
Во время презентации вы сравнивали Xiaomi Mi Mix 2 только с устройствами от Samsung и Apple. Почему не упоминали, например, Huawei или других производителей?
Мы говорили преимущественно о Xiaomi Mi Mix 2. На наш взгляд, это самый передовой флагманский телефон. И мы хотели продемонстрировать зрителям его отличия от моделей лидеров рынка.
Некоторые модели конкурента, которого вы упомянули, еще не запустились в России. Поэтому мы решили выбрать самых популярных игроков. Другая причина заключается в том, что Mi Mix 2 — смартфон с полноэкранным дисплеем, и мы хотели сравнить его с другими моделями с полноэкранным дисплеем.
Я обратил внимание, что вы перенесли фронтальную камеру в нижний правый угол, чтобы сузить верхнюю рамку. Но теперь, чтобы сделать селфи, нужно переворачивать смартфон. Из-за этого появились проблемы в некоторых приложениях: например, в Instagram нельзя наложить маски, если телефон перевернут. Будете ли вы вести переговоры с разработчиками, чтобы они адаптировали приложения под Mi Mix 2?
Хороший вопрос. Для нас было очень важным убрать верхнюю рамку. Мы не хотели компромиссных решений — оставлять маленький зазор как Samsung в модели Galaxy S8 или «ушки» как Apple в iPhone X. Поэтому мы приняли решение переместить камеру вниз.
Не думаю, что это вызовет проблемы — чтобы сделать селфи, смартфон действительно можно перевернуть. С некоторыми приложениями это может вызвать проблемы — как с Instagram. Но с другой стороны, вы по-прежнему можете сфотографироваться, наложить маску вручную и опубликовать изображение в Instagram.
Мы подождем и послушаем, что скажут пользователи. Если будут жалобы, мы свяжемся с разработчиками и узнаем, как можно улучшить опыт взаимодействия.
Нам кажется, что это не такая большая проблема. Мы не получали большого количества отрицательных отзывов по этому поводу, а мы внимательно слушаем наших пользователей. Пока большинство отзывов положительные.
Производители смартфонов выпускают флагманские устройства с двумя задними камерами. Почему вы отказались от такого решения?
Из-за экрана: нам было важно сделать его максимально большим. Мы подумали, что одной камеры Sony IMX386 будет достаточно. Это та же камера, что используется в модели Mi6.
Вы упомянули, что прислушиваетесь к пользователям. Расскажите, как обратная связь помогала вам оптимизировать или улучшать продукты. Было ли так: вы представили новый продукт, но пользователи стали жаловаться и вы его изменили?
Это зависит от количества жалоб. У нас много пользователей — мы продаем наши продукты более чем на 60 рынках, и собираем отзывы как о программной, так и аппаратной части.
Очевидно, что менять приложения гораздо легче: чтобы внести изменения в устройство, нужно дождаться следующей версии. Приведу пример: у нас есть модель Mi A1. Один из наших ключевых рынков — это Индия, и от местных пользователей мы начали получать жалобы на то, что корпус телефона сильно нагревается.
В Индии жарче, чем в России — там стабильная температура 35–40 градусов. Поэтому специально для Индии мы добавили еще один пиролитический слой, который предотвращал нагрев корпуса. Во все остальные страны Mi A1 поставлялся с одним слоем, а в Индию — с двумя. Нам удалось снизить температуру на два градуса.
Кроме того, в Индии часто возникают скачки напряжения, из-за которых электроника часто выходит из строя. Поэтому мы разработали для индийских пользователей специальное зарядное устройство, которое может выдерживать напряжение до 380 вольт.
Мы в России недавно, посмотрим, какие пожелания будут у местных пользователей. Мы их внимательно выслушаем. Но знаете, у вас тут холодно — вряд ли кто-то будет жаловаться на перегрев, наоборот — это будет восприниматься как полезная функция. Но это, конечно же, шутка.
В чем сходства и различия российского и китайского рынка мобильных устройств?
Основное сходство в том, что это очень крупные рынки. То есть ты можешь рассчитывать на массовые продажи. В России по-прежнему растет доля электронной коммерции, пусть пока еще не в таком масштабе, как в Китае.
В Китае мы продаем много устройств в онлайне. В России большинство — в офлайн-точках, поэтому мы планируем увеличивать их количество. Но здесь для нас не менее важен и онлайн-канал.
Еще одно сходство с Китаем заключается в том, что в России тоже любят покупать хорошие продукты по низкой цене. Поэтому я думаю, что и здесь наша бизнес-модель сработает.
В России бурно развивается интернет. Как и в Китае, здесь много собственных уникальных сервисов: «ВКонтакте», Mail.ru и так далее. Ключевая часть нашей компании — это интернет-экосистема. Поэтому мы будем стараться работать вместе с российской интернет-экосистемой.
Как вы будете адаптировать собственные приложения под российский рынок?
Это займет какое-то время. Приведу еще несколько примеров из китайского и индийского рынка. В Китае одно из наших ключевых приложений — это «Новости». Люди любят читать о событиях. Поэтому мы заключили партнерство с местным новостным агрегатором и разработали приложение, а они стали создавать для него интересный контент.
В Индии мы инвестировали в компанию под названием Hungama, которая разрабатывает музыкальные сервисы.
В России мы пока планируем увеличивать долю на рынке смартфонов и открывать новые магазины. Я не знаю, как именно мы будем заключать партнерства с местными интернет-сервисами. Но мы определенно будем стараться сделать это.
У нас есть общие связи с Россией. Например, Юрий Мильнер был одним из первых инвесторов Xiaomi. Россия и Китай — соседи, поэтому мы постараемся найти партнеров среди ИТ-компаний.
Планируете ли вы инвестировать в российских разработчиков приложений?
Определенно могу сказать, что мы рассматриваем такую возможность. У нас есть пример индийского рынка. Думаю, должно пройти несколько лет, прежде чем мы начнем инвестировать. За это время мы продадим достаточно смартфонов и укрепим бренд. Но если у вас есть идеи, в кого стоит инвестировать — дайте нам знать.
Какие продукты могли бы вас заинтересовать?
Почти все. Нас интересуют создатели контента — музыки, фильмов, новостей, журналов. Было бы интересно создать с ними партнерство. Также — сервисы совместных поездок. Слышал, что в скором времени у вас не будет Uber. Еще интересуют сервисы по доставке еды, по продаже билетов и соцсети.
В 2016 году на российский рынок вышла еще одна китайская компания — LeEco. Но судя по всему, дела у нее идут не очень хорошо: в августе она закрыла свой единственный офлайн-магазин. Как вы считаете, в чем были проблемы компании и изучали ли вы их кейс?
Мне очень сложно прокомментировать ситуацию вокруг конкретной компании. Но я могу рассказать подробнее о нашей стратегии, а также о том, почему мы считаем ее уникальной.
Она достаточно проста, мы называем ее «Инновации для каждого»: у каждого должна быть возможность купить лучшие продукты мирового качества по лучшей цене.
Звучит это просто, но реализовывать ее гораздо сложнее. Нам важны надежность и жизнеспособность — мы не хотим расти слишком быстро, сразу нанимать слишком много людей, бездумно заниматься маркетингом.
Мы пока присматриваемся к России: хотим понять, удастся ли нам прийти сюда надолго. Мы постепенно открываем магазины, вводим новые продукты: смартфоны, лампы, весы. Скоро начнем продавать скутеры.
Они помогают увеличивать посещаемость: если в магазине будут только смартфоны, то люди будут заходить только раз в год-два. Но как мы увидели в Китае, Индии и Индонезии — если на прилавках много интересных товаров, люди будут заходить еженедельно. Им любопытно:, а что нового успело появиться.
Отличительная черта нашей компании — цена на товары в фирменном интернет-магазине совпадает с ценой в розничной точке. В большинстве случаев производители увеличивают цену офлайн-товаров. Мы организовываем бизнес-процессы так, чтобы максимально опускать стоимость товаров.
Наша модель отличается от многих других глобальных и китайских компаний. Некоторые пытаются нас копировать, но это дается им с трудом.
Каких продуктов Xiaomi пока еще нет в России?
Их много. Даже среди смартфонов: мы пока продаем в России не все модели. В Китае у нас более 200 товарных позиций: ноутбуки, скутеры, телевизоры, телеприставки. Надеюсь, в будущем мы привезем их сюда.
Во время презентации вы говорили, что сообщество поклонников Xiaomi в России превысило 200 тысяч человек. Как вы его растили и сколько потратили на продвижение?
Сообщество — это ключевая часть нашей стратегии. Мы называем его Mi Community. Сегодня сообщества возникают даже в тех странах, где мы еще официально не продаем продукцию.
Возьмем, к примеру, Испанию. Сообщество наших поклонников возникло там еще семь лет назад, и за это время оно стало самым большим в Европе. Но первый официальный магазин в Испании мы открыли только в этом году — 8 ноября.
Так происходит потому, что мы продаем хорошие продукты по хорошим ценам. Люди начинают покупать их задолго до того, как мы открываем собственные поставки, и становятся нашими фанатами.
Прежде чем открыть представительство в компании, мы начинаем проводить мероприятия для членов местного сообщества. Объединяем людей с помощью сайта и форума Mi Community.
В каждом крупном городе присутствия у нас есть глава местного сообщества — это добровольцы, самые активные члены. Для развития сообществ мы проводим мероприятия, раздаем подарки — футболки, стикеры, талисманы, даем протестировать раньше всех новые продукты, отвечаем в соцсетях, на форуме. В России мы стараемся раз в месяц провести мероприятие для фанатов.
О нас узнают с помощью «сарафанного радио». Когда сообщество вызревает, мы приходим и открываем официальный магазин. Продвижение нам практически ничего не стоит — мы просто открываем сайт. Мы не та компания, которая тратит много денег на маркетинг — в противном случае нам пришлось бы увеличивать стоимость продуктов.
#интервью #техника
© vc.ru