«Мы освободимся от бремени принятия решений»: как предиктивные интерфейсы изменят взаимодействие с технологиями

Колонка UX-дизайнера Жоэля ван Бодегравена.

Предвосхищающий дизайн — это, возможно, следующий большой шаг в области дизайна ощущений. «Дизайн, который всегда на один шаг впереди» как называет его гендиректор Huge Шапиро. Звучит чудесно, но куда он нас приведет? И как это повлияет на наши отношения с технологиями?

Я посвятил свою магистерскую диссертацию этой теме, чтобы разобраться как с этической стороной вопроса (так как дизайн бросает вызов всему тому, что придет с развитием предиктивного UX), так и с возможностью применения предвосхищающего дизайна в качестве модели проектирования. Самый важный вопрос для меня — как предвосхищающий дизайн может повлиять на наши отношения с технологиями.

Будущее без выбора

Предвосхищающий дизайн — это перспективная модель проектирования в области предиктивных пользовательских опытов. Смысл этой модели в том, чтобы уменьшить когнитивную нагрузку на пользователей, принимая решения в их интересах.

Несмотря на потенциал технологии, было проведено очень мало исследований о последствиях применения технологий предвосхищающего дизайна и предиктивного пользовательского опыта. Этические проблемы, касающиеся сохранности персональных данных, приватности и частного опыта могли бы задержать развитие предиктивного UX.

Мы шагаем в будущее с технологиями, которые становятся частью окружающей среды, «умными» операционными системами и предвосхищающим опытом. Google Home, Alexa, Siri и Cortana — интеллектуальные личные помощники, которые учатся на нашем поведении, повторяющихся сценариях и статистических данных и, вероятнее всего, в ближайшем будущем станут самостоятельно предсказывать наши потребности.

Предиктивный пользовательский опыт — это подающая большие надежды разработка, которая освобождает нас от бремени принятия решений. Если учесть, что мы принимаем около 20 тысяч решений в день, большинство из нас действительно страдает от такой необходимости.

Меньше выбора, больше автоматики

Предвосхищающий дизайн — это модель проектирования, которая строится на обучении («интернет вещей»), предсказании (машинное обучение) и прогнозировании (UX-дизайн).

319a4f434dcb29.png
Сочетание технологий предвосхищающего дизайна

«Умная» технология, которая стоит за «интернетом вещей» (IoT), учится при помощи наблюдения, а наши данные интерпретируются алгоритмами машинного обучения. UX-дизайн очень важен для обеспечения органичного предиктивного пользовательского опыта, который ограждает пользователя технической стороны опыта. Предвосхищающий дизайн работает только тогда, когда все три составляющие подстроены друг под друга и эффективно используются.

Предвосхищающий дизайн как принцип разработки уже используется в нескольких продуктах, а мы об этом даже и не подозреваем. Такие продукты, как Nest, Netflix и Echo от Amazon являются хорошим примером того, как продукты обучаются, подстраиваются и предсказывают что-то на основе определенных данных от пользователей.

5 соображений о дизайне

Несколько последних месяцев я общался с несколькими экспертами в области UX и AI, чтобы разобраться, какие проблемы ждут нас впереди и какие вопросы надо решить. У меня получилось пять пунктов.

Дизайн против информационной изоляции

Все мы видели, что случилось с Трампом. Информационная изоляция реальна, и большинство из нас вращается вокруг своей собственной «реальности». Эли Паризер в 2011 году описала, как новый «персонализированный» интернет меняет то, что люди читают и как они думают.

Та же самая проблема возможна, когда устройства вокруг нас предвосхищают наши потребности и действуют в соответствии с ними. Из-за информационной изоляции вы застреваете в петле повторяющихся событий, действий и процессов.

Алгоритмы являются причиной этих повторяющихся событий. Алгоритмы — бинарные, и они не способны понимать смысл, стоящий за действиями. Беспокоит то, что алгоритмы не диалоговые. Должен быть способ научить алгоритмы тому, что является правильным, неправильным и случайным поведением.

Внимание на расширенный интеллект (Extended Intelligence) вместо искусственного

Руководитель MIT Media Lab Джой Ито нарисовал очень интересную перспективу, благодаря которой я пересмотрел свои взгляды в отношении принципов дизайна, которым надо следовать. Ито сказал, что человечеству не следует так уж гнаться за робототехникой и обобщенным искусственным интеллектом, а лучше сосредоточиться на расширенном интеллекте.

Именно на нём, потому что в человеческой природе заложено использовать технологию для расширения собственных возможностей. Если наши повседневные дела будут выполнять машины, это будет не свойственно человеку.

Адаптивные алгоритмы делают данные понятными

Используемые в настоящее время алгоритмы являются бинарными и ограничиваются действиями и командами пользователей. Теоретически они считаются «персонализированными» и «понимающими» наши действия, но в реальной жизни они представляют собой нули и единицы.

Алгоритмы не готовы к прогнозным системам и должны стать более адаптивными, чтобы подстраиваться под мотивы и потребности людей. Для того чтобы повысить адаптивность, нужно заново пересматривать цикл обратной связи. Только так люди смогут научить алгоритмы понимать, что им не нравится, и что ещё важнее — почему им это не нравится.

Персонализация делает взаимодействие более похожим на человеческое

«Интернет вещей» растет как рынок. Уже сегодня наблюдается сдвиг от мобильных технологий к технологиям ИИ, что означает, что пользователям будут доступны более персонализированные и уникальные отношения с устройствами.

Когда я опрашивал респондентов и задавал им вопросы о том, как они смотрят на «умные» операционные системы и искусственный интеллект, большая часть людей ссылалась на фильм «Она», когда говорилось о перспективах будущего. И эта перспектива интригует. Однако, если смотреть на последние разработки «умных» помощников, таких как Siri, Cortana и Google Home, понятно, что им не хватает очень важного элемента — персонализации.

Персонализация добавляет огромную ценность нашим взаимодействиям с устройствами, потому что так мы как будто ощущаем присутствие человека. Мы лучше установим связь с устройствами, если у них будет персонализация. Когда я смотрю на сервисы вроде Siri, я верю, что персонализация будет более актуальна в будущем, чем количество гигабайт.

Доверительные отношения через передачу персональных данных и за счёт прозрачности

Сегодня люди должны прежде всего «взломать» собственное поведение в онлайне, чтобы получить правильный контент. Очень расстраивает, когда покупаешь подарок для кого-то, а после покупки тебя заваливает рекламой с этим продуктом (да-да, тем же самым продуктом, который ты только что купил).

Алгоритмы часто неверно интерпретируют мои действия. Им ещё есть куда развиваться. Информационное взаимодействие стало жизненно важным элементом в развивающихся опытах будущего. Респонденты, опрос которых я проводил, говорили о том, что их заботит недостаток прозрачности и контроля, связанный с использованием интернета.

Большая часть персональных данных так и остаются в «черных ящиках». Никто не знает, как наши данные используются и обрабатываются большими технологическими компаниями. Если появятся возможности для автоматизации, то это вызовет больше доверия и распространения технологий.

UX-дизайн продолжает развиваться

Ремесло UX-дизайнеров продолжает развиваться. Растущее количество обязанностей, взаимодействий и форм влияет на подходы к разработке.

Пользовательские интерфейсы, например, все чаще принимают различные формы (например, интерфейсы, управляемые голосом), для которых требуются другие способы дизайн-мышления. UX-дизайнеры всё чаще сталкиваются с вопросами этики, потому что при создании предиктивных пользовательских интерфейсов затрагиваются вопросы конфиденциальности.

Сегодня на заре развития полностью автоматизированных систем, ориентированных на прямое взаимодействие с потребителями, желательно выработать четкое понимание о том, как уменьшить отрицательные стороны дизайна и разработать основополагающие принципы дизайна, так как дизайнеры будущего столкнутся с большей ответственностью в отношении таких тем, как приватность и персональные данные.

Текущего набора принципов дизайна от Rams, Nielsen (1998), Norman (2013) и Schneiderman (2009) недостаточно для автоматизации, потому что в них игнорируются темы прозрачности, контроля, циклов обратной связи и приватности.

Вовлечение дизайна ощущений в контекст автоматизации требует обсуждений и определенных методик проектирования, чтобы уменьшить предсказанные проблемы дизайна.

©  vc.ru