«Мы идём в другие страны не потому, что у нас проблемы в Китае»

Интервью со старшим вице-президентом Xiaomi об официальном запуске бизнеса в России.

25 апреля перед зданием «Цветного» в Москве собралось под сотню человек: помимо журналистов, на первую презентацию продуктов Xiaomi в России пришли её преданные фанаты. Уже несколько лет, пока шли разговоры об официальном приходе бизнеса в страну, они продолжали покупать её продукты, ввозя их из-за рубежа или через перекупщиков.

С недавних пор у Xiaomi появился партнёр в России, занимающийся дистрибуцией смартфонов. На фоне агрессивного маркетинга других китайских производителей активизировалась и Xiaomi, которую часто называют «китайским Apple» из-за её манеры подражать стилистике и заимствовать дизайн продуктов у американской компании. И хотя главы компании Лэя Цзюня на первой российской презентации не было, в Москву приехал Ван Сян — старший вице-президент Xiaomi, занимающийся глобальным развитием компании.

Фактически Ван Сян взял на себя функции выходца из Google Хьюго Барры, ушедшего из Xiaomi в Facebook. Главный редактор TJ пообщался с Ван Сяном о том, что именно китайский производитель собирается делать в России, как будет бороться с серыми закупками своей продукции и каковы сейчас темпы развития компании, известной онлайн-бизнесом, но столкнувшейся с китайской офлайн-реальностью.

96eb99df8a1ec3.jpg
Ван Сян на презентации в Москве

Почему именно сегодня вы решили наконец-то официально объявить о приходе Xiaomi в Россию и собрать здесь своих фанатов?

На самом деле, мы выбрали Россию нашим приоритетным направлением развития сразу после Китая и Индии по нескольким причинам. Первая — очень здоровый рынок смартфонов: в 2016 году здесь было продано 30 миллионов штук, поэтому он достаточно велик для нас.

Вторая — нам повезло, что здесь уже есть огромное число наших фанатов, хотя в прошлом мы в России и не присутствовали. Мы хотим служить их интересам, и нам легче начинать здесь бизнес с такой дружелюбной базой фанатов.

Третья — здесь много очень молодых людей с высоким уровнем образования, владеющих смартфонами. Средний россиянин имеет очень высокий стандарт образования, и здесь много техногиков: это основа фанатской базы Xiaomi в любой стране, будь это Китай, Индия или Индонезия.

Молодое поколение, разработчики, — все нас любят.​

Сейчас мы впервые официально анонсируем новый продукт и начинаем коммуникацию с фанатами и потенциальными покупателями в этой стране.

Это ваш первый визит в Россию?

Нет, уже второй. Первый был в ноябре 2016 года.

И какое у вас было первое впечатление?

Это очень красивая страна с богатой историей. Вчера я после работы пошёл в Большой театр посмотреть на «Лебединое озеро». Я видел огромное количество хорошо образованных людей, которые получают удовольствие и от жизни, и от работы, и это превзошло мои ожидания.

Думаю, у нас тут хорошая клиентская база. Люди очень дружелюбные.

Разговоры об официальном приходе Xiaomi в Россию начались ещё в 2014 году. Что поменялось за эти три года? Вы наконец выработали остальные рынки и начали охватывать новые?

В последние три года мы делали только одно — были сфокусированы на рынках Китая и Индии. Международную экспансию мы начали лишь около шести-восьми месяцев назад — после того, как добились успеха в Китае и Индии. Теперь нашими новыми ключевыми рынками стали Россия и Индонезия.

Почему Индонезия?

По похожим причинам. Достаточно большой рынок смартфонов, довольно сильная фанатская база.

То, что в России быстрый и дешёвый мобильный интернет, играло роль при выборе приоритета?

Думаю, это ещё одна важная причина. Сейчас в России операторы работают на 4G, что, конечно, даёт лучший пользовательский опыт по сравнению 2G и 3G. Так что мы, получается, подловили момент.

С хорошим покрытием 4G мы в будущем ещё сможем предоставить гораздо больше новых интернет-сервисов.

То есть вы собираетесь идти не только на рынок смартфонов, но и в интернет-сервисы?

На данном этапе мы на 100% концентрируемся на бизнесе смартфонов: хотим построить базу пользователей и фанатов. В будущем — возможно, что-то предложим.

dc1678a8c88e75.jpg

Будет ли в России официальное представительство Xiaomi — российский офис?

Конечно, такой план есть. Мы ищем место, изучаем логистику, опции по юридическому оформлению нашего представительства. Офис будет очень скоро.

У нас уже есть партнёр в России (RDC Group — прим. vc.ru), но будет и своё представительство.

Смена приоритета на Россию и Индонезию как-то связана с тем, что вы потеряли несколько позиций на китайском рынке? Я читал, что вы упали на четвёртое место.

На самом деле, это не связанные вещи. В Китае в 2015–2016 году мы росли за счёт городов 3–5 уровней (с населением 3 миллиона и меньше, то есть за счёт небольших провинциальных городов — прим. vc.ru).

С самого основания Xiaomi была онлайн-компанией. Люди в городах этих уровней не делают покупок в интернете. Могу поделиться некоторыми цифрами: в прошлом году онлайн-рынок смартфонов в Китае составлял 20% от всего рынка. Мы в этом сегменте всё ещё номер один.

Но у людей, живущих в сёлах и деревнях, нет интернет-покрытия, они не привыкли покупать что-то в интернете. Они ходят в магазины.

И предпочитают смартфоны подешевле.

Да, но не совсем. Конечно, они предпочитают дешёвые смартфоны, но главная проблема в том, что они хотят купить их в магазине. Поэтому с 2016 года мы начали строить свои офлайновые магазины.

Сейчас у нас есть 70 магазинов в Китае — мы называем их Mi Home. В этом году собираемся построить ещё 200 магазинов, а всего хотим построить тысячу. Пока получается успешно, поэтому мы будем очень агрессивно строить магазины по всей стране.

Сегодняшние 70 точек — это флагманские магазины площадью примерно 200–250 квадратных метров. В совсем маленьких деревнях мы можем строить магазины поменьше. Средняя выручка флагманских магазинов — $10 миллионов в год. Это довольно существенно: иногда мы показываем в 20 раз большую эффективность по выручке с квадратного метра, чем у известных китайских ритейл-сетей. Сейчас мы на втором месте после Apple по этому показателю в Китае.

В 2017 году мы, скорее всего, сумеем побить рекорд по выручке за всю историю компании — это примерно $15 миллиардов, если учитывать весь бизнес Xiaomi.

Мы идём в другие страны не потому, что у нас проблемы в Китае. Мы просто хотим расти.​

Apple сбросить с первого места сможете? У них-то магазины — настоящие храмы.

Рынок Китая огромен. Я думаю, мы продолжим заниматься тем, что делаем сейчас: улучшать пользовательский опыт и создавать лучшие продукты на рынке. Так наша доля на рынке и вырастет.

В Москве мы увидим такие магазины?

Да, но здесь всё по-другому. В Китае мы полностью владеем и управляем магазином. В других странах, в том числе России, мы используем для этого партнёров — называем их Xiaomi Authorized Store. В Москве есть два таких магазина, в Санкт-Петербурге мы вчера запустили первый, и ещё один есть во Владивостоке. Знаете, нам проще летать во Владивосток, чем в Москву. (смеётся)

А почему выбрали такую стратегию — продавать через партнёров? У Apple ведь такая же стратегия, но все всё равно хотят, чтобы в России открылись их официальные Apple Store. Если вы запустите свой флагманский магазин, это же будет как произведение искусства.

Мы и сделаем его произведением искусства и будем управлять им с большим вниманием, чтобы он отвечал всем нашим стандартам в Китае. Но причина, почему мы так ещё не делаем — мы всё ещё стартап, хоть нам и семь лет.

Всегда есть вопрос ресурсов. Спрос значителен, но во многих странах ещё не хватает ресурсов, чтобы строить там свои магазины. Это дорого, и ещё нужно изучить все местные особенности — как с точки зрения потребителей, так и госрегулирования.

Мы даже пока не знаем, какое лучшее место для постройки такого магазина. Нужно ещё много времени потратить на исследования. Поэтому для начала проще полагаться на помощь партнёров, тем более что так мы выстраиваем взаимоотношения с крупнейшими ритейлерами, и мы можем делать всё в онлайне.

f2810f7d51246e.jpg
Вице-президент по развитию бизнеса Qualcomm Юлия Клебанова, Ван Сян и исполнительный директор RDC Group Russia Николай Тюрин

Раз уж заговорили об исследованиях: вы выясняли, сколько смартфонов Xiaomi было продано на сером рынке в России?

Точного показателя у меня нет. По моим ощущениям, в стране очень много контрафактной продукции — наверное, около половины от всего объёма. Но мы постараемся справиться с этим. В прошлом нас здесь не было, поэтому мы не могли предпринимать никаких действий. Теперь мы работаем с партнёрами над этим, да и государство пытается решить проблему, потому что это нелегально.

Во-первых, [перекупщики] не платят таможенных сборов. Во-вторых, если ты покупаешь продукт на сером рынке, ты не можешь получить право на официальный сервис. И главное — продукт может просто не соответствовать техническим требованиям в стране: например, спектры используемых в смартфонах радиочастот отличаются в Китае и России, и у купленного на сером рынке смартфона здесь может не работать LTE.

Но при этом такие устройства могут стоить сильно дешевле, чем официально завезённые. Вы будете бороться с перекупщиками финансово, продавая смартфоны по сравнимым с местным рынком ценам?

Это действительно очень сложная проблема для нас. Наша ценовая политика одинакова во всех странах — не в том смысле, что цены везде одинаковые, но в плане методологии и философии. Мы не собираемся получать какой-то дополнительный доход с того, что отправляем на экспорт.

В нашу наценку входит налог, стоимость перевозки и сервиса. Серый рынок налогов не платит.

У вас действительно много фанатов в России. Как вы собираетесь взаимодействовать с ними теперь, когда вы официально пришли в страну?

Мы будем напрямую вовлекаться в сообщество Mi Fans и развивать его за счёт своих ресурсов. Конечно, будем в том числе полагаться на партнёров, но и будем отправлять сюда своих сотрудников из китайской штаб-квартиры, чтобы они общались с фанатами и организовывали мероприятия.

За прошедшие два месяца мы уже провели несколько таких мероприятий и подсчитали, что по всей стране у нас есть как минимум тысяча активных фанатов. Большинство из них живут в Москве, но есть много и в других городах.

Что происходит на таких мероприятиях?

Фанаты могут давать нам обратную связь — что им нравится, что они хотят получить нового от продукта. Мы обсуждаем технические проблемы, местные требования к продуктам, и ещё у нас много разных других активностей вроде вечеринок.

Главное — вовлечение: мы можем показать фанатам наши новые продукты и узнать, что они думают. На самом деле они нам очень помогают.

Что российские фанаты просят от вас больше всего? Могу угадать: русскую локализацию.

Да, вы правы (активно кивает). На это нужно время, но теперь с прямым подходом к делу мы добьёмся этого гораздо быстрее. Главные продукты — смартфоны и некоторые другие — мы переведём на русский язык уже в этом году.

То есть не сегодня.

Сегодня мы запускаем в России несколько новых продуктов. RedMi 4X — 5-дюймовый дисплей, цельнометаллический корпус и сканер отпечатков пальцев. Поддерживает 4G, очень привлекателен по цене. Очень долгое время работы — в режиме ожидания пять дней, можно легко использовать до двух дней: более 4000 мА·ч.

А почему сканер отпечатков пальцев сзади? Это же неудобно, надо менять положение руки.

У разных людей разные хватки руки: можно взять так и сразу разблокировать телефон. (берёт смартфон со стола и подносит к уху) А вот Mi 6. (показывает)

Вы его тоже запускаете сегодня?

Нет. На прошлой неделе мы только анонсировали его в Китае. Здесь процессор SnapDragon, 6 ГБ оперативной памяти, от 64 до 128 ГБ встроенной памяти, и очень высокое качество камеры. (показывает качество снимков)

Так если вы не запускаете Mi 6 в продажу сегодня, зачем вы его привезли?

Чтобы показать его вам! (смеётся) Скоро выйдет в продажу. В эту пятницу продажи начнутся в Китае, и после этого нам потребуется некоторое время, чтобы выпустить международную версию ОС.

То есть у него будет русская локализация?

Да. Но не сегодня.

Вы только что чуть не раскрыли дату начала продаж в России.

(смеётся)

Как я понимаю, после сегодняшней презентации в российских магазинах партнёров будут доступны далеко не все представленные устройства. А что будет доступно?

Вы слишком хорошо нас знаете. Для некоторых продуктов ещё необходимо выпустить локализацию, какие-то ещё не прошли государственную сертификацию. Да, не всё будет доступно сразу: нам нужно действовать шаг за шагом.

©  vc.ru