Можно ли пить пиво после ядерного взрыва?
Американский историк Алекс Веллерстайн обнаружил в архивах, где хранятся документы о превых ядерных испытаниях в США, документ, озаглавленный «Влияние ядерных взрывов на напитки в коммерческой упаковке». В середине пятидесятых в пустыне Невада вовсю взрывались атомные бомбы: за одну только операцию Teapot испытали 14 разных конструкции. Во время двух из 14 взрывов, мощностью 20 и 30 килотонн (30 — это вдвое больше, чем над Хиросимой), на разном расстоянии от эпицентра разложили и закопали несколько ящиков с газировкой и пивом. Вопрос о том, можно ли пить то, что останется после того, как выпадет ядерный пепел, очень волновал учёных и военных. О своей находке Веллерстайн рассказывает в блоге на npr.org.
Оказалось, что можно. Во-первых, уцелело множество бутылок; взрывная волна сама по себе не причиняла стеклотаре никакого вреда, и пиво и кола оставались целы, если только на ящик не падало что-нибудь тяжелое или бутылки сами откуда-нибудь не падали. Уровень радиации в напитках был выше нормы только в партиях, размещенных ближе всего к эпицентру взрыва (минимальное расстояние — чуть больше 300 метров) — такое можно пить только в случае крайней нужды и если нет других вариантов. Впрочем, природа эксперимента именно такую ситуацию и предполагает. В тех партиях напитков, которые были оставлены чуть дальше от взрыва — до 6 километров — уровень радиации не превышал санитарные нормы.
Известно, что готовность к научному самопожертвованию в академическом сообществе была особенно сильна в середине XX века. Еще одно подтверждение этому — страницы с данными органолептических испытаний постъядерного пива и колы. Результат, впрочем, радует: на вкус пива (в эксперименте использовали светлый лагер и эль) и газировки ядерный взрыв не влияет, если только напиток не оказался слишком близко к эпицентру.