Может ли мир освободиться от необходимости работать

Краткий перевод материала The Guardian о том, может ли прижиться идея свободного от работы общества, а также плюсах и минусах такого уклада.

В избранное

В избранном

Работа — вот что на самом деле управляет миром. Большинство из нас не может даже представить общество без работы. Работа формирует нашу психику и определяет повседневную жизнь.

Работа наполняет нашу жизнь смыслом, пока религия, политика и общественный дух отходят на второй план. У нас, постоянно занятых, просто нет времени и сил, чтобы уделять должное внимание ещё и детям или пожилым родителям.

Мы боимся признать, что работа медленно, но верно занимает центральное положение в нашей системе ценностей.

Посудите сами: работа как средство поддержания жизни, не говоря уже о благосостоянии, попросту неэффективна. В Великобритании восемь миллионов человек, живущих бедно, заняты в домохозяйствах. В США целых полвека не наблюдался рост средней зарплаты.

Работа также перестала служить источником социальной мобильности: согласно статистике, в 2017 году половина британских бакалавров работала на местах, не требующих высшего образования.

Большая занятость обуславливает существование сопутствующих услуг — отсюда и круглосуточная доставка пиццы, и мойщики собак. По мнению антрополога Дэвида Грэбера, это «дерьмовые профессии». Так он именовал их в одной из своих статей. В свой список Грэбер также включил лоббистов, продавцов в телемагазинах, судебных приставов и многих других.

Возможно, положения выше кажутся слишком натянутыми и субъективными, но экономические данные говорят об обратном. Уровень продуктивности стабильно падает, несмотря на постоянное повышение интенсивности труда, которое делает всё больше занятий невыносимыми.

Поэтому неудивительно, что работа очень плохо влияет на наше здоровье. В условиях постоянного стресса и строгих дедлайнов иначе быть не может.

Кроме того, работа распределена чересчур неравномерно — кто-то получает слишком много, кто-то слишком мало, а кто-то попросту не рассчитывает на стабильность.

И самыми насущными проблемами вокруг работы являются автоматизация и состояние окружающей среды. По некоторым данным, через 20 лет искусственный интеллект сможет справиться с половиной существующих работ. Иная точка зрения сводится к тому, что работа в привычном виде перестанет существовать из-за изменений климата.

Работа доставляет нам множество проблем, это очевидно. И кажется, что решить их все невозможно. Так, может быть, стоит начать думать под другим углом?

Идея свободы от работы существует уже довольно давно — с самого зарождения современного капитализма. О ней писали Карл Маркс, Уильям Моррис и Джон Мейнард Кейнс. Их мысли получили новый виток развития в 2010 году, когда трудовой кризис в США и Великобритании стал неизбежен. За «дерьмовой работой» Грэбера последовали труды куда более тонкие, критикующие работу как особую форму идеологии.

Так сформировалась группа мыслителей, выступающих за мир без работы. Они предлагают радикально иное будущее для западной экономики и особенно для бедных стран, которые, по мнению этой группы, сильнее всего пострадают от последствий автоматизации и климатических изменений.

Многим может показаться, что общество, где не нужно будет работать, это что-то нелепое и даже безнравственное. Но нет, в таком будущем будет меньше стресса, больше равноправия и участия в политической жизни, утверждают приверженцы противоположной точки зрения.

Другим важным аргументом в пользу будущего без работы служит то, что нынешнее понимание труда противоречит природе и появилось совсем недавно в результате случайности. Все культуры относились к работе как к средству достижения цели, но не как к самоцели (иначе жизнь просто проходит мимо).

По мере изменений в рабочей этике сокращалось и количество рабочих часов: в 19 веке — с 80 до 60 часов в неделю, а с начала 20 века до 1970-х годов рабочую неделю уменьшили до 40 часов (в Британии и США).

Давление профсоюзов, технологические изменения, работники с хорошим образованием и правительственные инициативы — всё это постепенно подрывало веру в работу. Мысль, что работа перестанет доминировать над всеми сферами жизни хотя бы в Европе, была довольно распространённой.

Компьютерные технологии, позволяющие экономить усилия, только-только появились. Частые забастовки показали: работать можно по-другому. Достаточно высокие зарплаты позволяли большей части населения меньше работать.

Но произошло совершенно обратное. В 1980-х годах Маргарет Тэтчер и Рональд Рейган (71-й премьер-министр Великобритании в 1979–1990 годах и 40-й президент США — vc.ru), поддержавшие работодателей, последовательно делали жизнь безработных более сложной.

Грэбер — в равной степени и анархист, и антрополог — предполагает, что так государство нашло способ контролировать население. После двух десятилетий свободы консерваторы просто не выдержали. Что будет с обществом, считали они, если все перестанут работать и станут хиппи?

Во времена Тони Блэра (премьер-министр Великобритании с 1997 по 2007 годы — vc.ru) политический и культурный статус института работы достиг апогея. Показатель безработицы опустился до минимума, в трудовые отношения включилось больше женщин, зарплаты росли, уровень бедность сильно упал.

Тем не менее современная Великобритания, например, постепенно уходит от этого курса. Консерваторов, которые ценят семью, идея свободного от работы общества привлекает по понятным причинам.

Партия «Зелёных» предлагает увеличить количество выходных дней до трёх, готовятся проекты по введению безусловного дохода (сейчас это самая заметная и дискуссионная идея сторонников «безработного» мира). Лидер оппозиции Джереми Корбин в сентябре 2017 года заявил, что автоматизация, возможно, открывает новые способы организации работы и досуга.

Континентальная Европа тоже не отстаёт. Во Франции многие работодатели предлагают 35-часовую рабочую неделю, а самый большой профсоюз Германии ведёт борьбу за 28-часовую неделю для работающих посменно и сотрудников с детьми.

Защитники «рабочей» культуры — известные политики и бизнесмены — постоянно задаются вопросом, смогут ли сотрудники правильно организовать свой досуг и способны ли они вообще справиться со свободой, которую предлагают сторонники идеи мира без работы.

Так, в 1989 году в Чикагском университете был проведён эксперимент, результаты которого, казалось, подтверждают сомнения работодателей. 78 человек, клерки и менеджеры местных компаний, должны были в течение недели заполнять специальные анкеты с вопросами о том, чем они занимаются дома и на работе, и как они при этом себя чувствуют.

Оказалось, что участники чувствуют себя гораздо лучше на работе, где они могут в полной мере проявить свои способности и научиться чему-то новому. Дома большинство из них просто смотрели телевизор, пытались заснуть или вообще ничего не делали, хотя им это не нравилось. Вывод был очевиден — работники просто не знают, куда направить психическую энергию в свободное время.

Сторонники общества без работы видят в результатах подобных исследований негативное влияние рабочей культуры. Досуг — это способность, говорят они, и мы потеряли её. Соответственно, свобода от работы поможет её восстановить.

Исторический опыт, похоже, подтверждает подобную точку зрения: в послевоенные годы, когда было проще получить пособие по безработице, появились битники, авангардный театр и британская поп-музыка.

Однако сложно себе представить, как реорганизовать существующую инфраструктуру. Как адаптировать тысячи офисных зданий под нужды мира без работы.

Одно из решений — создать в пустующих помещениях общественные пространства, соединяющие в себе библиотеки, студии, досуговые центры. Чтобы можно было и создавать музыку, и программировать, в общем, заниматься чем угодно. Но эта задача чрезвычайно сложная. Очевидно, чтобы перестать работать в будущем, нужно много работать сейчас.

В мире без работы люди, вероятнее всего, будут жить более сплочённо, границы личного и общественного станут менее чёткими, как это случилось в период Красной Вены, когда городом впервые управляли социал-демократы. С 1918 по 1934 год было построено множество жилых микрорайонов с общественными прачечными и мастерскими.

Борцы за мир без работы постоянно говорят, что будущее в таком случае будет творческим, интеллектуальным. Но эти люди уже и так связаны с креативными индустриями (журналисты, художники, учёные), поэтому переход в будущее без работы для них будет лёгок, как ни для кого другого.

Кроме того, мир без работы призван разрешить конфликт между экономическими интересами различных групп. С отмиранием работы отомрёт и эксплуатация труда. Однако, по мнению некоторых учёных, подобный взгляд очень наивен.

И всё же самые скептически настроенные исследователи признают: отношение к работе радикально изменится. Глупо думать, что сами принципы работы останутся в прежнем виде. Как бы то ни было, природа или автоматизация сделают своё дело, и люди станут по-другому смотреть на работу.

Неясно, откуда возьмётся импульс для трансформации общества, если возьмётся вообще. Передовым государствам предстоит пройти долгий путь: страной, которая больше сопротивляется идее мира без работы, является США.

Всё дело в культуре — глубоко в сознании американцев укрепилась идея, что любую проблему можно решить, работая больше. То же касается и Великобритании.

Однако стоит помнить: отношение к работе менялось на протяжении всей истории, и оно рано или поздно изменится снова. Для этого есть предпосылки. В конце концов, то, что для нас абсолютно немыслимо, для следующих поколений станет традицией.

#будущее

©  vc.ru