Может ли компания зачудить интернет-справочник за публикацию негативных отзывов

Здравствуйте.

Я представляю интернет-справочник. Мы занимаемся публикацией подробной информации о компаниях и отзывов о них. Хотел спросить, какие законы регулируют деятельность таких сайтов?

Компании, на которые поступили негативные отзывы, иногда направляют нам претензии и просьбы об удалении этой информации. И еще у нас бывают неточные адреса, которые мы не можем исправить прямо сейчас, но сможем позже. Хотелось бы узнать, какие «подводные камни» могут быть в нашей ситуации с юридической точки зрения?

За что могут наказать такие справочники? Что следует соблюдать? Что может действительно требовать компания, когда обращается к нам за удалением контента? Какие данные нельзя размещать компаниях размещать нельзя?

Привет.

Плохой отзыв о компании в справочнике — потенциальная проблема. Плохой отзыв обижает владельца компании, который, как правило, немедленно бежит к юристу с требованием срочно что-нибудь предпринять. «Что-нибудь предпринять» — это, в большинстве случаев, досудебная претензия, цель которой — запугать вас до потери пульса, заставив как можно быстрее удалить или изменить отзыв. Если не удастся решить проблему досудебно, то дело дойдёт до суда —, а там и блокировка сайтов, и траты денег, и сгоревшие нервы более чем вероятны.

Чаще всего юристы ссылаются на комбо »152 ГК + 15 ГК» (обидели компанию) или »152 ГК + 151 ГК» (обидели человека). Идея в том, что негативный отзыв, если он содержит заведомо недостоверные сведения, вредит репутации компании или причиняет нравственные страдания человеку.

Если есть вред — компенсацию за его причинение можно выбить не только из автора, но и из владельца сайта, что прямо разрешено пунктом 5 Постановления В С РФ № 3. А так как владелец сайта — это вы, но и все риски остаются на вас. К сожалению, если что-то пойдёт не так, не обиженной компании придётся доказывать недостоверность сведений, а именно вам — их достоверность. Если не докажете — гарантированно проиграете суд.

Чуть реже юристы копают в сторону административных (»5.61 КоАП + 5.62 КоАП») или уголовных (»128.1 УК + 282 УК») дел, но перспективы здесь дьявольски туманные. Экзотика в виде экстремизма и дискриминации на сайте вряд ли появится — её легко отловить исключительно при помощи здравого смысла составителя справочника, ну, а оскорблению и клевету следует отлавливать специально обученным модераторам, которые на таких задачах съели не одну собаку.

Редко встречающийся в практике, но неплохо работающий способ закошмарить сайт-справочник — заявить в ФАС о ненадлежащей рекламе. Убедить ФАС в том, что отзыв о компании — это реклама, чертовски сложно, но если удастся — то распространение рекламы, которая порочит честь, достоинство или деловую репутацию других лиц, хороший повод повыбивать деньги опять же из вас.

Что касается информации, которую можно публиковать на сайте, то совершенно точно можете публиковать всё, что содержится в ЕГРЮЛ — за это вас вряд ли засудят. Всё остальное — само по себе менее безопасно, ну, а самые опасные материалы — негативные отзывы, содержащие в себе резкие заявления и ссылающиеся на неизвестные вам факты.

Чтобы снизить вероятность проблем, определите правила игры со всеми посетителями сайта. Пропишите условия модерации — что и почему удаляете (нецензурщину, экстремизм, оценочные суждения), кто за что несёт ответственность (если у нас проблемы — переадресуем их вам) и что делать тем, в отношении кого оставили отзыв (куда писать, что можно требовать и в какие сроки)

©  vc.ru