Молодые звезды умеют «чихать»: что узнали ученые

Исследователи из Университета Кюсю пролили свет на важнейший вопрос о том, как развиваются молодые звезды. Используя радиотелескоп ALMA в Чили, команда специалистов обнаружила, что в зачаточном состоянии протозвездный диск, окружающий молодую звезду, испускает шлейфы пыли, газа и электромагнитной энергии. Эти «чихания», как их описывают исследователи, высвобождают магнитный поток внутри протозвездного диска и могут быть жизненно важной частью звездообразования, пишет Phys.org.

Все звезды, включая наше Солнце, развиваются из так называемых звездных питомников — больших концентраций газа и пыли, которые в конечном итоге конденсируются, образуя звездное ядро ​​— молодую звезду. Во время этого процесса газ и пыль формируют кольцо вокруг молодой звезды. Его называют протозвездным диском.

«Эти структуры постоянно пронизаны магнитными полями, которые влекут за собой магнитный поток. Но если бы весь этот магнитный поток сохранялся по мере развития звезды, он генерировал бы магнитные поля на много порядков сильнее, чем те, которые наблюдаются у любой известной протозвезды», — говорит автор исследования Кадзуки Токуда, ученый из Университета Кюсю.

Молодая звезда в центре окружена ярким диском, называемым протозвездным диском. Синим цветов отображены всплески магнитного потока, газа и пыли. Исследователи обнаружили, что протозвездный диск выбрасывает магнитный поток, газ и пыль — подобно чиханию — во время формирования звезды
Молодая звезда в центре окружена ярким диском, называемым протозвездным диском. Синим цветов отображены всплески магнитного потока, газа и пыли. Исследователи обнаружили, что протозвездный диск выбрасывает магнитный поток, газ и пыль — подобно чиханию — во время формирования звездыИсточник: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO)

Исследователи предположили, что существует механизм, который устраняет магнитный поток во время развития звезд. Чтобы разобраться в загадочном явлении, команда нацелилась на MC 27 — звездный питомник, расположенный примерно в 450 световых годах от Земли. Наблюдения были собраны с помощью массива ALMA, набора из 66 высокоточных радиотелескопов, построенных на высоте 5000 метров над уровнем моря на севере Чили.

«Проанализировав наши данные, мы обнаружили нечто совершенно неожиданное. Там были шипообразные структуры, простирающиеся на несколько астрономических единиц от протозвездного диска. Копнув глубже, мы обнаружили, что это были всплески выброшенного магнитного потока, пыли и газ, — продолжает Токуда. — Это явление называется «обменной нестабильностью». Оно возникает, когда нестабильность магнитного поля реагирует с различной плотностью газов в протозвездном диске, что приводит к вытеснению магнитного потока наружу. Мы назвали это «чиханием» молодой звезды, поскольку оно напоминает чихание — резкий выброс пыли и воздуха на высоких скоростях».

На расстоянии нескольких тысяч астрономических единиц от протозвездного диска наблюдались другие всплески. Ученые предположили, что это были признаки других «чиханий» в прошлом. Результаты исследования могут улучшить понимание сложных процессов, формирующих Вселенную, которые продолжают привлекать интерес как астрономического сообщества, так и общественности.

«Подобные шипообразные структуры наблюдались и у других молодых звезд, и это становится все более распространенным астрономическим открытием, — заключает эксперт. — Исследуя условия, которые приводят к такому «чиханию», мы надеемся расширить наше знание того, как формируются звезды и планеты».

Ранее ученые описали новый инопланетный мир. Молодая и теплая экзопланета немного напоминает Юпитер.