Мобильные хорроры: карманное производство кирпичей в промышленных масштабах
Зловещая картинка на экране, тревожные звуки в наушниках да порой вибрация геймпада в руках… Вот и весь хоррор. С консолями и PC всё ясно — сплошной обман основных органов чувств. А вот со смартфонами… можно ли всерьёз напугать изображением размером в пару визитных карточек? Казалось бы, чем компактнее дисплей, тем меньше степень вовлечения (общее место в ряде психологических исследований, между прочим). Но, будь всё так просто, мобильные ужастики бы в индустрии не прижились. А они, напротив, ощущают себя довольно комфортно — всем психологам вопреки.
Пугай меня, пугай меня полностью
Эмоции. Позитивные и негативные, яркие и не очень… В погоне за ними современный человек проводит большую часть свободного времени: путешествует по миру, читает книги, играет в игры, наконец. Как бы прозаично это ни звучало, любое простейшее впечатление — это не столько сумма наших личных опытов и реакций, сколько нейрофизиологический процесс.
Страх в этом смысле, быть может, даже полезнее остальных. Если при просмотре видео с котятами мы начинаем внепланово вырабатывать окситоцин, то опасность (неважно, реальная или смоделированная) вызывает в организме форсированный выброс адреналина — нейромедиатора, обеспечивающего нам уверенность в себе, отвагу и решительность. Правда, чаще всего эта отвага инспирирована страхом, но от этого она только притягательнее. Собственно, именно адреналином ученые и объясняют нездоровую (или всё-таки здоровую?) тягу к жанру ужасов. Каждый из нас немного Джейсон Стетхем, ага. Ну, лишь бы не Вурхиз.
Искусственно вызванный страх — удобный метод психологической разрядки. Именно поэтому наш мозг, что называется, «сам обманываться рад». Можно сколько угодно храбриться и утверждать, что происходящее на экране тебя не тревожит. Но такое похвальное упрямство годится разве что для дружеских посиделок с пивом под какой-нибудь кассовый паранормальный триллер. Стоит даже в сознательном возрасте остаться с «Ведьмой из Блэр» один на один, и всю храбрость снимает как рукой.
Однако к ужасам с большого экрана мы более-менее привыкли, спасибо десятилетиям кинематографа. Конечно, они всё ещё в силах испугать кого-то по-настоящему, но большинство зрителей просто стоически вытерпит все скримеры и разве что пару раз неуютно поёжится. Разумеется, «страшных» игр это тоже касается…
По большому счёту добрая половина мобильных ужастиков стилистически ничем не отличается от своих старших братьев с «серьёзных» платформ. Пугают они тоже с переменным успехом и по-разному. Но всё-таки пугают. Не в последнюю очередь потому, что ужасы — жанр, в котором приветствуются универсальные решения, проверенные временем сюжетные клише и всевозможные их комбинации. А ещё потому, что нас хлебом не корми — дай нафантазировать себе монстров и призраков. То есть, качество визуального исполнения в данном случае смещается на второй план. Что не дорисовал экран, то дорисует воображение. Удобно.
Slender man, Slender man, does whatever a Slender man can
В большинстве своём игровые хорроры без обиняков педалирует самые распространённые человеческие кошмары. Тем и спасаются. Возьмём, к примеру, боязнь темноты (сразу вспоминается нетленка Iron Maiden). Этот страх считается иррациональным и чуть ли не хтоническим, но при ближайшем рассмотрении он оказывается обычным дискомфортом от столкновения с неизвестностью. Неизвестности мы не терпим и при любой возможности изо всех сил стараемся её «заполнить». С этой целью изобретательный мозг всегда готов подкинуть пару-тройку вариантов, один другого абсурднее. Но главный его посыл чаще всего примерно такой: неизвестное — потенциально опасное.
В основе большинства игр жанра survival horror лежит именно эта идея. Выживание. Выживание любой ценой. На этот наш доисторический инстинкт сурвайвалы давят безжалостно и с особым цинизмом. Лес, фонарик, пугающая неопределённость… Слендермен выжал из этого сеттинга максимум (в одном только Google Play около сотни посвящённых ему приложений) и породил массу условно похожих проектов вроде Eyes.
По той же схеме построены примитивные с виду, но пугающие не хуже других The Woods и Dead Runner (не путать с раннером Into the Dead). Впрочем, лес здесь опционален. В качестве антуража сойдёт и заброшенная психиатрическая лечебница, как, например, в параноидальной Mental Hospital или в не на шутку цепляющей Forgotten Memories: Alternate Realities (мастхев для фанатов «Сайлент Хилла»). Похожую модель эксплуатирует, в частности, успешная серия Five Nights at Freddy’s — хороший пример оригинального «выживального» геймплея в декорациях абсолютно для этого не предназначенной детской пиццерии (в первых треё частях, по крайней мере).
Другой популярный общечеловеческий кошмар — боязнь закрытых помещений. У некоторых чувствительных особ она порой принимает форму патологической клаустрофобии. Хоррор-эскейпы в таких случаях — то, что доктор прописал. Совместите «комнатный» квест с атмосферой мрачной безысходности — и получите игры вроде Ellie и Murder Room. На случай, если в комнате вам тесновато, сгодится и сюжет в стиле «дом с привидениями», который весьма удачно реализован в Haunted Escape и вдохновлённой историями самого Лавкрафта Maniac Manors.
Проекты Lost Within, «Свет» и Hellraid: The Escape находятся где-то на пересечении классического эскейпа с форматом survival horror. И если вы с ними до сих пор не знакомы, то бросайте всё немедленно и качайте, не задумываясь. Hellraid, кстати, рекомендуем особенно. Во-первых, это младшая сестра «замороженной» одноимённой игры от Techland (студии, подарившей нам Dead Island и Dying Light). А во-вторых — просто отличный пример того, как ведёт себя в умелых руках третий Unreal Engine.
Красиво бояться не запретишь
Кто бы что ни говорил, визуальные образы сильнее всех прочих. Поэтому ещё один универсальный способ нас напугать — показать нам что-то максимально отвратительное (желательно, при этом, более-менее антропоморфное). Человеческая психика устроена очень забавно: малейшее визуальное отклонение от привычной нормы моментально вызывает в нас паническую реакцию разной степени интенсивности. Именно за таким эффектом и охотятся создатели многочисленных хоррор-экшенов с живыми мертвецами, пришельцами-мутантами, обезображенными антагонистами и прочей нечистой (и несимпатичной) силой.
Но некроморфы из Dead Space, эталонные зомби из Dead Effect, клоуны, куклы и прочие мёртвые девочки — это детские шалости по сравнению с демонами у нас в голове. Поэтому, говоря о жанровом разнообразии, нельзя упускать из виду проекты, которые добиваются тревожного эффекта за счёт чистого саспенса. Как правило, этот горячо любимый Хичкоком и Кингом инструмент устрашения присущ продуктам инди-сегмента и серьёзным драматическим адвенчурам. К последним с некоторыми оговорками можно отнести великолепный триллер In Fear I Trust, местами визуально напоминающий BioShock. Всё тот же BioShock, кстати, приходит на ум в связи с ещё одной жутко красивой портативной историей — Dark Meadow: The Pact.
Инди-хорроры всегда отличались оригинальностью. Что логично: их создатели не могут позволить себе паразитировать на каких-нибудь попсовых штампах популярной культуры. Чтобы выгодно выделиться на фоне зомби-мошпита, хочешь не хочешь, а приходится создавать что-то принципиально свежее. Хорошо известная Limbo в этом плане, конечно, образец для подражания. Но уникальных проектов хватает и без неё.
Чего стоит одна только шведская Year Walk — блестящий визуальный квест, который больше похож на какую-то древнюю мистерию прямиком из страшных северных сказок. Отечественным студиям тоже есть, чем похвастаться. Ненавязчиво цитирующая Эдгара По Knock-Knock (она же «Тук-тук-тук») от Ice-Pick Lodge — это один протяжный сомнамбулический стон, от которого вам сделается, как минимум, очень неуютно.
Байки из смартфона: инновации на службе у хоррора
Воздействие на основные каналы сенсорного восприятия с целью вызвать испуг — трюк довольно банальный. Поэтому особенно интересно находить среди портативных ужастиков творения, где нужный эффект достигается не только за счёт аудиовизуальных решений, но и благодаря правильному применению уникальных возможностей карманных платформ.
Образец такого подхода — готовящаяся к выходу Night Terrors, которая будет щекотать нервы при помощи инструментов дополненной реальности. Вы думали, камера в вашем смартфоне пригодна только для селфи? Зря вы это. Разработчики Night Terrors уверяют: её объектив может запечатлеть призраков прямо у вас дома (пламенный привет сериалу «Сверхъестественное»).
Представьте себе приложение, анализирующее поступающую с камеры и микрофона информацию и подающее её под соусом леденящего кровь сюжета в режиме реального времени. Бр-р-р… Но камера — это так, цветочки. В плане интерактивности многие бюджетные смартфоны дадут фору любой некстген-консоли. Отличный пример — »1214» — пока не вышедший, но очень перспективный мобильный ужастик, где телефон из игровой платформы превращается в вашего злейшего врага. Помимо основного сюжетного геймплея привидения из »1214» будут донимать вас и в реальной жизни, имитируя звонки, присылая SMS и неожиданно активируя вибрацию мобильного устройства. Сидишь ты, значит, на совещании, поправляешь галстук с умным видом, как вдруг… Впрочем, не будем фантазировать, и без того не по себе.
Спору нет, такой комплексный подход к высокотехнологичному запугиванию — лучшее, что мобильные платформы могут предложить жанру. Но некоторые проекты со ставкой на более тривиальные функции смартфонов заслуживают, пожалуй, не меньшего внимания. Взять хотя бы Bloody Mary Ghost — морально устаревший, но удачный хоррор-квест, который синхронизируется с часами на телефоне и ведёт себя по-разному в зависимости от реального времени суток. Или простую с виду, но любопытную в реализации The Abandoned School… Игра заставит вас буквально трясти и скрести телефон (будьте благоразумны!). Виртуальная реальность тоже за бортом не осталась. Поиграйте в атмосферную Sisters со шлемом Google Cardboard — узнаете о своих страхах много нового.
Ещё один хороший экземпляр оригинального хоррора в портативном формате — дилогия Papa Sangre. Этот проект (под видом наглядного руководства «Как избежать банальностей и не облажаться») стоило бы в обязательном порядке показывать всем разработчикам мобильных ужастиков. Никаких неожиданных страхолюдин, внезапных прыжков из-за угла и прочих избитых фокусов. Только бинауральный звук, акселерометр и обманчиво пустая неизвестность загробного мира.
Перечисленные выше тайтлы убедительно доказывают: мобильные хорроры — это не только крошечный экран и примитивные контроллеры. Недостатком средств выразительности смартфоны явно не страдают. Да, прелести портативного инструментария ещё не освоены ими до конца, но дело-то молодое… Для полного комплекта осталось разве что включить в геймплей датчик освещённости, геолокацию и телефонную книгу. А при желании в ход можно пустить даже запись разговоров с друзьями. В общем, то неловкое чувство, когда заранее боишься собственного смартфона.
Так или иначе основной движущей технологией жанра ужасов всегда был и навсегда останется наш любимый мозг. Но если долго всматриваться в бездну — бездна начнёт всматриваться в тебя. Не забывайте об этом после ночного прохождения какой-нибудь Slender Man Origins. Выдохните, заварите крепкого чаю и, пожалуйста, не оглядывайтесь. Не оглядывайтесь ни в коем случае.
Ссылки на все упомянутые в статье игры вы найдёте в наших подборках хорроров: редакционной и читательской
Автор текста: Аня Деревянко
Источник: 4pda.ru
© 4PDA