Мобильная студия звукозаписи: обзор мощного рекордера Zoom H4n Pro
Zoom — это расположенная в Токио компания, специализирующаяся на музыкальном оборудовании. Гитарные пульты и «примочки», аудиоинтерфейсы и мультитрековые рекордеры, в общем, качественная студийная аппаратура для музыкальных или кинематографических целей.
Но в первую очередь Zoom известна своими технологиями полевой записи, позволяющей чисто писать «атмосферу». В кино рекордеры Zoom используют для того, чтобы пополнять базы данных естественных звуков — на них чисто записывают, например, грохот улицы, шум рынка, проезжающий трамвай или крики детей на игровой площадке. Я сделал несколько таких «атмосферных» треков: в принципе, они даже не требуют обработки. Качество записи таково, что многие шумы можно сразу ставить в озвучку.
Диктофоны (хотя сложно назвать их продукцию этим словом) широко используют журналисты и вообще люди, которым нужно записывать какие-то звуки в экстремальных условиях. Например, Zoom позволяет взять интервью у начальника цеха среди гремящих и жужжащих станков. Или у гонщика прямо рядом с трассой, по которой проносятся болиды. На рекордеры Zoom очень часто пишут живые концерты: можно просто прийти на концерт любимого исполнителя, положить рекордер рядом —, а потом слушать эту запись, и она будет настолько качественной, насколько вообще может быть запись живого концерта. Хоть диск издавай.
Всё это звучит, как рекламный проспект. Поэтому мы попросили у Zoom одну их трёх топовых моделей полевых рекордеров — Zoom H4 Pro, — чтобы убедиться во всём самостоятельно. И да, это младшая из топовых — по слухам Zoom H6 ещё мощнее (и дороже, тут ничего не сделаешь). Итак, вперёд.
Первые впечатления
В этом месте мы обычно описываем процесс, простите, анбоксинга, то есть распаковки. Но поскольку это японцы, и рекордер всё-таки полупрофессиональный, производители справедливо не стали заморачиваться на огромном количестве различных пакетиков, зажимчиков, дополнительных переходничков и так далее — это удел общеупотребительных гаджетов типа смартфонов.
В картонной коробке — только самое необходимое. Сам диктофон в пластмассовом чехле (кстати, незаменимая и очень удобная штука) и — что мне очень понравилось — комплект батареек. Это вечная проблема: купишь какой-нибудь гаджет, питающийся от «пальчиков», а на инструкции мелкими буквами написано «батарейки в комплект не входят». И вместо того, чтобы сразу приступить к эксплуатации, ты идёшь в магазин за элементами питания.
Тут кто-то может возмутиться: какие батарейки, это же прошлый век, устройство должно иметь заряжаемый аккумулятор! Глупости, отвечу я. Портативные рекордеры — это не игрушка с ежедневной зарядкой. Это вещь, которую исследователь птиц может взять с собой в месячную экспедицию в тайгу и записывать там таёжных глухарей, клестов и кедровок. А кинематографист может на неделю поехать снимать что-то в непролазные джунгли. А музыкант — на целый день снимать клип с живым звуком на природе. И нет, там нет никаких этих ваших розеток и USB-портов для подзарядки. Поэтому полная автономность и независимость от стационарных источников электроэнергии — это важная черта профессиональных рекордеров. Впрочем, вход для джека, которым можно подключить устройство к розетке тоже есть — это удобно в случае длительного студийного использования. Но сам блок питания придётся покупать отдельно.
Конечно, у гаджета есть и miniUSB-порт для подключения к компьютеру — нужно же как-то выгружать записанные и обработанные файлы. Но о портах и вообще интерфейсе мы поговорим чуть ниже. Кабель, к слову, к гаджету не прилагается, и это нормально — у вас что, кабелей дома мало? У меня штук 20, наверное, к каждому устройству по шнуру, при этом входы и интерфейсы все типовые.
Зато в комплект входит пара приятных бонусов — бесплатные коды активации для Wavelab LE и Cubase LE, известных звуковых программ-лабораторий. Я и без Zoom всегда пользовался Wavelab, так что мне, в принципе, ещё один код не нужен. Но в целом для тех, кто предпочитает честную покупку пиратским торрентам, коды лишними не покажутся.
И да, есть инструкция. Толстенная, на 154 страницы, англоязычная книжка. Она очень хорошо проиллюстрирована, так что даже проблемы с языком вряд ли помешают.
Ну что ж, распаковали, теперь проведём, так сказать, внешний осмотр.
Инстинктивное управление
Устройство лёгкое и удобно лежит в руке (на снимке видно). Что бы я порекомендовал производителю — так это сделать, как на многих фотоаппаратах, крепёж для петли, которую можно надеть на запястье. Мало ли, выронишь, будет очень обидно.
Внешнее управление достаточно инстинктивно, то есть сходу можно записывать, не меняя ничего в настройках. Пара штук, которые не сразу становятся понятными:
1) справа есть регулятор rec level. Это чувствительность микрофонов. Априори она стоит на максимуме, то есть на 100 единицах. При такой чувствительности микрофон слышит вообще всё. Как сопит человек за стенкой (вы собственным ухом этого не слышите), как в трёх улицах от вас проезжает троллейбус, как ваша футболка трётся о кожу. Естественный минус такой звукозаписи — она очень шумная, причём белый шум даже особо не вычистишь. Такую чувствительность имеет смысл ставить, если вам действительно хочется использовать Zoom в шпионских целях, другой необходимости я придумать не могу. Поэтому я сразу снизил чувствительность до 60 на улице или до 40 — дома. Чтобы была чистая запись нужных мне звуков, скажем, гитары или шум трамвая.
2) красная кнопка Rec включает не саму запись, а режим записи. Чтобы начать записывать, надо ещё нажать на play.
Собственно, больше никаких секретов первоначальной тестовой записи нет. Всё просто. Главное — не забудьте вставить SD-карту, в комплект она не входит. Устройство поддерживает карты объёмом до 32 Гб.
Есть ещё один момент: каждый из двух встроенных в H4n Pro микрофонов асимметричен. В зависимости от того, какой стороной он повёрнут, он лучше всего записывает звуки в определённом секторе, варьирующимся от 90 до 120 градусов. Когда вы пишете «атмосферу», лучше расширять сектор, а при записи направленных звуков, скажем, игры на гитаре или голоса, стоит сфокусировать микрофоны на более узком сегменте.
Снизу диктофона есть стандартная резьба для штатива — это особенно удобно для использования Zoom в качестве портативной студии. Можно прийти в весенний парк, установить его на штативе и петь песни. Или слушать птиц. А кому не нравится сад — то же самое можно делать на парковке:)
Кстати, два слова о развесовке. Часть диктофона со встроенными микрофонами значительно тяжелее, чем его противоположный конец, где расположены порты для стационарных микрофонов (или для гитарных джеков — они имеют довольно хитроумную универсальную конструкцию). Суть в том, что Zoom умеет писать в четыре канала одновременно, к двум из них можно подключить микрофоны, причём диктофон имеет функцию фантомного питания — микрофоны, не имеющие собственных элементов питания, получают энергию от него. Именно поэтому Zoom можно назвать портативной студией в прямом смысле слова. Вокал, гитара, бас, ударные — всё это можно писать в одно и то же время без потери качества.
Забираемся в меню
Но всё это снаружи. Основные «фишки» устройства прячутся, конечно, в его бесконечном меню. Нет, мы не будем сейчас обозревать всё, что умеет Zoom, мы всё-таки тестируем его в первую очередь для полулюбительского использования. Тем более в сети есть множество подробных видеообзоров устройства, а мы всё-таки оперируем словами и потому имеет несколько меньшие возможности.
В общем скромная кнопка на правой панели приводит нас в меню. Навигация осуществляется колёсиком, выбор пункта — нажатием на это же самое колёсико (хотя гаджет очень качественный и с гарантией, всё равно я постоянно опасаюсь того, что оно заест, и меню станет недоступным).
Самый важный пункт меню, что интересно, находится в самом низу — это выбор режима записи, MODE. С его помощью можно выбрать, каким образом рекордер будет работать. По умолчанию стоит простая стереозапись, и именно она используется в 90% случаев. У него есть ещё один, так сказать, дочерний режим — STAMINA, который включается отдельно, на задней панели рекордера, рядом с батарейками. В этом режиме рекордер работает, как и при стерео, но все ненужные функции отключаются и минимизируются для увеличения времени работы от батареи.
А если вы действительно собираетесь превратить рекордер в портативную мультиканальную студию, то нужно выбрать другой режим — или 4CH (четырёхканальная запись), или MTR (мультитрековая запись). В каждом из режимов меню полностью изменяется — появляются новые пункты, какие-то из прежних становятся неактивными. Режим 4CH позволяет писать одновременно четыре канала с использованием дополнительных микрофонов или инструментов. А вот MTR — это режим скорее не записи, а постобработки. Диктофон умеет накладывать полсотни встроенных эффектов и сводить записи прямо на ходу, «в поле». Как это помещается в достаточно компактный корпус — загадка. Честно: я обрабатывать на диктофоне и сводить не пробовал, потому что это всё-таки удобнее делать с готовыми треками на компьютере. Но если компьютера под рукой нет, то — вполне.
Вообще, Zoom можно превратить в центр студии, подключив к нему целый ряд внешних устройств — мониторы, наушники, пульт дистанционного управления, микшер, компьютер, два дополнительных микрофона (электрогитары, клавиши, что угодно) и камеру (то есть снимая видео, в то же время подавать на неё высококачественное аудио). По поводу наушников: в устройстве есть и динамик, но наушники явно дадут лучшее качество прослушивания только что записанных файлов.
В меню также можно управлять папками и файлами (что куда записывается), и это довольно важно, если вы записываете 100 различных треков на 32-гиговую карту. Здесь же можно устанавливать настройки предусилителей, ограничивать уровень шума и так далее. Есть также функция презаписи, когда диктофон работает постоянно и сохраняет не только то, что записалось после нажатия на кнопку старта, но и 4 секунды до этого — это удобно на конференциях, где вы не всегда успеваете щёлкнуть записью, когда кто-то начинает говорить.
Важным моментом является формат звукозаписи. H4n Pro умеет писать в WAV и в MP3, самое лучшее доступное качество — 24 бит/96 кГц (я всё писал в 24 бит/48 кГц). Но я бы в MP3 писать не рекомендовал — лучше всё-таки работать полностью с WAV, а в более компактные форматы переводить программными средствами на компьютере.
Наконец, диктофон имеет встроенный тюнер (гитаристам должно понравиться) и цифровой метроном — собственно, без этого он не смог бы претендовать на званием мобильной студии.
Живые испытания
Ну и, конечно, надо показать результаты работы Zoom H4n Pro, то есть аудиозаписи. Будем надеяться, что плеер встроится без проблем.
Атмосфера
Просто улица. Шум машин, деревьев, шаги, разговоры. Важный момент: без ветрозащиты запись будет плохой, поскольку микрофоны очень чувствительные, и завывания ветра будут всё перекрывать. Фирменная ветрозащита WSU-1 — очень крутая, все звуки проходят, а лишние шумы — нет. Когда идёшь с ней и диктофоном по улице, все оборачиваются, потому что непонятно, что это такое, лохматое и смешное, у тебя в руке.
А вот здесь я иду по шумной улице (Бутырской) и, держа диктофон на расстоянии вытянутой руки, разговариваю с ним, как будто беру у кого-то интервью. Голос совершенно чёткий, как будто вокруг тишина, хотя на заднем плане — сотни звуков, включая вопли парня, который рекламирует распродажу в честь ликвидации магазина.
Небольшая пешеходная улица в недрах Савёловского рынка. Поразительно, но диктофон действительно ловит множество голосов и звуков, которые не слышит человек. Точнее, ухом-то слышит, но не замечает, не запоминает, не акцентирует внимание.
Ну и конечно, прибытие поезда! На самом деле просто маневровый тепловоз проехал мимо.
Музыка
Это, конечно, сложнее. Пришлось расчехлить гитару, которую я беру в руки раз в полгода и с превеликой ленью. Видеозапись сделана на обычную веб-камеру, так что не обессудьте. Режим — самый простой, я просто поставил рекордер на штатив и записал сходу песенку. Примерно так рекордер пишет без копания в настройках и серьёзной постобработки (только чуть-чуть ревера, чтобы совсем сухо не было). Чувствительность на уровне 60 (можно было бы и ниже поставить, в принципе, белый шум бы ещё уменьшился).
Подведение итогов
Это очень крутая штука. Недели мне не хватило для того, чтобы начать использовать большую часть её возможностей. Но даже те, которые я успел изучить, впечатляют. Да, это шикарная вещь для съёмок кино, точнее — для записи атмосферных звуков, просто рай звукорежиссёра, который не любит готовые базы, а хочет всё сделать сам.
Это очень удобно, если вы хотите получить более или менее хорошую запись акустических инструментов и при этом не имеете желания или возможности подключать отдельные предусилители, микрофоны, микшерные пульты и так далее. Такая простая вещь в духе «что-то нажал, и оно работает».
Zoom себя полностью оправдывает — и стоимость (не будем здесь писать, нетрудно нагуглить), и заявленные функции. Минус лишь в том, что теперь мне срочно нужен H6, который, как говорят, ещё круче.
P.S. Кстати, протестировать Zoom H4n Pro мне посоветовал мой приятель, известный музыкант Атморави. Спасибо ему, это было действительно интересно. Представлен гаджет российским представительством Zoom.
Краткий обзор функций и возможностей
— одновременная запись с четырех дорожек;
— встроенные X/Y стерео микрофоны с регулируемым углом в 90 или 120 градусов;
— запись до 140 dB SPL с X/Y микрофонов;
— два микрофонных/линейных входа с комбо-коннекторами XLR/TRS;
— 1/8-дюймовый стерео вход для микрофона;
— +24 или +48В фантомного питания для основных входов, Plug-in питание (2,5В) для микрофонного/линейного входа;
— выход для наушников с независимым регулятором громкости;
— встроенный динамик для быстрого воспроизведения записей;
— запись на SD и SDHC-карты объемом до 32 Гб;
— поддержка аудио качеством до 24-бит/96 кГц в BWF-совместимых WAV и MP3 форматах;
— встроенный микшер: преобразование 4 дорожек в стерео или стерео в двойное моно;
— встроенные эффекты, включая компрессор/лимитер, фильтр верхних частот, модуляцию, реверберацию/задержку, а также модели эмуляторов усилителей;
— функции нормализации (максимальное усиление) и разделения файлов;
— хроматический тюнер и метроном;
— USB-порт для передачи файлов с компьютера на устройство и наоборот;
— устанавливается на микрофонную стойку, треножник или непосредственно на цифровую камеру при помощи адаптера «горячий башмак»;
— питается от двух стандартных батареек типа AA (алкалиновых или NiMH) и может работать до 6 часов (до 10 часов в режиме STAMINA).