Мнение: Онлайн-технологии не убивают офлайн-торговлю, а делают её сильнее
Специалист по разработке корпоративных блогов Михаил Климов о роботизации и автоматизации в традиционных магазинах.
Покупатели всё чаще хотят изучить продукт еще до его покупки. В этом им помогают сайты и приложения с отзывами других покупателей, шоу-румы с возможностью тестирования и дегустации, виртуальные примерочные, сервисы с поиском товаров по различным параметрам, технологии геолокации, VR и дополненной реальности. В действительности часто оказывается, что люди по-прежнему тратят слишком много времени на поиск и выбор товаров — иначе рискуют переплатить или получить продукт ненадлежащего качества.
Не так давно традиционным магазинам пророчили плохие времена из-за перехода покупателей в онлайн, но сейчас прогноз более благоприятный, если физические магазины смогут адаптироваться под новые предпочтения покупателей в процессе шопинга.
Тем более что это работает — современные покупатели не торопятся отказываться от удовольствия покупок в реальном мире. Поэтому офлайн-ритейлеры с энтузиазмом относятся к внедрению новых технологий для поддержания и стимуляции спроса.
Роботизация
Согласно новому исследованию компании Qmatic, 31% представителей розничной торговли планируют в будущем использовать гуманоидных роботов в своих магазинах. А 14% ритейлеров собираются внедрить роботизированные технологии уже в 2018 году.
Например, Walmart активно перенимает опыт интернет-магазинов. Компании удалось создать роботизированную тележку для магазинов самообслуживания, которая может самостоятельно следовать за клиентом и давать ему персональные советы по поводу целесообразности той или иной покупки. Таким образом как минимум отпадает необходимость толкать перед собой переполненную тележку по супермаркету.
Анализ и прогноз
Ритейлеры все чаще используют технологии машинного зрения. Сенсоры для полок и сканеры в цифровых экранах определяют возраст и пол человека, распознают его эмоции и на основании этого формируют персональные предложения. Характер и оценку перемещения покупателей в магазине определяют с помощью тепловых карт. Так можно выявить наиболее популярные товары и получить данные для дальнейшего анализа.
Amazon использует стандартные алгоритмы товарных рекомендаций и предсказательные алгоритмы для определения следующей покупки, которые могут помочь сократить время доставки. Товар привезут на ближайший склад ещё до того, как его закажут.
Поиск и геолокация
Сегодня покупатель — это все ещё человек, которому приходится много ходить по обычным физическим магазинам или сайтам интернет-продавцов. Нередки случаи, когда в поисках нужного товара по низкой цене можно провести треть или половину дня, курсируя от одного магазина к другому.
Геолокация в популярных сервисах сейчас устроена таким образом, что мы легко можем проложить маршрут до ближайшего магазина, но не к нужному товару по искомой цене. Поисковая выдача в сети в большинстве случаев работает так: кто больше вложил в поисковое продвижение, тот и появляется выше в результатах поиска и продает дороже.
Поэтому, чтобы найти дешевле, тоже приходится поискать. Выходит, на смену советским очередям за дефицитными товарами для российских покупателей пришёл не менее утомительный поиск лучших вариантов среди многообразия.
Тем не менее, уже появляются новые инструменты для такого же удобного, как в интернете, поиска товаров по фильтрам в офлайн-магазинах. Во многих крупных книжных сетях клиенты уже сейчас используют специальные терминалы, чтобы определять расположение книг в торговом зале.
Запускаются приложения на основе технологии iBeacon по навигации внутри крупных моллов. На просторных площадях современных торговых центров не всегда просто соориентироваться. Этим пользуются продавцы — передать покупателю персональное предложение через сайт легко, а в физических магазинах для этого можно использовать свои решения на основе Wi-Fi или Bluetooth.
Но нам всё ещё нужно знать самые низкие цены на товары в магазинах поблизости, особенно когда мы находимся в малознакомом районе. Приложения сетевых ритейлеров не удовлетворяют этот запрос.
При этом нужна навигация по целевым покупкам, а не торговым площадям, учитывающая наличие товара, актуальность предложения, график работы. Тогда поиск нужных товаров по низкой цене из хаотичного блуждания по окрестным супермаркетам превратится всего в несколько свайпов на смартфоне и поход в магазин с наилучшим предложением.
— Илья Еропкин, сооснователь маркетплейса Saymart
Многие эксперты соглашаются, что ритейл станет сферой, где онлайн-технологии интегрируются практически во все стадии взаимодействия с покупателем.
В условиях кризиса активные магазины начинают осваивать новые, в том числе онлайн-инструменты для управления выбором покупателей. Сейчас вся информация о продажах находится в кассовом ПО — уже можно подсчитать, как часто продается тот или иной товар (ABC- и XYZ-анализ). С помощью персональных скидочных карт, номеров телефонов или других данных о конкретном покупателе можно собирать статистику по его покупкам. И тогда, уже зная его потребности, — предлагать ему необходимый товар.
На рынке существует много компаний, которые занимаются анализом больших данных. Зачастую потому, что Big Data — это модно. Чаще всего эти проекты — пустышки, и никакой обработкой больших данных они не занимаются, но уже сейчас есть такие, которые собирают не только информацию о продажах с касс и покупателях магазина, но также новости, информацию о погоде и многие другие, на первый взгляд, посторонние факты.
Они ищут реальные закономерности: например, в первый понедельник месяца в магазине «Перекресток» на станции метро «Курская» после повышения курса и в дождливую погоду на третьей кассе лучше всего продаются бакинские помидоры, и покупают их в основном мужчины 24–30 лет. Прогноз готов, а дальше — дело техники.
Сейчас очень многие смотрят в сторону VR. Но, как по мне, гораздо интереснее направление дополненной реальности. Apple на последней WWDC показала, что тоже смотрит в сторону дополненной реальности, и iOS 11 уже будет поддерживать её из «коробки».
Вступил в силу ФЗ-54, благодаря которому значительное количество продавцов обновили свою кассу на цифровую и современную. Среди производителей оборудования есть такие, которые к кассе добавили платформу для разработчиков и открыли магазин приложений для пользователей.
Теперь все функции «больших и сильных» магазинов становятся доступными для микро- и мини-бизнеса. Считаю, что слияние онлайн- и офлайн-технологий в ритейле происходит уже сейчас. Решение вопроса эффективной синергии уже не за горами, и в ближайшие полтора-два года мы увидим серьезные изменения в текущем ритейле.
— Роман Майстер, генеральный директор Ratengoods.com
© vc.ru