"Сложилась такая ситуация, при которой практически невозможно выделить рынки, которые обеспечат гарантированный рост"

Андрей Каракашев, компания MMD Monitors&DisplaysИнтервью с Андреем Каракашевым, региональным директором компании MMD Monitors&Displays.

- Как вы оцениваете результаты работы вашей компании в первой половине 2012 года? Как изменился объем бизнеса компании относительно аналогичного периода в прошлом году?

- Результаты оцениваем как положительные. Нам удалось добиться заметного роста продаж по нашим брендам: Philips и AOC. По итогам первого полугодия 2012 года доля рынка в штуках по АОС составила 5,5% (первое полугодие 2011 она была 2,5%), по Philips – 8,8% (первое полугодие 2011 – 5,7%). Общий объем бизнеса вырос почти на 70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, несмотря на общее падение спроса на рынке мониторов.

- Насколько актуальна для России проблема снижения потребительского спроса на ИТ, характерного для американского и европейского рынков? Почему?

- Актуальность этой проблемы для России почти так же велика, как и для вышеупомянутых рынков. Причины, на мой взгляд, схожи: нестабильное состояние глобальной макроэкономики, и как следствие, общее снижение роста реальных доходов населения с одной стороны и постепенное насыщение рынка с другой стороны.

- Назовите основные проблемы для роста российского рынка. Возможно ли их преодоление в ближайшее время?

- Помимо проблемы снижения потребительского спроса, о которой мы уже сказали, я бы отметил также и чрезвычайно высокий уровень конкуренции, выливающийся в существенное превышение предложения над спросом, что в свою очередь приводит к снижению прибыли и, в конечном счете, к убыткам для производителей продукции. Думаю, что в ближайшее время ситуация на рынке останется достаточно напряженной. По большому счету, реальным решением проблемы может стать только увеличение спроса, которое, к сожалению, вряд ли возможно без реального экономического роста страны.

- Какие факторы способствуют успешной работе на российском рынке ИТ на сегодняшний день? В чем вы видите точки роста российского рынка?

- В нынешних условиях недостаточно просто иметь качественный продукт. Необходимо также понимать, какие каналы для продвижения этого продукта являются наиболее эффективными, и обеспечить соответствующую маркетинговую поддержку этих каналов. Кроме того, важным фактором поддержания конкурентоспособности должно быть управление издержками компании. Что касается точек роста российского рынка, то в первую очередь я бы отметил потенциал корпоративного и государственного сектора – рост в первую очередь должен идти через сегмент B2B.

- Какие рынки сейчас наиболее привлекательны для технологичных вендоров? Чем, на ваш взгляд, обусловлен интерес поставщиков ИТ к российскому рынку?

- На мой взгляд, сейчас сложилась такая ситуация, при которой практически невозможно выделить рынки, которые обеспечат гарантированный рост. Ни один из тех рынков, которые считались наиболее привлекательными еще в прошлом году (ноутбуки, планшетные компьютеры, "all-in-one"), не смог обеспечить такую же динамику роста и в этом году. Российский ИТ-рынок уже подходит к стадии зрелости, ни одно направление не может обеспечить быстрый и долгосрочный рост. Кроме того, внедрение новых технологий не гарантирует немедленного коммерческого успеха. Например, 3D-мониторы, несмотря на качественное техническое решение, не смогли завоевать заметной доли на рынке.

Что касается интереса поставщиков к российскому рынку, то основная причина – это его размер. Ни один другой рынок в Европе, за исключением Германии, не обладает такой емкостью. Кроме того, по многим категориям он все-таки продолжает расти, хоть и не так быстро, как в прошлые годы, но по сравнению с другими европейскими рынками, на которых наблюдается падение объемов продаж, даже небольшой прирост уже существенно повышает привлекательность российского рынка.

- Каковы ваши прогнозы по развитию рынка ИТ во второй половине года?

- Думаю, что в потребительском канале большого оптимизма питать не следует. В частности, как показала практика, в этом году наблюдалось практически полное отсутствие сезонного подъема продаж перед началом учебного года, да и уже сейчас осенью говорить о наступлении высокого сезона пока преждевременно. Однако определенные возможности для роста рынка есть, как я упомянул ранее, они связаны с поставками по крупным корпоративным и государственным тендерам, но от прогнозов, насколько эти поставки будут реализованы до конца этого года, я воздержусь.

©  @Astera