Статья: нелегкий выбор между синтезатором и MIDI-клавиатурой
Как завсегдатай различных музыкальных и околокомпьютерномузыкальных форумов, я практически каждую неделю встречаю на одном из них животрепещущий вопрос от новичков: какой же инструмент им выбрать для творчества? Начинаются тучи советов, пестрят названия приборов, от которых у неподготовленного человека просто глаза разбегаются. Но четкого и вразумительного ответа практически никогда не попадается. В этой статье я попытаюсь разъяснить некоторые моменты, которые почти всегда упускаются из виду при такого рода советах.Прежде всего, данный вопрос о выборе между "синтезатором" и "миди-клавиатурой" некорректен по своей сути, и новички этого часто не понимают. Некорректен по той причине, что как одного, так и другого вида устройства существуют в нескольких вариантах.
Для начала проясню моменты относительно MIDI-клавиатур. Наверняка вы встречались с тем, что MIDI-клавиатуры часто называют "MIDI-контроллеры". Ничего в этом удивительного нет, так как, вопреки до сих пор существующему заблуждению среди новичков, по MIDI-клавиатуре звук не передается. Это именно контроллер. Разделить их можно условно на три типа:
1. Клавишный инструмент с минимумом управления (как правило, это колеса модуляции. смены высоты тона и ряд простейших управляющих кнопок);
2. Клавишный инструмент с большим числом ручек и контроллеров;
3. И чистый контроллер с ручками, кнопками и без клавиш.
Подключение таких устройств идет либо по USB, либо по порту MIDI (еще можно использовать game-port на звуковой плате - подключать MIDI-клавиатуры нужно при помощи специального кабеля).
Выбирать MIDI-клавиатуру стоит в следующих случаях:
1. У вас ограниченный бюджет (простейшие контроллеры первого типа можно найти в цене от 50$)
2. Вы планируете заниматься музыкой только на компьютере.
3. Вам удобнее иметь одну клавиатуру и много звуковых модулей.
Если дочитав до этого места, вы твердо решили выбрать себе MIDI-клавиатуру, решите тогда для себя, что именно вы будете на ней играть, так как от этого зависят параметры выбора:
1. Число октав. На этот вопрос нелишне взглянуть с трех сторон: можно купить клавиатуру с 25 клавишами, но с большим количеством ручек и кнопок. Можно купить полноразмерную клавиатуру с фортепианной механикой. А можно выбрать недорогой компромиссный вариант в 5 октав с умеренным числом доп. контроллеров. Все зависит от того, что вы планируете играть на ней.
2. Чувствительность к скорости/силе нажатия. Не надо объяснять, что чем сильнее удар по клавише фортепиано, тем громче звук. Клавиатуры, способные передавать динамику нажатия, обычно называют активными. Однако этот термин не совсем точен, поскольку можно выделить два типа "активности": чувствительность к скорости нажатия (velocity sensitivity) и к силе давления на клавишу (aftertouch, "послекасание"). Первая соответствует динамике обычной фортепианной клавиатуры ("сильнее - громче"), вторая отвечает за длительность сигнала.
3. Тип механики. Этот вопрос вскользь поднимался в первом пункте, здесь же опишу его подробней. От типа механики клавиш зависит в немалой степени и цена изделия. Принято различать три типа механики:
· синтезаторную (synth action),
· фортепианную (piano action) и
· молоточковую (hammer action).
Кроме того, внутри каждого типа выделяют несколько степеней нагрузки клавиш:
· невзвешенные клавиши (non-weighted),
· полувзвешенные (semi-weighted) и
· взвешенные (weighted).
Клавиатуры с синтезаторной механикой самые простые и дешевые. Клавиши, как правило, полые, более короткие, чем у фортепиано, имеют пружинную механику и в зависимости от жесткости пружины могут быть "тяжелыми" или "легкими", то есть взвешенными или невзвешенными.
Клавиатуры второго типа с полноразмерными (и в ширину, и в длину) клавишами имитируют фортепиано, однако нагрузка клавиш по-прежнему "пружинная", поэтому такие "доски" больше похожи на фортепиано по виду, чем на ощупь.
Клавиатуры с молоточковой механикой используют не пружины (вернее, не только пружины), а молоточки и на ощупь практически неотличимы от настоящего рояля. Но они ощутимо дороже (в среднем от $600), так как большая часть работы при сборке молоточковых клавиатур производится вручную. Выбор типа механики опять-таки за вами.
***********
Что касается синтезаторов, то тут все еще сложнее (испугал, да? :). Во-первых, для начала определимся, что считать синтезатором? Так как (формально!) синтезатор - это устройство, синтезирующее звук. Но не буду вас слишком загружать, и перейду к сути дела. Обычно в таких вопросах, какому посвящен мой сегодняшний монолог, под синтезатором понимается одно из следующих устройств:
1. Самоиграйки. Клавишные синтезаторы с автоаккомпаниментом и встроенной звуковоспроизводящей и усилительной системой. Такие инструменты в большом ходу у попсовой и шансонной сцены - музыки там особо никакой не надо, три ноты и автоаккомпанимент - вот и готов хит. Часто самоиграйки используются для легкого домашнего музицирования или обучения детей музыки. Цена вопроса - от $100 за самый примитивный вариант.
Лирическое отступление. Прошлой осенью я был на одном из семинаров выставки Музыка-Москва, на котором педагоги одной из детских музыкальных школ демонстрировали достижения учеников в деле овладевания самоиграйками. Что сказать? Это было ужасно. Мало того, что инструменты были дешевые (самоиграйки от Casio по праву считаются одними из худших), что подразумевает собой совершенно кошмарные по качеству звуки, так еще и сам факт, что детей учат музыке на мертвых самоиграйках, а не на живом рояле, по-моему, просто убивает в детях задатки музыкантов - они привыкают, что все за них делает инструмент. Но вернемся к нашим баранам...
2. Интерактивные клавишные рабочие станции (workstation). Это инструменты вида "все в одном", то есть содержат как полные банки звуков, так и сэмплер, секвенсор, автоаранжировщик (не путать с автоаккомпаниментом!). Это серьезные инструменты, предназначенные как для полного и законченного написания композиции, так и "живых" выступлений, обладающие большим количеством контроллеров. Ценовой диапазон тут очень широк от нескольких сотен до тысяч долларов.
3. Синтезаторы псевдоаналогового моделирования. Такие устройства имитируют старые аналоговые синтезаторы (и не только) и предназначены, говоря по-простому, для генерации совершенно разнообразных звуков. Можно условно считать разновидностью workstation.
4. Цифровые фортепиано. Это нечто вроде домашнего фортепиано, но гораздо более компактного варианта и их можно условно отнести к пункту 1.
Помимо этого, рабочие станции и псевдоаналоговые синтезаторы выпускаются в так называемом модульном (или рэковом) варианте. Это значит, что там просто нет клавиш, а все регулировки доступны на поверхности большого железного ящика :) Нужно также отметить, что практически все синтезаторы имеют MIDI-входы и выходы, так что вы и можете использовать в качестве MIDI-клавиатуры. Но не наоборот :)
Синтезатор стоит выбрать в одном из следующих случаях:
1. Если вы готовы потратить на него приличную сумму.
2. Если вам претит использование компьютера для творчества, и вы хотите его использовать только для записи готового творения.
3. Если вам безумно нравится какая-то конкретная модель синтезатора и совершенно не устраивает ее виртуальный аналог - если он, конечно, есть.
4. Если вам нужен инструмент для "живых" выступлений.
Какие-то конкретные советы по выбору того или иного синтезатора дать невозможно, по той простой причине, что каждый из них в чем-то уникален. Единственное, что можно тут посоветовать - это читать обзоры и мнения людей на форумах, и обязательно "пощупать" инструмент самому.
Если переходить на личности, то лично для меня предпочтительней использовать синтезаторы, а не MIDI-клавиатуры. Почему? По одной простой причине: ни один компьютер с мышкой и клавиатурой не сравнится с удобством использования синтезатора, в котором можно крутить ручки и нажимать кнопки. И даже дорогостоящие VST-инструменты и плагины не могут лично для меня заменить их "железные" прототипы - и даже MIDI-контроллеры тут не помогут.
p.s. И напоследок хочу всех предостеречь: ни в коем случае не берите клавиатуры с уменьшенным размером клавиш! Даже для детей. По себе могу сказать, что потом будет очень сложно переучить ребенка на нормальные клавиши, потому что он, ребенок, привыкает к таким детским размерам...