"Мы начали учиться реальной экономике и жить по средствам"

Юрий Томашко, компания MicrosoftИнтервью с Юрием Томашко, директором по продажам Департамента продвижения программно-аппаратных развлекательных платформ компании Microsoft.

- Ряд участников российского ИТ-рынка стали отмечать некоторое оживление, которое было заметно уже в августе. Какова сейчас ситуация на рынке? Какие улучшения уже есть, а какие только наметились?

- Некоторое оживление на рынке действительно наблюдается. Положительная тенденция на том рынке, на котором мы работаем - игровые консоли Xbox 360 и игры, - обнаружилась уже в июле, несмотря на то, что это не самый доходный месяц в году. Данное оживление я лично объясняю целым рядом факторов.

Во-первых, уже давно прошел пик эмоционального восприятия кризисных явлений, который со всей очевидностью мешал принятию правильных и взвешенных управленческих решений.

Во-вторых, многим компаниям удалось в той или иной степени справиться с проблемами платежей, я имею в виду проблемы как своих долгов, так и долгов своих партнеров по бизнесу. Наверное, "справиться" - это не совсем правильный термин. Правильнее было бы сказать - удалось договориться о взаимной реструктуризации долгов, рассрочках платежей и т.д. Иными словами, люди стали понимать, что все мы находимся в одной лодке и справиться с проблемами можно только сообща. Оказывая помощь партнеру сегодня, мы обеспечиваем надежный фундамент для дальнейшего совместного бизнеса.

В-третьих, как это ни странно звучит, но именно сейчас люди учатся - а кто-то уже и научился - думать и оперировать в категориях cash flow, операционного капитала, издержек и т.д. Многие уже в полном масштабе развернули процессы оптимизации, сокращения издержек. Порой экономия достигается такими способами, о которых годом ранее никто и не задумался бы, только посмеялись бы, проводя аналогии с экономными представителями западного бизнеса.

- В каких сегментах наиболее заметно улучшение? Какая ситуация в других сегментах?

- Трудно особо выделить какие-либо сегменты. В той или иной степени все сегменты взаимосвязаны. В силу того, что в настоящий момент я больше работаю с розничным бизнесом, именно этот сегмент для меня наиболее интересен. А здесь, как я отметил выше, наблюдается положительная динамика.

- Какие вы видите фундаментальные причины для улучшения ситуации?

- Собственно, сам кризис я склонен считать положительным моментом для улучшения ситуации в экономике. Ведь если бы его не случилось и мы продолжали бы такими же темпами развиваться на "дутых" заемных средствах, то страшно представить, какого масштаба кризис мог бы достичь через полтора-два года! Поэтому, повторюсь, фундаментальная причина для улучшения ситуации - то, что мы начали учиться реальной экономике и жить по средствам.

- Какие остались трудности и проблемы?

- Главная трудность в том, что развивать бизнес в кризис тяжело. Кроме того, не всем удается справиться с проблемами. А это влечет за собой цепную реакцию, не считая психологических сложностей. Трудность в том, что очень непросто планировать финансы - денег постоянно не хватает! Причем это усугубляется более жестким отношением к финансовой дисциплине в бизнесе. Проблемой является и то, что, например, востребованность услуг в сфере ИТ снизилась, т.к. реальная польза от ИТ видна далеко не всем и уж точно далеко не сразу.

- Как будут отличаться результаты 3 квартала по сравнению со 2 кварталом 2009 года? По сравнению с 3 кварталом 2008 года?

- Очевидно, что результат будет лучше по сравнению со 2-м кварталом. Об этом говорит и динамика бизнеса, и просто сезонная специфика. По сравнению с прошлым годом - увидим. Хотя в нашем сегменте, связанном с продажами игровой консоли Xbox 360, я уверен, ситуация будет лучше, она уже лучше.

- Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация на рынке до конца года? Какими будут результаты по сравнению с предыдущим годом?

- Я уже, по сути, ответил - будем оптимистами!

©  @Astera