«Начинать надо с актуализации знаний»
Недавно Россию посетил с деловым визитом генеральный директор подразделения Microsoft Learning Лутц Зиоб. Мы побеседовали с ним о том, что ждет ИТ-специалистов уже в ближайшем будущем.
Очевидно, что облачная эпоха меняет отношение не только к технологиям, но и знаниям. Что меняется, на Ваш взгляд, в подготовке ИТ-специалистов?
Мы проповедуем трехэтапный подход к освоению темы облачных вычислений и предоставляем рекомендации и консультации по выбору пути карьерного развития в этой сфере. На первом этапе необходимо сконцентрировать внимание на актуальных современных ключевых навыках специалиста. Если мы говорим о знаниях в области управления системами электронной почты, календарей, управления документацией, таких продуктов, как, например, Exchange, SharePoint или SQL, то можем отметить, что ключевые возможности этих систем остаются такими же, вне зависимости от того, работают они в облаке или нет. Главное в другом: на каком уровне находятся ваши навыки по SQL: семилетней давности или соответствуют развитию текущего момента. Именно поэтому начинать следует с выведения своих знаний на актуальный уровень.
Лейтмотив второго этапа ― «Дополняйте, расширяйте, наращивайте ваши знания». Это время приобретения новых знаний и навыков, к примеру, SQL Azure или SharePoint Online. При этом важно понимать, что базовые навыки, по тем же SQL или Exchange, не становятся устаревшими или ненужными. Они дополняются новыми, «гибридными» знаниями.
Девиз третьего этапа ― «Приобретайте совершенно новые навыки». Мы наблюдаем, как развиваются и трансформируются с течением времени должностные обязанности разных специалистов, как изменяется их роль, как появляется потребность в новых специалистах. К примеру, не за горами появление таких специалистов, которых мы называем Data Steward ― специалистов по данным. Эти люди не будут знать, как создается база данных SQL, но они будут знать все о том, как защитить ее, как сделать ее наиболее удобной для целей бизнеса. Мы считаем, важную роль будут играть менеджеры по службам, которые будут знать, как интегрировать эти службы и сервисы друг с другом. Они будут заниматься тем, что называется Identity management.
Появится нужда в таких профессиях, как специалист по использованию информации. Кроме того, мы полагаем, что все меньше людей со временем, будет задействовано в установке ПО, в ликвидации ошибок, в обслуживании. Вместо этого больше специалистов будет заниматься оптимизацией, анализом, извлечением практической пользы из имеющихся решений. Общая идея такова, что IT-профессионалы будут становиться скорее бизнес-партнерами, в большей степени, чем они являются сейчас.
Существует точка зрения о том, что один из аспектов применения облаков в организации – это возможность сэкономить на персонале…
Я – не волшебник. Я не знаю, что произойдет через 10 лет. Но у меня опыт. Я немолод и я пережил 2-3 революции в ИТ-сфере. Когда появились ПК, люди предсказывали, что это будет концом разработчиков крупных и масштабных решений. И это в какой-то степени было верно, ― для тех людей, которые с середины 80-х, увы, ничему новому не обучились, не приобрели новых знаний и навыков. Справедливо и следующее: с 80-х по 90-е годы количество людей, занятых в ИТ-сфере, выросло в огромное количество раз.
Когда появился Интернет, появились предсказания того, что это ― начала конца для всех ИТ-специалистов. Но на практике оказалось, что потребность в таких специалистах выше, чем когда-либо. Все, что мы знаем, ― это то, что будут нужны другие навыки.
Наконец, в таких странах, как США, где облачные вычисления широко используются, уровень безработицы по всем слоям населения составляет почти 10 процентов. Безработица среди IT-специалистов – меньше 4 процентов. И эти 4 процента без работы лишь потому, что у них не те навыки, которые востребованы. Если вы знаете, как поддерживать базу данных SQL Azure, то я гарантирую, что завтра легко вам найду работу.
Руководители российских компаний жалуются на дефицит кадров. Какова ситуация с ИТ-специалистами в мире? И какие пути решения российской проблемы были бы, по вашему, актуальны?
Я согласен. У нас недостаточно специалистов и разработчиков. Что мы пытаемся делать как Microsoft? Мы очень много инвестируем в то, чтобы сделать обучение, преподавание и подготовку максимально простыми и удобными, предлагаем консультации по карьерному росту и развитию. Мы четко определили пути карьерного роста специалистов в ИТ-сфере и можем представить соответствующую модель. И, наконец, мы много вкладываем в сотрудничество с учебными заведениями, в том числе и со старшими классами средних школ. Если нынешнее и будущее поколения будут понимать возможности, которые открывает ИТ-бизнес, то наша отрасль будет получать больший приток свежих кадров.
Существует и другое явление – это конфликт поколений. С одной стороны – молодые специалисты, которые обладают современным актуальными знаниями, но не имеют опыта работы. С другой стороны, ветераны ИТ-индустрии, имеющие богатый опыт, но, зачастую, не имеющие такой образовательной базы, которую имеют молодые. Где пути решения этой проблемы?
Думаю, что в итоге решение ИТ-специалисты должны принять сами для себя. Меня вдохновляет и заряжает мужеством то, что я наблюдаю в ИТ-сфере. С одной стороны, такие компании как Microsoft или IBM, весьма успешны. Но, с другой стороны, успешны и такие компании, как Facebook и Twitter. Двумя из этих компаний руководят люди, которым сильно за 50, а две другие – возглавляют люди, которым нет и 30. Думаю, что биологический возраст ― не самый решающий фактор. Гораздо важнее склад ума и образ мышления. И я думаю, что устранять барьеры и лучше взаимодействовать нам помогают технологии.
Есть объективные данные: людям старшего возраста сложнее менять место проживания. Тем же, кто только что окончил вуз, сделать это гораздо проще. Но место жительства человека играет все меньшую роль, потому что технология удаленной работы, коллективной работы, удаленно распределенных групп, позволяет взаимодействовать вне зависимости от того, где находится человек. Мой босс находится в Ливане. Еще двое моих коллег находятся в разных городах США. Но мы можем взаимодействовать, работать друг с другом, используя современные технологии. Особенно это актуально для такой страны, как Россия.
Мы называем это ‘The new world of work', новый мир работы и организации работы. Этот подход особенно применим к таким странам, как Россия, с большой географической удаленностью городов друг от друга. Меня восхищают возможности, которые современные технологии предлагают людям.
Перемены в ИТ-технологиях уже стали реальностью. Насколько готова к ним ИТ-индустрия, если говорить о ней, как о сообществе ИТ-специалистов?
Я отмечаю весьма позитивные признаки. У Microsoft Learning по всему миру насчитывается 19 тысяч сертифицированных преподавателей. Для этих преподавателей мы сделали интернет-сообщество, где они могут взаимодействовать как друг с другом, так и с Microsoft и каждый день мы видим, как они помогают друг другу решать проблемы или повышать свою эффективность. Мы видим, как профессионалы сотрудничают друг с другом. Они чувствуют себя частью сообщества, они не замечают географических расстояний. И наша роль, роль Microsoft, состоит в том, чтобы создать платформу которая поможет обмениваться информацией и взаимодействовать.