«Местный мастер»
Сметная программа, основанная на учёте ценообразования у местных строителей.
В избранное
В избранном
Запуск
После десяти лет на стройке пришло разочарование от того, что строительная отрасль объёмом в 4,775 млрд рублей до сих пор пользуется интуицией, телефоном и табличками в Excel для определения стоимости проведения работ.
Строится ли дачный домик, многоэтажный дом или торговый центр за 1,5 млрд — строители вынуждены возиться с бумажными вариантами Excel-таблиц с момента рассмотрения заявки до закрытия последнего акта выполненных работ.
Существуют сметные комплексы по 37 тысяч рублей за место для обоснования цен контрактов в соответствии с государственными нормативами. Применяемые в них государственные расценки на работы имеют сложную структуру, но при этом не имеют никакого отношения к реальному миру.
Поэтому, получив сумму, которую готово заплатить государство, строители берутся за телефон, чтобы понять, сколько стоит это построить. Выяснение текущих цен отнимает много времени, а использовать их снова уже нигде нельзя. Цены сильно зависят от конкретных условий и не стоят на месте.
Чтобы набраться опыта и понять ценообразование, нужно провести годы на стройплощадке. Просчет стоимости объектов сводится к постоянному получению информации от таких специалистов. Мы строим платформу для получения и обсуждения цен, которая позволит сохранить и осмыслить опыт экспертов в области ценообразования.
Продукт
Первую версию мы сделали за пять месяцев. Она была мобильной и в целом получилась довольно ужасной, из-за чего с треском провалилась. Пришло понимание, что мы пробежали спринт, а нужно — марафон. Спустя 20 месяцев мы снова открыли бету.
Сейчас можно проводить конкурсы со сметами и без. Открытые и закрытые. Приглашать подрядчиков к участию по почте или SMS. Обсуждать заказы и сметы в онлайне. Смотреть аналитику по предложенным ценам. Создавать сметы и акты. Автоматически проверять перевыполнения и создавать сметы на дополнительные работы. Сохранять собственные расценки и материалы. Осуществлять экспорт и печать документов.
Вся функциональность доступна в том числе на смартфонах. В течение месяца закончим пополнять базу расценок и материалов. Добавим введение формул при подсчете объёмов работ, автозаполнение цен. Далее: выбор материалов, составление графиков работ, учет времени для бригад и первые результаты машинного обучения.
Команда
Собралась чудом. Двум строителям довольно сложно подобрать рабочую команду программистов. Поначалу приставали к людям на Brainstorage. Основной стэк посоветовал товарищ из ИТ-сферы, он же помогал проводить интервью.
Нашего тимлида мы убедили переселиться из Восточной Европы в Сибирь вместе с женой и двумя дочерьми. Первого Angular-разработчика посчастливилось найти на юге России (правда, на уговоры переселяться в Сибирь он пока не поддается).
Амбициозность нашего проекта помогла переманить второго фронтенд-специалиста c неинтересного проекта в Новосибирске. Одаренного дизайнера искали всем миром. Талантливого инженера-сметчика помог найти кризис. Персонажей нарисовал друг друзей, работавший над мультфильмом «Белка и Стрелка».
Работаем удаленно, так что у сотрудников меньше времени на общение друг с другом, зато больше времени достаётся нашим семьям. Удивительным образом это помогает поддерживать в порядке планировщик и документацию.
Продвижение
Мы в процессе проб. Первый наш запуск научил не бежать впереди паровоза и не торопиться тратить деньги на рекламу. Пробуем каналы с небольшими бюджетами. В первую неделю ежедневно регистрируются десять человек. Конверсия и цена радуют. Видимо, не только нас достал незаменимый Excel.
Монетизация
Когда видишь исполнительных директоров, погребенных под тоннами документации, инженеров-сметчиков, у которых дёргается глаз, потому что объёмы не стреляют, а подрядчик в пятый раз приносит акт с ошибками, необходимость в решении не вызывает сомнений.
Как-то, сидя на планерке, мы заметили, что все 20 участвующих человек копаются в телефонах. Осенило, что миллионы монтажников, инженеров и директоров уже давно в сети. И мы решили действовать.
Первоначально будем зарабатывать на подписке. Доступно несколько тарифов, стоимость начинается от 700 рублей в месяц. До следующего года надеемся привлечь 300 неравнодушных подписчиков, которые помогут поправить формулировки и составы расценок.
То, на что государство задумало потратить много денег (реформа ценообразования за 4,7 млрд рублей), мы собираемся сделать с помощью энтузиазма, краудсорсинга и машинного обучения.
На втором этапе предложим подписку производителям строительных материалов. Партнерские стройматериалы можно будет добавлять в смету. Это обеспечит производителям дополнительные продажи, а сметчикам — оперативную ценовую информацию на конкретные наименования материалов с учетом требуемых объемов и дилерских скидок.
Наконец станет возможным заказать подготовку сметной документации и сопровождения проведения торгов. Наши сметчики помогут подсчитать объёмы работ и материалов, необходимых для строительства. Подберут эти материалы. Ответят на вопросы подрядчиков. Подкорректируют смету в ходе конкурса.
Эксперты проверят, не забыто ли ничего крупного. В процессе строительства сметчики помогут закрыть акты и защитят от необоснованных дополнительных работ. Вместе три источника обеспечат выручку в 1–2% от итоговой стоимости по сметам, подписанным на площадке.
Метрики в динамике
Спустя неделю после запуска у нас 60 пользователей. Средний чек привлечения — 100 рублей.
Планы
Мы планировали финансировать проект самостоятельно, поскольку сложные системы создаются эволюционно, а инвесторам, как правило, интересен быстрый рост, что часто приводит к деградации проектов.
Однако на этапе роста и накопления информации наши цели совпадают с целями инвесторов, потому мы начинаем вести с ними переговоры. Требования к строительству в разных странах различаются. А шпатели, бетононасосы, провода, трубы, гвозди и доски — одинаковые. Производительность рабочих рук тоже.
Большинство отличий касается состава комплексов работ, но базовые виды работ и материалов разнятся слабо. Определив подходы к моделированию производительности строителей по базовым видам работ, будем выходить за пределы России.
Мнение эксперта
Алексей Гриненко инвестиционный менеджер ФРИИ
Оглядываясь на опыт работы со стартапами из этой сферы, мы видим две проблемы, с которыми потенциально может столкнуться проект. Во-первых, для полноценной работы сервиса по созданию сметы необходимы актуальные расценки на строительные материалы.
Основатели видят эту проблему, но пока непонятно, как и откуда они будут получать устраивающие клиентов суммы. Например, у каждого подрядчика могут быть свои договоренности по покупке тех или иных материалов, соответственно, цены одного будут отличаться от цен другого или от цен в системе сервиса.
Если говорить о крупных игроках, которые работают с сетевыми строительными магазинами, то встает вопрос об интеграции базы данных магазина в систему проекта. В этом случае могут появиться значительные технологические препятствия. Причем для разных клиентов проекту придется подключать к системе разные торговые сети.
Во-вторых, частая проблема сервисов, которые предоставляют несколько отдельных услуг в цикле строительства или ремонта (например, составление сметы и подтверждение актов), — в отсутствии глобальной ценности для конечного клиента.
Застройщикам или подрядчикам сложно встроить новый инструмент в отработанную годами схему работы. Например, появляются вопросы относительно того, куда поступают сформированные сметы и подтвержденные акты — в CRM, в бухгалтерию или куда-то ещё?
Решением этой проблемы может быть комплексный продукт, в который могли бы интегрироваться все этапы сделки. Тогда появится шанс, что клиенты начнут этим пользоваться.
Важно, что у создателей проекта есть большой опыт в сфере строительства, который может помочь им находить реальные «боли» клиентов и таким образом дорабатывать продукт. При качественном и быстром тестировании гипотез команде удастся подобрать оптимальное предложение, которое сможет изменить консервативный рынок.
Прогноз
#стартапы
© vc.ru