Менеджер «Мегафона» судится с Apple из-за 1 гигабайта. Нужна ваша помощь
Покупаешь айфон на 16 ГБ, а там намного меньше. Это бесит.
Что случилось
Топ-менеджер Мегафона Дмитрий Петров внезапно подал иск против Apple и её стандартов расчёта 1 ГБ памяти в технике.
В iPhone 6s на 16 ГБ, который Дмитрий купил в прошлом году, оказалось всего 12 ГБ доступной памяти:
Apple, как и вся индустрия, рассчитывает гигабайты по формуле 1000 мегабайт = 1 ГБ. При этом Дмитрий ссылается на нормативно-правовые документы РФ, где сказано, что 1 ГБ равняется 1024 мегабайтам.
Дмитрий чувствует себя обманутым и требует вернуть деньги за смартфон — 54 тыс. руб, а также 45 тыс. руб в качестве компенсации расходов на судебные издержки. Apple решила провести экспертизу. А мы хотим разобраться.
Можно смеяться, но у иска есть смысл
Конечно, иск абсурдный.
Более странной причины потребовать возврата денег за iPhone я ещё не встречал. Обычно таким балуются в техасских судах США, но не в России. Масло в огонь подливает должность Дмитрия.
То, что он отличный тролль — факт.
Но ещё у Дмитрия всё-таки интересный аргумент. Он поднимает отличную дискуссию, которая простирается далеко за пределы России.
Во-первых, на iPhone действительно меньше ГБ, чем написано на коробке –, но это не вина Apple, а особенности вычисления памяти. Во-вторых, каждый iPhone поставляется с предустановленной операционной системой, которая тоже занимает изначально свободную память, и очистить эту память покупатель не может.
И в-третьих, в России приняты спорные стандарты насчёт того, что требуется считать 1 гигабайтом. Теперь подробнее.
1. Один гигабайт — вообще сложный
Мир пользуется двумя разными системами вычисления ёмкости электронной памяти.
В десятичной системе, которой пользуются люди и производители электроники, 1 ГБ равен ровно 1.000.000.000 байтов.
В двоичной системе, которая используется программным обеспечением при расчёте объема доступной электронной памяти, тот самый гигабайт по факту называется «гибибайт» (ГиБ) и равен 1.073.741.824 байтам. Это на 13,6% больше байтов, чем в десятичной системе расчёта.
Apple и другие производители используют десятичную систему, рекламируя свои устройства. А программное обеспечение в этих устройствах считает память в двоичной системе. Поэтому, покупая жёсткий диск на 500 ГБ, вы видите в системе всего 465 из них.
Остальные гигабайты в твоём айфоне потерялись в трудностях перевода.
Пример: iPhone 6s на 16 ГБ покажет всего 14,9 ГиБ памяти, если бы в нём не было прошивки. Идём в лес дальше.
2. В iPhone на 16 гб действительно мало свободной памяти
Данные по iOS 8, два года назад.
Гаджеты Apple поставляются с предустановленным программным обеспечением. То бишь прошивкой, операционной системой, приложениями от производителя и так далее. Всё это либо нельзя удалить (в случае с iOS и iPhone), либо можно частично (в случае с Mac).
Удалить прошивку с iPhone не получится. Но можно посчитать, сколько реально она занимает. В случае с iPhone 6s на 16 ГБ после первичной настройки iOS 10 пользователю доступны всего 12,3 ГБ.
То есть предустановленная iOS 10 на iPhone занимает около 3,7 ГБ.
Объём памяти, занимаемый iOS и встроенными программами, постоянно меняется с выходом обновлённых версий прошивки. Но факт остаётся фактом: почти четверть памяти iPhone 6s на 16 ГБ недоступна покупателю. Это обидно.
С другой стороны, покупатели следующих поколений смартфонов Apple вряд ли столкнутся с этой проблемой: компания перестала выпускать устройства с памятью 16 ГБ. Теперь 32 ГБ — новый стандарт, и на его фоне потеря 4 ГБ не настолько страшна.
3. Не совсем понятно, что означает 1 гигабайт по законам РФ
По российским законам мера величины 1 гигабайт расшифровывается как 1024 мегабайт. Убедиться в этом можете самостоятельно, пролистав соответствующее постановление Правительства РФ — от 31 октября 2009 г. N 879.
Однако в ГОСТе РФ от 2002 года данные прямо противоположные: 1 гигабайт = 1 000 000 000 байт.
Кто прав? А вот чёрт знает.
Так как iPhone 6s официально продавался на территории РФ, к нему применяются наши стандарты. Только непонятно, какие.
Так кто прав?
Разобраться в хитросплетениях наших нормативов и законов невероятно сложно, и в этом основная фишка иска.
Где-то зарыта правда, и непонятно, на чьей она стороне.
Три проблемы умножаются друг на друга: международная дилемма с расчётом памяти, насильная предустановка ПО в iPhone, непонятки местного законодательства — и получается жуть.
Во всей этой истории интересно, чем закончится экспертиза ответчика, то бишь Apple. Считаю, что линию защиты тут нужно строить, копаясь исключительно в наших законах, а не технических стандартах, принятых в мире. Но я не юрист.
А ещё интересно ваше мнение — нас читает много юристов и людей серьёзного технического образования. Может, мы с вами сможем вместе разгадать, кто прав, а кто виноват?
P.S. Как владелец айфона и просто человек — ИМХО, Дмитрий занимается какой-то фигнёй.