«Мегафон» собрался приобрести контроль над Mail.Ru Group: мнения российских инвесторов

23 декабря совет директоров компании «Мегафон» решил провести собрание акционеров для одобрения покупки у структур Алишера Усманова около 15,2% акций всего холдинга Mail.Ru Group за $740 миллионов. Редакция vc.ru попросила российских инвесторов прокомментировать сделку.

f0f93416f7d7a1.jpgГерман Каплунсооснователь венчурного фонда TMT Investments

Понятно, что «Мегафон» — это компания, которая гораздо больше. По данным 2015 года она в 8,5 раз больше по выручке и в 11 раз больше по прибыли, чем Mail.Ru Group. Это естественно, что более крупная компания покупает более мелкую — тут вопросов никаких не может быть.

Но по темпам роста «Мегафон» в этом году стоит практически на нуле, а Mail.Ru Group по итогам последнего квартала выросла на 5%. И при хорошем рынке компания может еще вырасти в разы. Поэтому с точки зрения «Мегафона», покупка компании, которая имеет больший потенциал роста, очень выгодная. С этой точки зрения все хорошо.

Но меня смущает то, что большими структурами сложно управлять. И если в телекоммуникационном сегменте рынка «Мегафон» считается инновационной компанией, то в сравнении с Mail.Ru Group он — абсолютно не инновационная компания, а консервативная.

Поэтому если во главе [Mail.Ru Group] встанет менеджер «Мегафона», то ему будет тяжело решаться на какие-то более инновационные вещи, которые Mail.Ru Group периодически делает. Это, конечно, тоже уже не стартап, а зрелая компания, но тем не менее, Mail.Ru Group пытается агрессивно достаточно расти, у него огромнейшая аудитория и гигантские возможности. И что меня смущает в этой сделке: не станет ли Mail.Ru Group значительно менее эффективной и не ограничится ли ее потенциальный рост из-за управления более консервативной структурой?

Пока совершенно не понятно, как будет строится управление активами Mail.Ru Group. Пока заявлено, что компании будут функционировать самостоятельно, но как это будет в реальности — никто не знает. Именно это и вызывает у меня опасение. Понятно, что собственник по сути не меняется, и глобально вряд ли что-то изменится, по крайней мере в начале. Но в перспективе все может быть. Все-таки пока не понятно, как будут приниматься решения и как будет выстраиваться бизнес-структура.

Евгений Боисовпартнер инвестиционной компании KamaFlow

Выгоды сделки в плоскости технологического сотрудничества сторон неочевидны: они могли быть достигнуты и без нее. Но в целом, при покупке интернет-лидера больше выгод может получить оператор, возвращая себе уходящую в онлайн аудиторию.

Слухи о сделке появились еще осенью, и на тот момент заявление звучало довольно неожиданно. С учетом заявления, что после сделки компании продолжат работать независимо, главные цели сделки, скорее связаны с переструктурированием портфеля активов USM и оптимизации финансовых результатов для акционера.

При выборе грамотной стратегии объединения компаний, Mail.Ru Group, как лидер рунета, безусловно, способен помочь Мегафону укрепить позиции среди операторов и поднять ARPU. В среднесрочной перспективе сделка может подогреть интерес к акциям и переломить последний флэт-нисходящий тренд.

Скорее всего, другие крупные операторы начнут пристальнее смотреть на интернет-компании с целью сотрудничества или поглощения, и в целом может возобновиться интерес телеком-гигантов к инвестированию в интернет, в частности, в социальные и медийные (контентные) проекты.

46280018e539d2.jpgЕвгений Гордеевуправляющий партнер фонда Russian Ventures

Это ожидаемая сделка — операторы перестают быть только проводниками трафика, а должны для конкуренции давать дополнительные сервисы абонентам. И наоборот: сервисы должны предоставить безлимитный доступ к своему контенту, что мы видим на примере VK Mobile.

22ef79c06b6ca7.jpgИгорь Рябенькийуправляющий партнер фонда AltaIR Capital Management

Я думаю, что продажа — это логичное решение для Алишера Усманова, а покупка — логичное решение для «Мегафона». Для Усманова это, как я понимаю — реконсолидация активов, а для «Мегафона» — следование тренду. Очень многие операторы понимают, что прямое движение, когда было больше клиентов и больше услуг для клиентов больше не обеспечивает необходимого роста, и нужно больше уходить в сферу массовых интернет-услуг. Там они смогут сгенерировать больше прибавочной стоимости.

Эта тенденция появилась не в России, она уже существует в мире, когда операторы начинают заниматься много «около-сервисами». И таким образом, приобретение одного из ведущих российских игроков с обширной аудиторией — это логичная задача, как для диверсификации генерируемой выручки, так и для удержания и наращивания собственной клиентской базы: «Мегафон» получит новых пользователей.
Это хорошая консолидационная сделка. Я думаю, что они сейчас берут 15% акций — это уже дает им решающий голос, и если у них все пойдет, то я думаю, что они в дальнейшем будут просто наращивать пакет.

В масштабах рынка я считаю, что это только первая сделка, и мы увидим еще похожие сделки и у других операторов в этом направлении. Но я не думаю, что это как-то повлияет на изменение стратегической ситуации на рынке.

fde44625a362f2.jpgДмитрий Фомин ведущий аналитик инвестиционного сервиса Conomy

В долгосрочной перспективе «Мегафону» эта сделка может принести положительный результат, поскольку набирающий обороты тренд заключается в падении спроса на услуги голосовой связи с ростом объемов трафика мобильной передачи данных, следовательно, самыми важными контрагентами для операторов связи становятся компании, генерирующие контент.

В условиях все усиливающейся конкуренции на телекоммуникационном рынке ценность Mail.Ru Group, являющейся лидером по объему аудитории в российском сегменте интернета, сложно переоценить — и совет директоров «Мегафона» рассчитывает на двусторонний синергетический эффект от этой сделки, в частности, за счет расширения спектра цифровых услуг мобильного оператора и их продвижения в сети с целью сокращения оттока абонентов, заявленного руководством Мегафона в числе наиболее приоритетных задач.

b484cac51d189a.jpgАнатолий Сморгонскийбывший генеральный директор Yota

С точки зрения стратегии развития «Мегафона» — это правильный шаг. Далее будет важно, как «Мегафон» сможет реализовать преимущество от владения Mail.Ru Group. С точки зрения тактики, «Мегафон» будет консолидировать выручку Mail.Ru Group.

Думаю, есть небольшой риск, что другие телекоммуникационные компании могут перенаправить рекламные бюджеты с площадок Mail.Ru Group на конкурирующие площадки, чтоб не помогать своему прямому конкуренту.

©  vc.ru