"Серьезной проблемой по-прежнему остается низкая цивилизованность рынка технического сервиса"

Вадим Стеценко, компания MaykorИнтервью с Вадимом Стеценко, старшим вице-президентом группы компаний Maykor, управляющим директором дочерней структуры - "ЦРТ сервис".

- Как вы оцениваете результаты работы вашей компании в первой половине 2012 года? Как изменился объем бизнеса компании относительно аналогичного периода в прошлом году?

- На данный момент мы активно развиваемся в полном соответствии с целями, предусмотренными стратегией группы компаний Maykor на 2012 год. Думаю, к концу 2012 года мы придем к намеченной цифре - 40-50% роста объема бизнеса. Столь высокие для ИТ-рынка показатели обусловлены агрессивной стратегией как органического, так и неорганического роста.

Maykor постоянно наращивает собственные производственные мощности на всей территории России. На данный момент мы располагаем самой масштабной сервисной сетью, состоящей из 83 филиалов и 400 локальных подразделений, представленных во всех регионах. Это позволяет нам выполнять аутсорсинговые проекты любой сложности своими силами в любой точке страны. Кроме того, это гарантирует качество наших услуг. Благодаря нашим ресурсам мы формируем уникальные предложения на рынке сервиса и аутсорсинга ИТ- и инженерных систем, что обеспечивает нам высокие темпы роста продаж. Данные задачи выполняются нами в рамках стратегии органического роста.

Неорганический рост Maykor достигается за счет реализации агрессивной стратегии слияний и поглощений, в рамках которой мы приобретаем как лидирующие федеральные аутсорсинговые компании, так и местных региональных игроков. В частности, достигнута договоренность о приобретении "Россервиса" - крупной аутсорсинговой компании с широким спектром ИКТ-услуг и сервисной сетью, насчитывающей более 350 партнеров по всей России.

В совокупности стратегия органического и неорганического роста позволит нам и в дальнейшем сохранять и наращивать темпы нашего развития.

- Насколько актуальна для России проблема снижения потребительского спроса на ИТ, характерного для американского и европейского рынков? Почему?

- Понятно, что был кризис 2008 года, после чего ИТ-рынок существенно просел. Однако сейчас спрос на услуги ИТ-рынка динамично растет. Тенденция к консолидации бизнеса в различных отраслях экономики создает условия для роста спроса на сервис и аутсорсинг ИТ- и инженерных систем, а Maykor работает именно на этом рынке. Банковский сектор, ритейл активно расширяют свои территориально-распределенные сети, внедряют передовые технологии, уделяют большое внимание автоматизации бизнеса. Также стоит обратить внимание на то, что сегодня очень много государственных инфраструктурных проектов, таких как "Безопасные регионы", автоматизация ЖКХ, проекты по энергоэффективности и др.

- Назовите основные проблемы для роста российского рынка/ Возможно ли их преодоление в ближайшее время?

- Серьезной проблемой по-прежнему остается низкая цивилизованность рынка технического сервиса. Конкурентный ландшафт включает определенный тип участников, которые играют не по правилам. Maykor – прозрачная компания, мы платим "белую" заработную плату и налоги. Однако есть компании, которые работают по-другому. "Усилиями" этих компаний появляются демпинговые цены, безответственное отношение к качеству и результатам выполнения проектов. Подобная атмосфера на рынке негативно влияет на развитие ИТ-индустрии в целом.

Следующая проблема – недостаточная зрелость спроса. Внутренние службы заказчика в некоторых случаях по-прежнему с опаской относятся к аутсорсингу. Здесь, несомненно, играет роль и уровень развития предложения – на рынке пока мало крупных аутсорсинговых компаний, способных удовлетворить потребности заказчиков на должном уровне профессионализма, опыта, масштабов работы.

Также не менее важным вопросом для российского рынка ИТ является недостаток квалифицированных кадров. Сегодня достаточно сложно найти грамотных специалистов, особенно в отдаленных регионах. Мы в Maykor, учитывая упадок технического образования и престижа профессии инженера в России, разработали и внедрили собственную многоуровневую систему обучения специалистов, позволяющую готовить квалифицированные кадры внутри компании во всех регионах. Системой управляет интегральное звено – Центр компетенций Maykor, составленный из лучших экспертов в различных областях ИТ-аутсорсинга и сервиса. Благодаря нашей программе подготовки собственных кадров стать сотрудником Maykor может любой специалист, имеющий техническое образование и успешно прошедший конкурсный отбор. Конечно, такая система требует значительных инвестиций.

- Какие факторы способствуют успешной работе на российском рынке ИТ на сегодняшний день? В чем вы видите точки роста российского рынка?

- На данный момент на рынке сформировались крупные федеральные заказчики, которые заинтересованы в качественных предложениях по автоматизации и ИТ-аутсорсингу. Деятельность Maykor направлена на то, чтобы удовлетворить эти потребности. Ранее федеральные компании опирались преимущественно на собственные силы, используя внутренние ИТ-службы. Однако в последние годы наблюдается тенденция вывода непрофильных видов деятельности на аутсорсинг. Одной из главных причин этому служит появление профессионального качественного сервиса и повышение уровня зрелости аутсорсинговых компаний.

Второй причиной можно назвать тот факт, что крупные игроки в различных отраслях стремятся выйти на IPO. И здесь для крупных заказчиков становятся важными показатели выработки или продажи на одного сотрудника, а это, в свою очередь, побуждает к сокращению персонала. Один из очевидных способов решения этой проблемы - вывод непрофильной деятельности на аутсорсинг.

С другой стороны, стоит отметить, что при этом запросы заказчиков становятся все более требовательными в разрезе SLA, ценовых предложений и процесса обслуживания. Поставщики ИТ-услуг отбираются на жесткой конкурсной основе. Конкуренция на рынке с каждым годом растет не только с точки зрения цен, но и с точки зрения комплексности предложений. И здесь у Maykor есть уникальные преимущества. На данный момент мы единственная компания в России, обладающая региональной сетью, которая может дать обслуживание по принципу "одного окна" на всей территории страны. Мы опираемся на собственные ресурсы и большое внимание уделяем автоматизации управления услугами, что дает нам возможность полностью контролировать квалификацию, загрузку, исполнение заявок. Этот нас отличает от многих конкурентов, которые действуют через субподрядчиков, контроль качества работы которых весьма проблематичен.

- Какие рынки сейчас наиболее привлекательны для технологичных вендоров? Чем, на ваш взгляд, обусловлен интерес поставщиков ИТ к российскому рынку?

- Maykor стратегически фокусируется только на российском рынке. Мы считаем, что потенциал роста в долгосрочной перспективе в нашей стране огромен. Зарубежные игроки, так же как и мы, понимают, что уровень зрелости российского рынка растет, здесь становится проще и эффективнее работать, есть высокий спрос. Цифра 12-15% среднегодового роста ИТ-рынка в России очень привлекательна для иностранных вендоров.

- Каковы ваши прогнозы по развитию рынка ИТ во второй половине года?

- Могу предположить, что тренд развития российского ИТ-рынка во второй половине 2012 года не изменится и составит 12-15% роста. Что касается хода событий, к примеру, в Еврозоне, необходимо учитывать тот факт, что объем рынка с учетом его зрелости в Еврозоне выше, а темпы роста, соответственно, ниже и составляют около 6% в год. С учетом текущего состояния экономики в Еврозоне вряд ли можно предположить увеличение показателей роста на европейском ИТ-рынке.

©  @Astera