Мало ли какие у вас желания: как отличить настоящую цель от навязанной

На сайте проекта «Большие планы» от системы «Мегаплан» вышел текст эксперта по личной эффективности Николая Додонова о том, какие бывают цели, как психика человека может препятствовать их достижению и что такое базовая экзистенциальная позиция.

Редакция vc.ru публикует материал с разрешения авторов.

Тот, кто знает, «зачем» жить, преодолеет почти любое «как».

Слова Ницше — девиз любого успешного человека. Под словом «успешный» я подразумеваю не только успех в делах, но и личный успех. Жизнь без цели не имеет смысла, цель без смысла не имеет жизни. Найти осмысленную цель, а не желание что-то делать, сложно. Но возможно.

Я подхожу к вопросу поиска целей с разных сторон: личной и рабочей. В этой статье мы обсудим границы мышления, личные цели и их смысл.

В конце статьи — задания. Они помогут выбрать из ежедневных дел те, которые ведут вас к цели.

Границы мышления

Первое, что мешает в постановке цели, — базовая экзистенциальная позиция. То есть то, как человек ощущает окружающий мир: воспринимает его благоприятным или враждебным.

По гипотезе американского психолога Тимоти Лири, отношение к миру формируется с рождения до момента, когда ребенок начинает активно передвигаться. Если беременность и роды проходили нормально, человек приходит в мир в балансе психических ресурсов, положительных и отрицательных. Он как белый лист.

Взаимодействуя с окружающим миром, в первую очередь с родителями и предметами, маленький человек получает первые опыты. Они фундаментально впечатываются в память. Негативный опыт ставит на белом листе черную кляксу. Даже если опыт заслуженный.

Например, родитель ударил ребенка, который разбил дорогую вазу. С точки зрения взрослого, это оправданно: набедокурил — наказали. Для психики ребенка нет разницы. Событие отпечатывается в памяти как негативный опыт.

Скорее всего, отрицательные опыты есть у всех людей. Но если они выходят за нормы, которые психика готова компенсировать, окружающий мир начинает восприниматься как агрессивная среда.

С этого момента включается механизм, который я называю механизмом самосбывающихся пророчеств: человек получает то, что прогнозирует.

Человек прогнозирует будущее на всех уровнях психики постоянно. Он действует на опережение и реагирует на то, что еще не произошло.

У сотрудников отдела Вадима и Олега конфликт. Предстоит совещание с руководителем. Вадим боится, что Олег выставит его в невыгодном свете, и заранее проигрывает в голове возможные варианты защиты. На совещании Вадим агрессивно реагирует на каждую фразу Олега, даже на приветствие. Начинается перебранка.

Если окружающий мир воспринимается как опасный, большинство нейтральных фактов человек расценивает как угрожающие.

Олег никого подставлять не собирался и говорил спокойно. Но Вадим не мог судить адекватно: он уже спрогнозировал ситуацию, в которой Олег пытается его подставить. Сам Вадим и воспроизвел прогноз в реальности.

Прогноз оправдался и подкрепил модель мира Вадима: он и дальше будет прогнозировать так же негативно. Вот и получается: мир изначально агрессивен — прогнозирую негативно — получаю проблемы — подкрепляю модель агрессивного мира.

При постановке цели модель агрессивного мира становится границей, за которую нельзя выйти. Вы ставите цель и заранее прогнозируете негативный результат.

Проблема собственного намерения

Базовая экзистенциальная позиция — первое, что меняет наше намерение и тормозит определение цели. Второе и большее зло — среда, в которой растет ребенок, а именно взрослые: родители, друзья семьи, воспитатели и учителя.

«Зачем тебе это?! Тебе это не нужно, брось!»

«Хочешь в хоре петь? Мальчики в хоре не поют! Пойдешь на карате!»

«Чего ты сидишь с книжкой? Смотри, какая погода хорошая, все гуляют. И ты иди погуляй».

«Ты хочешь быть юристом? Пойдешь на стоматолога! Почему? Потому что я так сказал».

Дети делают что-то только потому, что хотят это делать. Когда желания детей не нравятся взрослым, они шлифуют чадо напильником. Иногда добавляют молоток, иногда — кувалду.

Вырастает человек, у которого отбили умение и смелость чего-то хотеть. Он впитал с ложкой утренней овсянки, что хотеть можно только то, что социально приемлемо, что попадает под фильтр других людей — укладывается в их границы мышления.

Человек вырастает с предустановленным набором целей, в котором есть стандартный путь:

Окончить школу — отмазаться от армии — поступить в институт — устроиться на работу.

В этой цепочке тоже есть рамки: выше начальника отдела не прыгнешь без связей. Рабочим не будешь: у нас в семье все с высшим образованием.

С такими установками в будущем мы не делаем шаги, которые могли бы привести к успеху, из-за изначального отрицательного прогноза.

Парень с небольшим опытом работы только что приехал в Москву из другого города. Он не отправит резюме на хорошую позицию в известную компанию. Зачем, если заранее известно, что это невозможно? Так все говорят.

Большинства целей мы не достигнем, потому что заранее прогнозируем отрицательный результат и душим намерение.

Отбрасывая собственное намерение, мы действуем по шаблону социально приемлемых целей: квартира, дача, машина, должность, семья. Когда шаблон исчерпан, начинается кризис.

Выбор цели

Человек достиг социально приемлемых целей, а новых нет. Он не умеет чего-то хотеть самостоятельно. Отсутствие настоящей цели человек компенсирует надуманными. Чтобы понять, какие цели в вашей жизни вынужденные, а какие настоящие, разобьем их на четыре типа.

Первый тип — «острая палка». Большинство целей, достигнутых ко времени условного благополучия, вынужденны. Их навязало общество. Яркий пример «острых палок» — брак и дети. Юноши и девушки женятся не потому, что хотят разделить жизнь именно с ним или с ней. Они хотят избавиться от «тебе уже 30, пора бы о семье подумать» и «все твои подруги уже по второму родили».

Второй тип — нехватка эмоций. Покупаем ли мы новый телефон потому, что старый плохо работает? А ноутбук? А «поплавать с дельфинами»? А новую сумочку?

Массу того, что мы хотим, можно взять в кавычки. Потому что это не желания конкретного объекта или состояния, а желание получить недостающие эмоции.

— Хочу красную спортивную машину.

— Зачем?

— Ну я смогу вечерами кататься по городу.

— Зачем?

— Ну так я смогу легко познакомиться с девушкой.

Сама по себе машина не нужна — ни для работы, ни для кайфа от езды. Нужно с девушками знакомиться, вот цель. Машина здесь ни при чем.

Третий тип — конкретный объект. Если пользоваться определением цели «желаемый объект или состояние», то именно эта категория является целями в полной мере. Она самая простая.

Вспомните чувство влюбленности. Были ли у вас вопросы в том, чего вы хотите и для чего? Нет. Вы точно знали, какой у вас объект страсти и что вам хочется сделать.

Этот тип целей — залог успешных действий. Когда четко представляешь желаемое состояние или объект, сразу понятно, что нужно делать. А за ясностью и настоящим желанием очень часто приходит успех.

Четвертый тип — намерение. Намерение — порыв души, интерес, желание, пробужденное контактом объективной внешней реальности и нашей индивидуальности.

Когда ребенок чего-то хочет, видна сила искреннего намерения. Он хочет именно эту игрушку, а не другую. Она не нужна ему для конкретной цели — он просто ее хочет, и хочет сильно. Почему? Ему интересно. Он толкает другого ребенка, который отбирает игрушку у его друга, не потому, что так надо (родители как раз в этот момент кричат: «Нельзя толкаться»), а потому, что он так хочет. И в этом его намерение.

Намерение не имеет объяснения. Это реакция на то, что существует во внешнем мире.

Возможно, намерение будет сильным, проблема, которую вы захотите решить, — масштабной, а ежедневное действие само по себе вызовет интерес. Возможно, это миссия. Один из важных маркеров, по которым можно определить миссию, — бескорыстность. Если вы готовы реализовать свое намерение бесплатно или за свои деньги — высок шанс, что это миссия.

Все четыре типа целей имеют право на существование. Два первых обычно попадают в списки »100 целей на год» или «Желания, которые я хочу осуществить до конца жизни». Нет ничего плохого в том, чтобы провести жизнь, каждый год достигая своих ста целей. Но вопрос в другом: стоят ли эти сто целей времени вашей жизни? Жизнь короче, чем кажется. Должно быть что-то еще, кроме шаблона, что-то важное, ради чего стоит жить.

К тому же цели типа «острая палка» или «недостаток эмоций» недолговечны. Мотивация от дискомфорта сильна, но краткосрочна. Если мы долго не получаем успеха, то проще изменить отношение, отказаться от цели — и дискомфорт растворится.

Цели «желаемый объект» или «намерение» не делят жизнь на работу ради целей и саму жизнь.

Вы не ходите в офис ради какой-то цели. Вы не отрываетесь в пятницу, потому что неделя позади, а впереди выходные. Вы не засиживаетесь за полночь, потому что это время для себя любимого. Вы не обрастаете вредными привычками, потому что привычки — способ заглушить внутреннюю тревогу.

Вместо этого вы живете, каждый день реализуете намерение и интерес. Читаете то, что интересно. Делаете то, что интересно. Думаете о том, что интересно. И опережаете в этой области других, потому что добровольно инвестируете время в намерение.

Поиск смысла

В работе над целью не обойтись без настойчивости и сильного желания, которое будет давать топливо для новых и новых попыток. Это возможно, если цель имеет для нас смысл.

Большинство не может ответить на вопрос «Зачем вам ваши цели?». Для личных целей первый вопрос — это вопрос желания и его границ, а точнее, их отсутствия. Без него невозможно обзавестись хоть какой-то целью, кроме «острой палки».

Вопрос смысла поможет расставить иерархию собственной жизни. Но ответить на него невозможно без осознания, что жизнь конечна. Как только это осознание приходит, мы понимаем, что существует время жизни, года и дня, которое жалко тратить бесцельно.

Задайте себе вопрос: что стоит времени моей жизни?

Ответить сразу тяжело. Начните с малого: каждый день, выполняя какое-то действие, задавайте себе этот вопрос. Если ответ отрицательный, убирайте все, что того не стоит.

Цели вынужденного характера, «острые палки», обоснованны. Это первый и второй уровни пирамиды Маслоу. Нам нужно обеспечить выживание и защиту своего: своих детей, своей компании. Но дальше нужны новые цели.

Массовая культура заставляет ставить утилитарные цели:

Новая одежда — цель сезона, новые впечатления — цель отпуска, а отпуск — цель полугодия. Нам нужны и новая одежда, и новые впечатления. Нам нужен более безопасный автомобиль. Но все это средства в работе над главной целью.

Вы можете подумать, что я говорю о предназначении. Я в него не верю. Человек меняется, и то, что ему было интересно год назад, через год интересно не будет. Не обязательно положить жизнь на что-то одно. Тем более не нужно отшельничать и соблюдать аскезу. Просто нужно понимать смыслы: зачем мы делаем то, что делаем каждый день, и стоит ли это времени нашей жизни?

Смыслы бывают трех категорий:

  • Не могу смириться → не могу существовать в одном мире с этим.
  • Хочу получить → не могу существовать без этого.
  • Мне просто нравится процесс → не могу существовать, не занимаясь этим.

Относятся они к целям «объект» и «намерение». Смыслы не обоснованы. Невозможно обосновать, почему вам интересно то, что интересно, почему вы не можете смириться с тем, что переворачивает все внутри, и почему хотите то, что хотите. Хочу, интересно и все.

Если такие цели есть, это высшие смыслы на данный момент. Достижение таких целей — вопрос индивидуальности, сохранения своего «я».

Что важнее: желание сделать мир чище от мусора или новая квартира? Это вопрос границ и представлений. Нас воспитывали так: сначала заботимся о ближних, а потом уже о себе. Никого не волнует, что у тебя внутри все переворачивается, когда видишь в лесу залежи пластиковых бутылок. Мало ли какие у кого желания! Есть семья, которой нужен новый дом. В старом не так светло, а когда к нам переехали родители, стало тесно.

Занятие уже имеет смысл, если оно вам интересно. Звучит неправдоподобно, но это факт.

Эйнштейн проводил круглые сутки за работой не потому, что мечтал о Нобелевской премии. Ученого занимали загадки, решать которые ему было интересно.

При всем этом нормально менять приоритеты. Человек не статуя. Тело не объект, а глагол. Мы постоянно обновляемся — как на клеточном, так и на духовно-интеллектуальном уровне. То, что было интересно, может перестать волновать. То, с чем мы не могли смириться, может показаться неважным. Это нормально. Ищите смысл на сегодня, на «здесь и сейчас».

Практика

Дни, месяцы или даже годы могут не иметь целей и смысла. И в этом есть особенный смысл. Если сейчас вы не можете понять, ради чего стоило прожить этот день, — это не патология. Проживите его спокойно, в ощущении протекающей жизни. Наблюдайте за собой и миром, ищите границы, которые не дают вам развернуть намерение. В этом поиске помогут следующие задания.

Квадрат «хочу — надо». Это упражнение на легкое обнаружение собственных границ. Оно освобождает угнетенное намерение.

Нарисуйте квадрат, разделите на четыре зоны и заполните их:

  • Делаю потому, что надо.
  • Делаю потому, что хочу.
  • Надо делать, но не делал бы, если бы мог.
  • Хотел бы, мог бы, но не делаю.

Подумайте, какие внутренние границы не дают вам сделать то, что вы хотите. Проверьте, действительно ли существуют препятствия, которые не позволяют вам это сделать.

Вы хотите летом поехать к морю, но боитесь, что пожилые родители обидятся, если вы не приедите к ним погостить. Прямо спросите родителей о своем страхе. Ответ поможет понять, «надо» или «хочу». Подумайте над пунктом «надо».

Действительно ли надо мыть посуду? Надо. Но нужно ли, чтобы ее мыли именно вы? Обсудите это напрямую с теми, кто включен в эту ситуацию.

Ранжирование текущих целей. Выпишите цели и распределите по категориям: «острая палка», «нехватка эмоций», «объект» и «намерение». Подумайте, какие именно раздражители вас беспокоят и каких именно эмоций не хватает. Напишите, как проще, дешевле и быстрее убрать раздражители, а эмоции получить.

Есть ли сейчас смысл. Посмотрите в ежедневник, менеджер задач, список целей из пункта выше — и ответьте на вопрос: «Для чего это мне?». Не удовлетворяйтесь первыми ответами. Копните хотя бы 4–5 раз.

Безжалостно спросите себя: «Зачем это именно мне? Если я спасаюсь от проблем, выполняя задачи из таск-менеджера, — имеют ли они смысл, ради которого они стоят времени моей жизни?». Смысл лежит дальше проблем.

Когда дойдете до ответа, который уже не раскрыть, спросите: «Как я могу получить этот же эффект, но проще?» Так можно срезать многие углы и сэкономить время своей жизни.

Если доберетесь до ответа «Мне нравится и все», или «Не могу смириться», или «Хочу и все тут» — поздравляю, это цель «намерение» или «объект». Проверьте их еще раз: стоят ли они времени вашей жизни? Представьте, что вы достигли цели. Будет ли вам жалко прожитого пути?

Чтобы проверить, как у вас с умением хотеть, вспомните, когда вас в последний раз захватывало что-то конкретное — кроме влюбленности. Если сложно вспомнить, переходите к следующему упражнению.

Тренировка «хочу». Научиться хотеть того, что кажется неразумным и нелогичным, — очень важно. Без этого намерение не откроется. Подумайте, чего вы хотите. Ловите не само намерение, а момент, когда вы его тормозите.

Утром вы просыпаетесь и понимаете: не хочу на работу! Но вы же взрослый волевой человек, вы, как Мюнхгаузен, поднимаете себя за шиворот. Это очень важный момент: вы только что наступили на собственное намерение.

Найдите способ разрешить себе то, чего хотите, и всячески доверяйте своему «хочу». Скорее всего, вы сейчас усмехаетесь: если я буду делать то, что хочу, — то не буду ходить на работу, потеряю всякое уважение и вообще буду жить, как дикий.

Не будете. Как только вы перестанете давить свое «я» и научитесь хотеть жить, вы будете делать многое из того, что и так делаете. Но это будет доставлять удовольствие.

©  vc.ru