Магнитола или головное устройство? Как преобразилось автомобильное аудио
Обсудить 0
Перешли на новые аудиоформаты
В 1960-е годы автомобильное аудио начиналось с… проигрывателей пластинок. Сегодня аналоговые форматы остались лишь у домашних аудиофилов, а в автомобиле давным-давно правит бал «цифра». Стандартом является воспроизведение файлов популярного формата MP3, хотя многие модели дополнительно поддерживают файлы WMA и AAC. Согласитесь, это весьма удобно, когда на маленькой флэшке умещается несколько сотен ваших любимых музыкальных треков под любое настроение.
Однако на самом деле не всё так прекрасно: есть у формата MP3 и недостатки. Как это часто бывает, за компактный размер файла приходится расплачиваться посредственным качеством звучания. Сжатие информации в формате МР3 достигается за счёт «выбрасывания» из файла некоторой части информации. Именно поэтому настоящие меломаны до недавних пор считали, что качественного звучания в цифровом формате можно добиться только от компакт-дисков.
Ситуация изменилась с появлением нового формата аудиофайлов — FLAC. Сжатие информации в нём происходит по другим алгоритмам и без потери полезной информации, поэтому в английском языке его так и называют — lossless. Фактически, он совмещает достоинства компакт-диска (чистое и насыщенное звучание) и сжатого формата (относительно компактный размер файла). Головные устройства, которые проигрывают аудиофайлы формата FLAC, можно найти, к примеру, в модельном ряду компании Pioneer.
Стали показывать видео
Видео в автомобилях появились уже давно, но, как правило, возможности головных устройств ограничивались чтением лишь DVD и скромным набором других не особо популярных видеоформатов. Сегодня им на смену приходят новые форматы видеофайлов — к примеру, MKV. Среди автомобильных головных устройств его поддерживают, например, Pioneer SPH-DA120 и Pioneer AVH-X8800BT. Этот формат, кстати, любят домашние киноманы, так что девиз «в автомобиле как дома», похоже, наконец-то стал как никогда актуален.
Кстати, ещё один плюс подобных устройств — экран можно использовать не только для просмотра видеозаписей, но и вывести на него изображение с камеры заднего вида. Благо, разъём для подключения камеры нынче есть практически у любого автомобильного мультимедийного аппарата.
Стали помощником в общении
Пользоваться смартфоном в автомобиле опасно, этот факт не нуждается в доказательствах. Но не выключать же смартфон, садясь за руль, правильно? Потому что есть способ использовать его безопасно и с комфортом — технология Bluetooth. Смартфон подключается к аудиосистеме и она превращается в беспроводную гарнитуру — вы можете разговаривать в дороге по «громкой связи» или слушать музыку, не прикасаясь к телефону.
Сами научились общаться
С технологиями Applе CarPlay и Android Auto всё стало ещё интереснее. Вы подключаете смартфон к головному устройству автомобиля и после этого можете управлять его приложениями и функциями с помощью интерфейса мультимедийной системы — это удобно и безопасно. Главная особенность этих технологий — голосовое управление. Просто попросите магнитолу найти нужный трек в музыкальной коллекции, надиктуйте текстовое сообщение, расспросите о погоде на ближайшие дни или попросите проложить маршрут. Android Auto и Applе CarPlay поддерживаются, к примеру, в головном устройстве Pioneer AVH-X8800BT.
Научились звучать не хуже домашних стереосистем
Салон автомобиля — не самая простая акустическая среда. Одни динамики расположены дальше, другие — ближе, звук портят отражения от поверхностей… Тут на помощь приходит звуковой процессор, он же — DSP. Часто его подключают между головным устройством и усилителем, но гораздо удобнее, когда функции звукового процессора содержатся прямо в головном устройстве. Как, например, у Pioneer FH-X730BT, MVH-X580BT и DEH-X5900BT. Этих функций — три.
Во‑первых, это возможность поканального подключения динамиков. Дело в том, что в любой аудиосистеме динамики разных типов отвечают за свой диапазон частот. Динамики в дверях — за низкие и средние частоты, твиттеры — за высокие. Если подключить каждый из них напрямую к своему каналу усилителя, то можно непосредственно с головного устройства настраивать «деление» частотного диапазона между ними. Так можно гораздо точнее сбалансировать их звучание между собой.
Во-вторых, процессор позволяет задержать сигнал для каждого динамика и тем самым виртуально «выравнивать» расстояние до них. При этом звучание равномерно распределяется между правой и левой сторонами и в итоге получается равномерная и объёмная стереопанорама.
Ну и в-третьих — это эквалайзер. Усиливая или ослабляя звучание на отдельных частотах, мы можем добиться самого правильного звучания — как в хорошей домашней стереосистеме. В отличие от большинства головных устройств, в моделях с процессором DSP эквалайзеры имеют гораздо большее количество полос регулирования.
Стали более гибкими
Система «магнитола и четыре динамика» всегда считалась незыблемой классикой автомобильного аудио. Сегодня же отдельный усилитель сложно назвать признаком исключительности, а потому даже недорогие модели головных устройств, как правило, имеют линейные выходы RCA для их подключения. К примеру, в головных устройствах Pioneer имеется как минимум одна пара, к которой можно подключить усилитель сабвуфера — это Pioneer MVH-180UB.
А для более продвинутых аудиосистем лучше выбрать модель сразу с несколькими парами линейных выходов — таковы, к примеру, Pioneer DEH-80PRS и Pioneer DEX-P99RS. Усилитель в аудиосистеме нужен не для повышения максимального уровня громкости, как думают некоторые, а в первую очередь для более высокого качества звучания. При одной и той же громкости система с отдельным усилителем звучит более насыщенно и приятно, а также точнее передаёт пики сигнала, к которым наш слух очень чувствителен.
Стали удобнее в установке
Мощный усилитель вовсе не обязан быть громоздким, тяжёлым и сильно греться. Например, усилители D-класса имеют ключевое отличие от обычных усилителей — их КПД более 90%, вследствие чего они компактны и почти не нагреваются. К примеру, 4-канальный Pioneer GM-D1004 имеет весьма приличную мощность, но при этом его длина не превышает 20 сантиметров! А ещё его можно подключить к стандартным разъёмам магнитолы.
Среди сабвуферов тоже есть немало довольно интересных моделей. Скажем, активный сабвуфер Pioneer TS-WX70DA со встроенным усилителем сделан плоским и с крепкими стенками. Его можно просто положить на пол багажника, практически не потеряв полезного объёма. При этом бас он выдаёт на удивление мощный и плотный — отдача повышается за счёт специальной системы внутренних каналов, акустически «нагружающей» установленные внутри динамики.
Коротко
Мы всегда с уважением и ностальгией вспоминаем простые автомобильные аудиосистемы прошлых лет. Но современные технологии сегодня дали нам массу новых возможностей, не пользоваться которыми было бы неправильно. Главное — выбрать правильного производителя, заслужившего репутацию пионера автомобильных аудиосистем и мультимедийных устройств.
На правах рекламы