«Люди на всю жизнь оставляют меня с собой, забирают частичку моей души»

Интервью с основателем студии ROY TATTOO Максимом Шкутом о том, как вести бизнес c детского сада, набивать татуировки 70-летним дедушкам и делать только то, что хочется.

Студия называется ROY TATTOO, и её директор Максим Шкут напоминает пчелу: гиперактивный, деятельный и постоянно жужжит. Даже в 22:00, когда я пришла брать интервью, Макс делал татуировку.

Макс, я тебе не мешаю? Может ты доделаешь, а потом будешь отвечать?

Мне ты не мешаешь. Могу говорить и бить, это не проблема. Если тебя не смущает, я продолжу. Мы ещё кровати тут обсуждали с ребятами. Да, вот эта норм (смотрит в протянутый телефон).

И татуировку делаешь, и интервью даёшь, ещё и кровати обсуждаешь…

Ещё думаю о завтрашнем парашюте.

Как на всё энергии хватает? Что за моторчик у тебя внутри?

Я очень увлекающийся человек. Никогда не думал, что займусь парашютным спортом, но друг, гад такой, подарил мне сертификат на день рождения. Я подумал, что это классная затея. Теперь это одна из моих ипостасей.

Когда-нибудь и я прыгну. Давай к твоей главной ипостаси — тату. Почему студия называется ROY? Потому что дедушка пчеловод?

У дедушки есть пасека, но дело не в этом. Концепция такая: много пчёл, они жужжат, как машинки, налетают на тебя, колют, и у тебя остается рисунок. Пчёлы — самые полезные существа.

Я уже не помню, когда ты мне делал татуировку. Тогда ты говорил, что занимаешься этим 8 лет. А сейчас сколько?

15 лет.

Подожди. Сейчас тебе 30? А тогда было…

Мне 30. В 15 лет я попробовал делать татуировки.

Попробовал делать татуировки? Это как?

Сделал самодельную машину и набил первую татуировку панку, с которым тогда общались.

Что значит самодельную машинку? Откуда ты узнал, как её делать?

Ну, как? Методом проб и ошибок.

У тебя было какое-то художественное образование? Художку закончил?

Нет, ничего не закончил.

Откуда взялось это желание делать татуировки?

Ещё в классе пятом я увидел, как мальчик рисует у себя на руке ручкой. Мне это очень понравилось. Я не придавал этому никакого значения. Просто понравилось, как смотрится рисунок на коже. Попробовал у себя нарисовать. Это была обычная зелёная ручка. Кайфово получилось, только обидно, что зелёная. Синяя уже получше бы смотрелась. Потом ребята начали просить: «Ой, а мне нарисуй», — и я ещё нескольким людям в школе нарисовал. Потом на какое-то время перестал рисовать, занялся скейтом. А по окончанию девятого класса встретил ребят злоумышленников-единомышленников. Они собирали машинки и делали себе татуировки. Я спросил, как и что, они мне рассказали, поделились опытом, и я начал делать, но занялся этим всерьёз, без шуток.

То есть ты был не один?

Нет, начинал делать один. Когда я перешёл в другую школу, там были ребята, у них были портаки. Я решил попробовать такой же портак сделать. Тогда я, правда, не думал, что это портак. Ребята подсказали книжку «Самоучитель по татуировке» — называлась вроде так. Я думал, что я сейчас красиво наваяю, а получился тоже портак.

Каким ещё опытом поделились эти ребята?

На вопрос: «Как это сделать?», — они мне отвечали: «Моторчик берёшь. Все очень просто». Мне подсказали, что есть моторчик, струна, ручка. Что-то я в книжке подсмотрел, но в ней все замысловато, там была профессиональная машинка. А ребята мне всё на пальцах объяснили: «Берёшь иглу сюда, тынь-тынь-тынь».

Книжку прочитал от корки до корки?

Честно говоря, нет. Она была очень интересная, но я подсмотрел, что делать, оттуда какие-то картиночки потырил и всё сделал. С этой машинкой я недолго поработал, через 3 месяца купил себе нормальную, взрослую, профессиональную, которой уже начинал работать.

А деньги откуда? Родители?

Да, мне родители помогли первую машинку купить.

Они тебя сразу поддерживали?

Да, они всегда поддерживали меня. Я сказал им, что хочу попробовать делать татухи, и они помогли со стартом.

Не говорили тебе что-то вроде: «На себе не делай!»?

Не, никто меня не отговаривал. Одной из первых «жертв» стал мой братишка. Потом его друзья, мои друзья.

Кто был самой первой жертвой?

Я не помню, кто это был. Надеюсь, он и меня не помнит.

А что это было помнишь?

Нет, не помню абсолютно. Я несерьёзно относился к этому, мне это просто нравилось. Тогда я не знал, что всю жизнь свяжу с татуировкой. Вообще, я учился на повара, работал поваром какое-то время и параллельно делал татуировки. Параллельно задавался вопросом: «Чего же я хочу в жизни? Чем хочу заняться? Что мне нужно? Что мне нравится?».

Почему пришёл к татуировке в итоге?

Когда я задавал себе такие вопросы: «Что я хочу делать? Как вижу рабочий процесс?», — я понял, что хочу общаться с людьми и что мне важно видеть результат работы. Так я осознал парадигмы своего будущего, будущей профессии. Где-то годам к 19 пришло понимание: «Боже ты мой, это же татуировка!». Но мысль пришла не сама. Один бизнесмен сказал мне, что это очень выгодно, и я подумал: «Действительно». Тогда я работал поваром и зарабатывал 24 тысячи рублей в месяц. Бизнесмен мне сказал так: «Ты сможешь зарабатывать эти 30 тысяч за неделю. Приложи усилия, найди четырёх людей, и будут у тебя эти деньги», — и я начал этим заниматься.

Почему именно четырёх людей?

Ну, он посчитал, что если 4 человека заплатит мне по 7500 р. за тату, то будет 30 000. 4 клиента — это по 1 клиенту в день. Каждый займёт у меня 2–3 часа, хотя тогда это могло занять 6–8 часов. Так за 4 дня я мог заработать свою месячную зарплату. Это меня сподвигло действовать.

Получается, что в 19 ты понял, что хочешь делать бизнес из тату?

Да, и в 20 лет открыл свой первый салон.

В 20 лет? Откуда ты набрался этому всему? Как научился это делать?

Методом проб и ошибок. Начитался, насмотрелся в интернете, наспрашивался у людей, у сторонних людей, у медиков.

А что у медиков узнал?

Как надо следить за санитарными нормами, как это делать ответственно и правильно. Вот это все.

Сейчас у тебя самого есть ученица. Человек делает первый или второй раз татуировку, он же может накосячить? Что будет, если ошибётся?

Я переделываю.

Можно вот так взять и переделать?

Можно. Я позволяю делать только то, что легко исправлю. Выбираю такой рисунок, чтобы не получилось накосячить. То есть всё, что будет криво, можно сделать ровным и правильным. Всё можно подправить.

Что если рука дрогнула, как это исправить?

Есть погрешность в полсантиметра. Если есть какой-то неровный контур, он очень легко переправляется в более толстый. Мы сразу рассчитываем, что контур может быть шире, но стараемся делать тонким и изящным. Если получается — кайф. Так и оставляем, чуть-чуть утолщаем. А если не получается, подштриховываем и делаем толстеньким.

А если человек сам дёрнулся?

Ничего страшного. Это творческий процесс. Мы не машины, а человек — не деревяшка. Если маленькая кривизна появляется, она потом маскируется. Ты её не увидишь. Даже я могу накосячить, но тебе об этом не скажу, а ты этот косяк никогда не найдёшь. Тебе важно, что у тебя было 5 косяков? Главное вести себя спокойно, уверенно и всё нормально делать. Закончить работу и спросить: «Нравится?». Ты скажешь: «Нравится», — и никогда не увидишь этого косяка. Но это если правильно и профессионально делать. А если руки из ж*пы растут, то косяк будет виден.

Тебе нравится сам процесс? Любишь рисовать?

Очень нравится. С детского сада занимаюсь этим. Не совсем татуировкой, но подобного рода деятельностью.

Татуировкой или просто рисунками?

Сейчас покажу. Черепашек-ниндзя все помнят? Все хотели быть Рафаэлем или Донателло. Я рисовал такую штуку. Хоп-хоп-хоп. Кого хочешь?

Рафаэля.

Какой цвет? И что у него там — палка была?

Не знаю, наверное, палка.

Хорошо. Вот держи, а с тебя трансформер. Я договаривался. Рисовал на листочках, а мальчики-девочки забирали.

Просто рисунок?

Да. Менял рисунок на постройку домика или игрушку-самокат. Была очень кайфовая игрушка, постоянно была в ходу — большой камазик, на котором можно было х**рить по всему детскому саду. Он был большой, я в нём целиком помещался. То же самое делаю и сейчас. Беру с вас денежку, покупаю себе самокатик или вездеходик, на которым я бж-ж-ж колесю по миру. Мне давали то, что мне хотелось.

С детсада бизнесом занимался?

Предпринимательством я начал заниматься очень давно. Даже бисером плёл. У нас была компания «БисИнкорпорэйтед». Мы плели фенечки из бисера с именами и ими банчили.

И с 15 лет начал делать татуировки. Но себе не делал. Почему?

Нет. Я понимал необратимость этого процесса.

И у тебя до сих пор ни одной татуировки. Ты никогда не хотел себе сделать?

Нет, не хотел. Я не нашёл то, что мне хотелось бы запечатлеть. Был один момент, когда я пьяный пришёл домой, и мне захотелось татуировку. Я пришёл и сделал себе какой-то портак на ноге. Не татуировку, а именно портак, и так получилось, что он у меня не остался. Вообще ничего.

Как это не остался?

Я не знаю. То ли неглубоко делал, то ли еще что-то. Реально ничего.

А что ты хотел набить?

Я даже не помню. Какой-то рисуночек рандомный — трайбл. Ну, и слава богу, что он не остался.

Это единственный раз был, когда ты хотел себе набить что-то? Тебя не соблазняют люди, которым ты делаешь или которые у тебя работают?

Они меня соблазняют, но я не соблазняюсь.

А клиентов не смущает, что ты без татуировок?

Ещё интереснее становится. Это моя фишка.

Фото-день в студии ROY TATTOO. У Максима переводная татуировка.

Это говорит о том, что ты серьёзно подходишь к вопросу выбора?

Да, к выбору я отношусь очень серьёзно. И к выбору ваших татуировок. Делая тебе, я буду очень внимательно и серьёзно думать, что делать. Так будто я делаю это себе.

Делая тебе, я буду очень внимательно и серьёзно думать, что делать. Так будто я делаю это себе.

Допустим, я прихожу к тебе и говорю: «Я хочу себе татуху вот тут, но не знаю что». Что ты мне ответишь?

Отлично! Я начну задавать тебе наводящие вопросы:

— Может, кошечку?

— Не, кошечку не хочу — это банально.

— А может быть сделаем какой-то армянский узор?

— Не, узор я тоже не хочу, тем более армянский.

— Угу. А в каком направлении?

— Ну, это должно быть что-то такое нежное.

— Может быть, кружева сделаю?

— Может быть.

И ты потихоньку начинаешь колоться и рассказывать, что хочешь. Просто сама сформулировать не можешь. Каждый человек знает. Сегодня дедушка 70-ти лет приходил консультироваться, хотел татуировку. Говорит: «Только не знаю, чё хочу». Мы в течение получаса придумывали ему татуировку.

70-летний дедушка?

Да, 70-летний. Может быть, ему даже 72 или 68. В общем, уже дедушка. Когда он подошёл к калитке, я хотел сказать: «Вам в соседнюю дверь». Там у нас фермерское хозяйство. Он спрашивает: «А здесь тату-салон?». У нас был шок. Мы пообщались с ним и довольно быстро поняли, что он хочет. Это была его овчарка, которая долго жила с ним. Но сам он это сформулировать не мог, говорил:

— Не знаю, что-нибудь.

— Может быть, узор?

— Нет, не узор.

— Может быть, армия?

— Да ну ее, эту армию, — и дальше уже понеслось.

На старую кожу можно бить татуировки? Она же не такая эластичная.

Можно, но есть противопоказания и надо смотреть на здоровье человека.

А какие противопоказания?

Вот у нашего гостя сахарный диабет. На определенной стадии с сахарным диабетом делать нельзя, на другой можно.

Почему нельзя?

При сахарном диабете плохая сворачиваемость крови и заживляемость ранок.

Ты человека видишь в первый раз. Надо же понимать, чем он интересуется, глубоко копать. Откуда ты берёшь свои вопросы?

Со временем приходит понимание психологии, получил я их опытным путём, давно уже в этой профессии. Сейчас ко мне приходят как к психологу, иногда хотят просто поговорить. Я раньше экспериментировал, задавал разные вопросы. Попробовал такие задавать — не прокатило, попробовал другие. Всё наработано методом проб и ошибок. Сейчас я точно знаю, что в течение получаса пойму, что человеку нужно. Для меня это не проблема и не раздражающий фактор, как для многих мастеров.

Для других это проблема?

Не все владеют психологией, спрашивают: «Если ты не знаешь, чего пришел?». А я потихонечку посижу с человеком, попью чай и выясню, что ему надо. С этой информацией он может выгуляться, а может широко открыть глаза и сказать: «Ничего себе! Это действительно то, что мне надо».

То есть, чтобы быть татуировщиком, нужно не только уметь рисовать, но и психологией владеть?

Это самые примитивные моменты. Чтобы быть татуировщиком, нужен большой опыт. Татуировщик — это не просто тот человек, который может зафиксировать картинку на теле. Он должен разбираться и понимать людей. Он, как врач, которому нужно доверять. Есть много людей, которые хотят что-то по моде сделать: кошечки, бабочки. Нужно спросить у человека, зачем ему это, но не в грубой или унизительной форме: «Что, кошечку?! Серьёзно?». Поинтересоваться, может быть, он хочет совсем не кошечку, а какую-то другую модную татуировку, с которой он проживет долгое время, и ему не захочется её удалить, свести или сказать, что это ошибка.

Татуировщику надо жить этим делом и понимать, что ты это делаешь не ради денег и не ради себя. Ты делаешь человеку то, с чем ему ходить. Татуировщик — это ответственный человек, который обязан интересоваться желанием клиента.

Татуировщику надо жить этим делом и понимать, что ты это делаешь не ради денег и не ради себя.

А часто ты отговариваешь людей от татуировок?

Ну, не совсем отговариваю, этого делать не надо. Я интересуюсь, с какой целью делает, а что он этим хочет показать-сказать. Когда вижу сомнения, задаю вопросы: «А для чего тебе это нужно?». Бывает, что передумывают, но ничего страшного — мне есть чем заняться. Не будет потом вспоминать: «Блин! Нафига я это сделал?!». И я не буду связующим звеном в этой ошибке, что самое главное. Ведь люди на всю жизнь оставляют меня с собой, забирают частичку моей души, потому что в каждую татуировку я вкладываюсь временем и вниманием. Ещё и поэтому я выбрал именно этот род деятельности — меня всегда будут помнить. Могут забыть, как я выгляжу, как меня зовут, где был салон, потому что я уже несколько раз переезжал, открывал новые салоны, но все равно: «Это был Макс. Это был вот такой парень». На всю жизнь!

Это такое эгоцентричное желание. Хочешь оставить свой след на каждом человеке в мире? Есть люди, которым ты бы хотел сделать, но они не хотят?

Боярскому хочу сделать, но ему нафиг не нужны татуировки.

Шляпу?

Да, и «Тысяча чертей!».

Студия, в которой мы сейчас находимся, ведь не первая у тебя. Сколько всего их было?

Давай по порядку пойдём. «Старая деревня» — первая. Вторая была здесь на Ковенском, третья на Пионерской. Четвёртая была в «Четверти». Потом на Гороховой. Затем на Коломенской. Была на Просвете. Итого 7.

Тебе было 19, когда ты первую открыл? Расскажи, как это было?

Лет 19–20 было, да. Всё тогда сложилось идеальным образом. Я привёз в эту студию свои вещи: диван, шкафчик, стол. В тот же день мне привезли вот это кресло и ещё два-три стула. В тот же день доставили краски из Америки. Я не ожидал, что всё так совпадёт, просто заказал и думал: «Ну, когда-нибудь придёт». Помню, как достаю эти краски, распаковываю, такой счастливый, радостный, расставляю стулья, снимаю с них обертку, и салон открыт. Вот тут есть одна болячка на кресле, которую я сделал как раз в первый день.

Сколько тогда стоило открыть студию?

Я постепенно вкладывал деньги, поэтому сложно посчитать. Мне тогда потребовалось примерно тысяч 90, если не ошибаюсь. На них я взял кресло, стулья, краски, какие-то расходные материалы.

Машинка у тебя уже была. А аренда?

Аренда… Ну, я по ходу пьесы. У меня не было денег на аренду. Я просто взял на один месяц, договорился. Через месяц я переехал оттуда. Потом познакомился с байкерами и начал ездить на всякие байкерские тусовки. На одной байкерской тусовке познакомился с ребятами, которые сказали, что у них пустует место, которое можно под тату-салон использовать. Посмотрел и переехал тут же. Сделал там небольшой ремонтик, и все было классно.

У тебя был салон в «Четверти»? Пространство же закрылось, и там какая-то странная была история. Что это было?

Я подписал договор с человеком, который перенял права «Четверти», он назывался «Мир» (мастера и работяги). Договор он подписал в таком формате, что он перенимает долги «Четверти» на себя, а долгов там было то ли на 5, то ли на 3 миллиона, и никто этого не знал. Все, кто туда въехал, сделали ремонт, жили, работали и не знали. Потом человек соскочил якобы по болезни, появились бандиты. До того человека, который мне сдавал помещение в аренду, я не мог дозвониться. Нам пришлось съехать, потому что они поставили немыслимые условия. Нам связали руки и всё. У нас не получилось договориться. Я встречался с этими ребятами, которые владели пространством, пытался разрулить ситуацию по поводу этого долга и работоспособности всего пространства.

То есть они повысили аренду?

Да, они сказали, что повысят аренду, за счёт чего хотели покрыть какой-то долг.

Окей. И что ты сделал? Продал или просто закрыл студию?

Я просто закрыл студию и перевез все вещи. В этот период времени у меня ещё закрылась на Пионерской студия.

А почему там закрылась?

На Пионерской закрылась, потому что договор аренды закончился. У нас он был на 5 лет. Появился владелец здания и сказал: «Съезжайте». И все арендаторы съехали.

У тебя тогда была ещё одна студия?

Ещё одна была. У меня было три салона. И все они быстро начали загибаться в силу вот каких-то таких причин, и я уехал в Таиланд.

А оборудование?

Часть в гараж, часть к маме, часть к маме на дачу. Всё перевёз.

И ты в минусе остался?

Да, в больщущем минусе.

И сколько?

Потерял я полмиллиона только на одной студии, ещё где-то тысяч 200 на все перевозы-разборы и прочее — ещё где-то 180. Если бы я знал, ничего бы не разбирал и оставил всё, как есть, потому что этот хлам я до сих пор разбираю по гаражам. Я бы всё бросил и было бы гораздо чище и комфортнее на душе, но мне обидно было это оставлять.

Надолго в Тайланд уехал?

Да, я уехал на полгода. Доделал татуировку, положил машинку татуировочную, и у меня был буквально час, чтобы собрать весь салон и погрузить его в газельку. Я погрузил, снял штаны, надел шорты, сел в такси и уехал в аэропорт. Дальше у меня было три часа, чтобы успеть на самолёт. Вещи уже не я разбирал, сел в тачку и уехал. Так всё закончилось.

Ты просто там тусовался, не работал?

Нет, я работал. Взял с собой оборудование, какое мог и погнал. Делал татуировки, на эти деньги мы жили.

Местным делал или туристам?

Нет, я одному только бирманцу татуировку делал, а все остальные были русские.

Русские там целенаправленно к тебе шли?

Да. Я себя рекламировал в сообществах вроде «Русская диаспора на Самуи». Люди продавали там свои котелки, кастрюльки, а я продавал татуировки.

А когда ты приехал из Тайланда, открыл сразу несколько студий?

Так получилось, что в ближайшие три месяца у меня открылось три салона: один на Коломенской, другой на Восстания и ещё один какое-то время был на Просвещении.

То есть это была сеть?

Да. Сначала всё было под одним брендом, потом я их переименовал, сделал три разных.

Как назывались другие студии?

Одна называлась «Red chief» (Красный вождь), другая — «Точка тату» и третья, в которой я был чаще всего, называлась «Ройтер».

Но сейчас у тебя одна студия. Что ты сделал с другими?

Со временем одну продал, а другую просто закрыл за ненадобностью.

А почему закрыл?

Далеко. Это находится на Просвете. Неплохое место, там были панорамные окна от пола до потолка, было очень красиво, перспектива на проспект, но маршрут туда тяжелый был: надо было подниматься на третий этаж. Мне казалось, что это будет кайфово, но так как я редко там появлялся, своей энергетикой я туда народ не затащил и подумал, что опять распылил.

А другую почему продал?

По той же причине, просто устал. Я подумал, что не хочу плодить недосалоны и продал.

Это интервью для бизнес-издания, поэтому вопрос денег здесь всем интересен. Сколько сейчас стоило открыть студию?

В среднем 700 тысяч мне обходилось открытие одной студии со знанием дела.

Что входило в эту сумму?

Аренда, оборудование, ремонт, реклама. В зависимости от твоих пожеланий: что за мебель ты туда захочешь поставить, какой ремонт сделать. Это может достигать 3–5 миллионов. В моем случае всё гораздо проще, потому что я работаю руками и интерьер делаю сам. Я ведь ещё мебелью занимаюсь.

Мы ещё коснёмся мебели. Скажи, а эти деньги, которые тебе потребовалось на открытие студии, ты в Таиланде заработал или у тебя осталось от прошлых студий?

Я знаю схему развития и делаю пошагово: не сразу покупаю всё оборудование. Знаю, что оно мне понадобится, допустим, через 2 месяца. Это время я работаю, коплю деньги и покупаю его. Так это работает.

Пока я задавала вопросы, Максим успел сделать татуировку, продезинфицировать всё оборудование, прибраться и закрыть студию. Мы переместились в кафе поблизости и продолжили.

Мотофестиваль St. Petersburg Harley® Days 2017. Максим бьёт татуировку на своём мотоцикле.

Ты раньше ещё занимался автотюнингом, насколько я помню. Тогда ты это называл «перетяжка кожи на мотоциклы». В этом бизнесе такая же схема?

Да, параллельно с тату-салоном был автотюнинг. Там немножко по другой схеме: у меня уже было помещение. Я просто купил оборудование и нанял людей.

А почему перестал этим заниматься?

Просто надоело. Не моё это.

Ты говорил, что сейчас параллельно занимаешься мебелью. Почему мебель, а не кожа? Как ты к этому пришёл?

Эта идея и мысль давно зрела. Просто я не мог осмелиться на этот шаг, имея стабильный доход в татуировке.

А сейчас осмелился?

Да, захотелось чего-то ещё. В мебели и в рукоделии у меня сейчас больше свободы и творчества. Всё-таки в татуировке ты немножко ограничен желанием клиента, а здесь я делаю то, что хочу, и показываю людям, а люди уже говорят: «Я хочу такое же».

Что за мебель ты делаешь?

Я занимаюсь лофтовой мебелью. Я её называю «живой» мебелью: из дерева, из металла и камня.

Диван в студии ROY TATTOO.

Ты сам это выпиливаешь, вырезаешь?

Сам. У меня есть мастера, но какие-то вещи я делаю сам.

Ты недавно начал этим заниматься, насколько я знаю. Что-то уже продаёшь?

Мне вчера внесли предоплату за гостиную комнату. Там диван, стол и кухня. Вот сейчас висит такой большой заказ, но много я не берусь делать.

Откуда клиентов берешь на мебель? Это те люди, которым ты делал татуировки?

Я рассказал небольшому кругу людей. 3 из 10 человек, которым рассказывал, согласились сделать у меня что-нибудь.

Всю мебель в своей студии ты сам делал?

Да.

Полки в студии ROY TATTOO.

Где ты все это делаешь?

Раньше делал у друзей на производстве. Приходил к ним, переодевался, строгал деревяшки. Сейчас у меня есть своя мастерская.

Тебе очень повезло с местом тату-салона: в самом центре почти отдельный домик во дворе.

Не «почти», а отдельный домик. У студии свой номер 16 б.

Как у тебя получилось отхватить такое лакомое местечко?

Само нашлось. Друзья съезжали спросили: «Тебе нужно помещение?». А я, как только это место увидел, сразу захотел. Через неделю они мне предложили и я сказал, что беру.

В каком состоянии оно было?

Было две комнаты, ремонт не нужно было делать. Можно было поставить кресло и сразу работать. Я жил тут какое-то время даже.

Почему?

Негде больше было.

А по какому принципу ты выбираешь мастеров? Есть какая-то проблема в профессии с наймом?

Бухают.

И как ты проверяешь, кто нормальный, а кто нет?

В первую очередь я общаюсь с мастерами. Важно сначала пройти собеседование, чтобы понять, подходим мы друг другу или нет. Я задаю вопросы, как психолог: «А что делаешь? А как это? А как то? А почему так? Бухаешь или нет? Чем занимаешься? Что любишь?». В первую очередь смотрю на работы. Я не буду общаться, если хреновые работы и если не вижу потенциала в человеке.

Тебе нужно, чтобы они тоже умели общаться с людьми?

Обязательно. Я слушаю, как они разговаривают с людьми. Поговорив со мной, я понимаю вообще, как они себя ведут.

А стиль татуировки мастера имеет значение?

Конечно, имеет. Я сейчас тату-менеджер в своей студии: решаю, какой мастер будет делать ту или иную работу. Бывает такое, что кто-то приходит непосредственно к Диме или к Лене делать татуировку. Тогда, да, вопросов нет — они понимают, о чём речь. Но если человек просто пришёл, то мы, как правило, распределяем. «Нет, это лучше ему сделать. Нет, это лучше мне». Каких-то клиентов я сам берусь делать.

У тебя самого есть определённый стиль?

Всё делаю: и Чикаго с надписями, и цветочек.

А есть что-то, что тебе нравится больше всего?

Мне графика очень нравится. Всякие абстрактные штуки, типа узоры, трайблы.

Вспомни самую дикую татуировку, которую ты делал. Какая твоя работа запомнилась тебе больше всего?

Надпись «х*й» на затылке.

Серьёзно? Тебе заплатили за это?

Да, тысяч 8, наверное.

Кто решился на такое?

Одна девушка.

Как это было? Она просто пришла и сказала: «Набей мне х*й на затылке»? Ты ей как психолог: «Давай кошечку сделаем», а она: «Нет, давай х*й», — так?

Они позвонили мне заранее и сразу сказали, что хотят. Я сказал, что мне это интересно и сделал.

Они? Их было несколько?

Компания пришла.

Это был спор, который она проиграла?

Они не объяснили мне причину, я в тот момент тоже не допытывался. Мне очень хотелось это сделать.

К тебе часто приходят и просят сделать что-то дикое?

Вообще, да. Надписи часто всякие разные делают.

Вспомнил смешную историю. У меня забивается очень странный молодой человек. Зовут его Гоша. Я ему давно делаю татуировки. Гоша всегда ходит угрюмый, и у него очень экзотический выбор татуировок. Я не знаю, что они для него значат, но они все в виде шифра. Это надписи, символы, какие-то рисунки, переплетения на шее, на лице, на руках, на ногах. Везде используется примитивный русский шрифт, как в азбуке в 1–2 классе. Один раз он пришёл и говорит: «Давай сделаем на лбу ракету маленькую и напишем с другой стороны: «Время пришло». Я захохотал, потому что вспомнил Винни-Пуха: «Время пришло в гости отправиться, ждёт меня старинный друг…». Я поставил ему эту песню, и он впервые рассмеялся.

Наступило лето, и я обратила внимание, что стало очень много людей с татуировками. Вроде так раньше не было. Или мне кажется?

Да, очень много сейчас.

А почему? Это модно?

Грубо говоря, эта мода сейчас подходит, подошла уже.

Раньше разве было немодно?

Не так вседозволено было. Сейчас ты можешь в банках встретить татуированных, в рекламе юридической компании. Везде можешь встретить. У нас в стране это раньше было связано с зоной и бандитизмом, а сейчас стало украшением тела. Уже нет такого предвзятого отношения. Это культура.

Раньше это было связано с зоной и бандитизмом, а сейчас стало украшением тела.

Как ты думаешь, это временная мода, она потом пройдёт или будет еще больше?

Не пройдёт.

Что сейчас модно набивать? Ты говорил, что надписи. Есть топовая?

«One love» и «Only God can judge me». Ещё «Carpe Diem» (Лови момент).

Час ночи. Мы сидим с Максимом в кафе, почти закончили интервью. Вдруг звонит телефон, и Макс соглашается через 15 минут приехать в студию, чтобы пообщаться с кем-то по поводу татуировки. Я еду с ним. Оказалось, молодой человек просто проходил мимо и внезапно решил сделать татуировку. У него не было телефона, и он попросил прохожего позвонить. В течение 10 минут беседы в курилке Максим узнал, что парень хочет набить ворона в стиле «трэш-полька» на предплечье, нашёл подходящий эскиз, договорился о стоимости и вызвал дежурного мастера. Когда мы уходили, парень сказал, что теперь всегда будет забиваться в этой студии, потому что здесь к нему отнеслись по-человечески.

Не каждый в час ночи помчится на работу, чтобы выяснить, что приспичило клиенту. Макс, ты ведь в курсе, что я беру у тебя интервью для конкурса? А знаешь, как он называется?

Нет, не знаю.

Конкурс называется #навсюголову Мне кажется, что это про тебя, ведь ты «предприниматель на всю голову»: суперувлеченный, даже немного сумасшедший.

Мне очень понравилось, как ты сказала. Вижу себя именно таким — предпринимателем #навсюголову

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

©  vc.ru