Абонентская база LTE-сетей за 2012 год увеличилась в 7 раз

По состоянию на начало 2013 года 145 операторов в 66 странах запустили коммерческие сети LTE, а абонентская база за 2012 год увеличилась в 7 раз - с 13,2 до 92,3 млн. Ценообразование на услуги мобильного широкополосного доступа в интернет является одной из важнейших тем в телекоммуникационной отрасли. Тарифы, в конечном итоге, определяют потребительский спрос и ключевые экономические показатели LTE-проектов - начиная от ARPU и заканчивая сроками окупаемости. Компания Json & Partners Consulting представила результаты исследования тарификации в сетях LTE на российском и мировом рынках, завершенного в январе 2013 года.

Существует три основных принципа тарификации услуг передачи данных на базе LTE: отсутствие ограничений по скорости передачи данных, но ограничение по объему трафика, отсутствие ограничений по объему трафика, но ограничение по скорости передачи данных, ограничение по объему трафика и по скорости передачи данных.

На начальном этапе развития сетей LTE операторы имели возможность экспериментировать в области ценообразования, но в настоящее время выработана вполне определенная тарифная политика, направленная в основном на разумное ограничение потребления мобильного интернет-трафика. При сравнении тарифов в Европе, США, Азиатско-Тихоокеанском регионе было выявлено, что большинство моделей ценообразования LTE-тарифов похожи на уже существующие тарифные планы. Тем не менее, есть и отличия, например, Vodafone в Германии предлагает многоуровневые тарифы, которые зависят от скорости передачи данных, а российская Yota предпочитает полностью безлимитные тарифы.

Модель, обычно используемая европейскими операторами, подразумевает тарифные предложения, не зависящие от используемой технологии. Обычно при этом рекламируется только максимальная скорость - 7,2 Мбит/с, 14,4 Мбит/с (HSPA), 42,2 Мбит/с (HSPA+) и 100 Мбит/с (LTE). Только несколько операторов называют в своих маркетинговых предложениях более реалистичные скорости, нежели теоретически достижимые пиковые.

Крупнейшим в мире оператором LTE является Verizon Wireless, который в январе 2013 года покрыл сетями LTE более 470 городов США с суммарным числом жителей 273,5 млн человек или около 89% населения страны. Количество зарегистрированных LTE-устройств в сети оператора в конце 2012 года достигло 21,6 млн или 23,3% контрактных абонентов.

Вторую строчку рейтинга занял южнокорейский оператор SK Telecom с абонентской базой по итогам 2012 года более 7 млн. LTE-сеть компании покрывает территорию, на которой проживает почти 99% населения страны. В августе 2012 года оператор первым в мире запустил на сети LTE услугу HD Voice, которая существенно улучшает качество звука, практически ликвидирует задержки сигнала, а также снижает нагрузку на сеть, высвобождая ресурсы для других сервисов. Основным сдерживающим фактором роста популярности сервиса является ограниченный спектр доступных устройств, поддерживающих данную технологию. С 2013 года оператор планирует начать переход к стандарту LTE-Advanced.

Среди российских операторов крупнейшим по числу абонентов LTE является Yota - около 700 тысяч по состоянию на ноябрь 2012 года. К концу января 2013 года компания запустила в коммерческую эксплуатацию сети LTE в 23 российских городах. Стоимость абонентского оборудования Yota варьируется от 2900 до 5900 руб.

"МегаФон" выступает как виртуальный оператор (MVNO) в регионах присутствия сетей Yota Networks и имеет собственную сеть TD-LTE в Москве. Компания предлагает на выбор 3 пакета безлимитного доступа в интернет по технологии 4G LTE в зависимости от потребностей абонента: "Интернет L", "Интернет XL" и "Интернет XXL". Среди мобильных устройств, поддерживающих стандарт 4G, есть три USB-модема стоимостью 1990 рублей каждый и один роутер стоимостью 4900 рублей.

МТС предоставляет доступ в интернет по технологии TD-LTE в московском регионе (на собственных частотах) и в Казани по технологии FD-LTE (как виртуальный оператор на сети Yota Networks).

Наиболее распространенным абонентским оборудованием LTE у российских операторов являются USB-модемы (1990-2970 рублей) и роутеры Wi-Fi (4800-4900 рублей), включая интернет-центр от Yota (5900 рублей) и устройство Yota Ready (5090 рублей).

Важной функцией операторов, позволяющей ускорить развитие LTE-сетей, является субсидирование абонентского оборудования за счет продажи абонентских устройств по низкой цене. Схема субсидирования абонентского оборудования принята в Европе и США, где законодательство позволяет оператору продавать устройства и услуги связи в одном комплекте. При этом оператор продает телефон ниже себестоимости при подключении абонента на долгосрочный контракт, обеспечивающий гарантированное пользование услугами связи за фиксированную абонентскую плату в течение определенного времени. Фактически при заключении долгосрочного договора абонент получает в пользование топовое устройство за небольшую плату, при этом в случае разрыва операторского контракта абонент обязан выплатить неустойку, которая компенсирует расходы оператора.

По мнению Json & Partners Consulting, внедрение модели субсидирования абонентского LTE-оборудования операторами в рамках долгосрочных контрактов с абонентами (по аналогии с западной практикой) позволило бы значительно расширить абонентскую базу в России, ускорить развитие рынка базовых и дополнительных услуг LTE и гарантировать операторам стабильно высокий показатель ARPU и низкий отток абонентов. Однако для того, чтобы реализовать эту модель в России, где она фактически запрещена законодательством, необходимы, в первую очередь, изменения в нормативно-правовых актах. Пока же российским операторам остается довольствоваться косвенным субсидированием потребителей.

©  @Astera