Линия Билла Гейтса: когда компания становится платформой и чем она отличается от агрегатора

Конспект материала автора блога о бизнесе Stratechery Бена Томпсона.

«Никогда не прерывай своего противника, когда он делает ошибку». Эта фраза пришла Бену Томпсону на ум, когда он посмотрел выпуск программы »60 минут», посвящённый Google. Представители компании отказались дать комментарий для интервью к этому выпуску, но в официальном письме отрицали обвинения в монополии, приводя в пример своих конкурентов вроде Amazon и Facebook.

Выпуск программы нельзя назвать объективным. Интервью были взяты у людей, выступающих против монополии технологических компаний. Например, у Джереми Стоппельмана, генерального директора компании Yelp, которая недавно подала в ЕС очередную жалобу против Google.

Дело Yelp против Google

В видео, снятом Yelp, компания объясняет, как Google незаконно продвигает свой контент. По мнению Yelp, поисковик Google выдаёт собственные отзывы и рейтинги; проблему можно было бы решить, если Google использовала бы, например, рекомендации и отзывы с сайта Yelp. Однако это предложение можно оспорить.

  • Изначально в результаты поиска включался контент с таких вертикальных поисковиков, как Yelp. Однако после давления со стороны Федеральной торговой палаты, действующей отчасти под влиянием жалоб от Yelp и других вертикальных поисковиков, Google перестала выдавать в поиске чужой контент в 2013 году.
  • Рейтинги и отзывы Google значительно улучшились в последние два года с момента публикации видео.
  • То, чего пытается добиться Yelp, сделает Google сильнее.

Неудивительно, что Google отказалась давать интервью.

Линия Билла Гейтса

Между разными платформами и агрегаторами существуют некоторые различия. Однако ни Google, ни Facebook, ни Uber нельзя назвать платформами. Платформой, по определению Билла Гейтса, можно назвать ситуацию, когда экономическая ценность всех, кто использует платформу, превышает экономическую ценность компании.

С этой точки зрения, Windows — это настоящая платформа (компания хвалилась тем, что является только маленькой частью общей ценности экосистемы Windows). Последователями оперативной системы в этом плане можно назвать Amazon Web Services и Azure Cloud Services. Во всех трёх случаях речь идёт о сильных и устойчивых корпорациях, которые строятся на основе платформы.

Как только платформа заходит за линию Билла Гейтса, долгосрочный потенциал организации, построенной на платформе, начинает снижаться. Например, у Apple App Store все характеристики платформы, однако Apple охватывает подавляющую часть общей экосистемы: с одной стороны, благодаря прибыльности iPhone, с другой — благодаря контролированию экономики App Store. Недостаток сильных и устойчивых компаний в App Store является естественным следствием этой ситуации.

Способность Apple контролировать экономику App Store основывается на том, что компания является посредником между разработчиками приложений и клиентами.

Агрегаторы, а не платформы

Facebook и Google доводят идею посредничества до крайности.

Агрегатор владеет клиентами и вслед за клиентами также и поставщиками услуг

Таким образом, Facebook и Google не находятся на линии Билла Гейтса, а являются агрегаторами.

Благодаря интернету дистрибуция цифровых товаров стала бесплатной. Интернет уравновесил неравные отношения дистрибьюторов доцифровой эпохи с производителями. Благодаря интернету стало также возможным свести транзакционные издержки к нулю, позволяя дистрибьютору и дальше интегрироваться с пользователями или клиентами в больших масштабах.

Интернет серьёзно изменил правила конкуренции: конкуренция больше не основывается на отношениях между дистрибьютером и эксклюзивным производителем, в которых потребитель или пользователь играет второстепенную роль.

Теперь главным фактором, определяющем успех, является опыт пользователя (user experience): лучшие дистрибьютеры, агрегаторы или дилеры предоставляют условия для лучшего опыта пользователей, что увеличивает количество пользователей, следовательно, привлекает больше поставщиков. Множество поставщиков улучшает опыт пользователя. Получается замкнутый круг.

Главное различие между платформой и агрегатором заключается в следующем: платформы способствуют отношениям между поставщиком и конечным потребителем, а агрегаторы, наоборот, контролируют эти отношения и являются посредником.

Что касается Facebook и Google, то интеграция их производственно-сбытовых сетей заключается в эффекте нетворка (network effect).

  • У Google было преимущество: компания развивалась в среде, которая по определению была открытой (интернет). Преимущество Google также основывалось на данных, которые компания получала от постоянно увеличивающего сегмента рынка. Результатом стала интеграция конечного пользователя и обратной связи, которая улучшала поисковик Google по мере его использования.
  • Отличительная черта Facebook — отношения между друзьями и семьёй. Компания заставила всех провайдеров информации бороться за место в ленте новостей.

Facebook могла бы быть соперником Google, однако у Facebook есть исключительные данные — отношения между близкими людьми: данные, которых у Google нет. Facebook достигла успеха благодаря тому, что кардинально отличалась от Google.

В мире агрегаторов

Yelp старается изо всех сил отдать Google права на свой контент, над которым компания упорно работала. Конечно, здесь идёт речь о прибыли, но без стабильного ценового преимущества ­это не лучший способ построить сильную и долговечную организацию. Главная проблема — потеря отзывов пользователей. Однако сложно сказать, что является настоящей проблемой Yelp — Google, которая использует их контент в блоке ответов поисковика (Answer Box), или сам блок ответов.

Даже если Google будет использовать исключительно контент от Yelp, преимущество всё равно будет у Google. Чем полезнее Google, тем менее рентабелен Yelp. Это как раз ситуация, типичная для производственно-сбытовой цепочки, в которой главенствующее место занимают агрегаторы: агрегаторы убирают из цепочки поставщиков, оставляя только товар.

Поэтому лучшие стратегии приводят к бизнес-моделям, которые избегают примера Google и Facebook. Например, Amazon, которая недавно перестала покупать торговые объявления Google (Google Shopping ads). Amazon может себе это позволить, потому что половина покупателей начинают поиск товаров на сайте Amazon.

Yelp против Google

Сегодня невозможно было бы создать компанию, подобную Yelp, из-за доминирования Google на рынке. Такого рода сайты сильно зависят от Google, который поставляет им трафик, необходимый рекламодателям.

Yelp, как и многие другие сайты с рекомендациями, тесно связан с SEO (поисковой оптимизацией). Компания уже долгое время зависит от Google. Однако стоит отметить, что бренд стал известным без посторонней помощи и 70% посещений приходится на мобильное приложение. Это напоминает ситуацию с Amazon: большинство пользователей прямо переходят на Yelp, минуя Google. С этой точки зрения, претензии Yelp к Google кажутся забавными.

Однако недавнее видео компании звучит убедительно. Да, Google — агрегатор, но он нуждается в контенте и, следовательно, в устойчивой, открытой сети. Компании стоит прислушаться.

Facebook и мобильность данных

У Facebook, к несчастью его поставщиков, нет таких проблем. Оригинальный контент создаётся самими пользователями и полностью принадлежит компании. Facebook ещё дальше от линии Билла Гейтса, чем Google. Google нуждается в поставщиках товара, а Facebook может распоряжаться ими как вздумается (что компания и делает).

Мобильность данных может стать решением проблемы доминирования Facebook: если можно перенести данные из Facebook в другие приложения, то можно сделать и наоборот. Вопрос в этом случае следующий: кто будет иметь больше власти? Facebook с её социальной сетью или любое другое приложение или сайт?

Успех Facebook можно объяснить тем, что компания смогла напрямую связаться с пользователями, обойдя Google и построив стену вокруг данных, которые недоступны поисковику. Взаимодействие и партнёрство с компаниями, находящимися ниже линии Билла Гейтса (особенно с агрегаторами) — это приглашение стать посредником.

Разница между платформами и агрегаторами важна не только в теории, но и на практике. На основе этой разницы компании должны уметь понимать условия конкуренции с самыми большими технологическими компаниями. Сегодня антимонопольная политика должна обращать внимание не на платформы, а на агрегаторов, которые всё поглощают благодаря контролю над конечным потребителем.

©  vc.ru