Lexus UX: взгляд дизайнеров на концепт будущего
Речь идет о показанном в 2016 году на Парижском автосалоне концепте компактного кроссовера UX. Дизайн автомобиля разработан на юге Франции в европейском дизайн-центре концерна Toyota — ED2. Главные творцы футуристического концепта — Стефан Расмуссен и Александр Гомье выглядят как истинные европейские интеллектуалы: подтянутые, жизнерадостные, позитивные. Именно от них я узнал, что такое философия «Yet», которая является одним из базовых дизайнерских концепций японского автопроизводителя. Yet по‑английски — это «но», «однако» и суть философии в сочетании контрастных начал: утилитарности и красоты, надежности и динамичности.
Водительское кресло Lexus UX совершенно необычное. Это один из самых заметных новаторских элементов концепта, и выглядит оно настоящим произведением искусства. Вместе с тем — это сложная инженерная конструкция, имеющая название Kinetic Seat (кинетическое кресло). «Водительское кресло состоит из подвижных элементов, — говорит Александр Гомье, — оно «отзывается» на движения человеческого тела и автомобиля. Мы постарались придать сидению своего рода гироскопические свойства, позволяющие водителю оставаться в стабильном положении даже при активном маневрировании».
По сути в конструкции кресла использован принцип паутины, нити которой расходятся от центра спинки кресла и которая позволяет грудной клетке сидящего совершать вращательные движения вокруг вертикальной оси сиденья. Интересно, что материалом для кресла стали не пластики, получаемые при перегоне нефти, а искусственный паучий шелк. Он вырабатывается из белков, которые производятся на экологически чистых предприятиях методами биотехнологий. При этом новый материал обладает высокой поглощающей способностью и повышенной прочностью. В рисунке обивки кресла также используются мотивы паутины.
Сочетанием функциональности и новой эстетики может считаться и система вывода бортовой информации. То что является в UX аналогом приборной доски, производит совершенно необычное впечатление. «Как правило приборная доска плоская, но мы постарались создать эффект трехмерной реальности, в которую водителю предстоит погрузиться. Это совершенно новый тип человеко-машинного интерфейса, — говорит Гомье. Плоские индикаторы были заменены объемными. Прямо перед водителем как будто бы парит на некотором отдалении в пространстве шар-голограмма, в котором в цифровом и аналоговом виде отражаются основные показания приборов. Центральная консоль, расположенная справа от водителя, также отображает данные системы кондиционирования и музыкально-развлекательной системы в виде голографических фигур. Дизайнеры отказались от традиционных боковых зеркал, заменив их встроенными камерами заднего вида, которые передают картинку на экран. «Особенность созданного нами интерфейса «человек-машина», — объясняет Гомье, — не только в его трехмерности, но и возможности его настройки под конкретного пользователя».
Еще одна важная особенность дизайнерского замысла — разрушение визуальной границы между интерьером и экстерьером. Детали внутреннего объема как бы находят продолжение снаружи автомобиля. Можно особенно отметить передние стойки салона выполненные из поликарботната и практически невидимые. Эффект достигнут не за счет использования прозрачного поликарбоната (хотя технически это возможно), а за счет формы стойки, выполненной как ультратонкое ребро жесткости.
Вопреки сложившемуся представлению о том, что в автопроме в наше время используется исключительно цифровое проектирование, команда дизайнеров, создававшая Lexus UX, активно работала с пластилиновыми моделями. Это дало возможность совместить современные технологии с приемами скульптуры, придающим творению более «аналоговый», природный характер. По мнению Стефана Расмуссена, такой подход оказался залогом единства элегантной смелости и мускулистой рельефности в дизайне концепт-кара. «Lexus UX был в значительной части художественным проектом, — говорит Расмуссен. — Это всегда интересная задача для нас — вдохновлять инженеров на техническое воплощение художественного замысла, чтобы функциональные элементы автомобиля становились одновременно яркими деталями дизайна».