«Лента превращается в трудно воспринимаемый поток публикаций» — Интервью гендиректора «ВКонтакте» Бориса Добродеева «Коммерсанту»

«Коммерсант» опубликовал интервью генерального директора «ВКонтакте» Бориса Добродеева. Менеджер рассказал о перспективах возврата функции прослушивания музыки через приложение соцсести на устройствах с iOS, тестировании алгоритмической ленты новостей и возможности создания собственного мессенджера. Редакция vc.ru приводит выдержку из интервью.

О видеоконтенте

Отвечая на вопрос о потреблении пользователями социальной сети телевизионного контента, Добродеев рассказал, что с «ВКонтакте» работают более 200 правообладателей, а наибольшим спросом пользуются развлекательные шоу и сериалы. При этом, по его словам, по общему количеству просмотров лидирует пользовательский контент.

3455c7253570c9.jpg

Применительно к VK часто возникает тема правообладателей и легализации контента. Но на самом деле у нас сейчас под носом происходит революция UGC. По нашей статистике, около 90% просмотров видео приходится именно на UGC. И не только по просмотрам, но и с точки зрения монетизации к концу прошлого года более 60% выручки от видеорекламы нам приносил формат UGC.

Мы всячески стараемся поддержать эту тенденцию, позволяя в том числе и создателям, и дистрибуторам UGC-контента зарабатывать.

[…]

VK сейчас развивает сегмент прямых трансляций, которые пока проводятся в ручном режиме: мы договариваемся со звездами о трансляциях их концертов, различных мероприятий, делаем интервью. Они набирают сотни тысяч просмотров. В жанре прямых трансляций на ведущие позиции выходит киберспорт. Соревнования по компьютерным играм собирают в разы больше просмотров, чем концерты с признанными звездами эстрады. У молодежи совершенно иная, своя повестка дня.

[…]

Относительно деления выручки с сообществами — мы не раскрываем коммерческих деталей, но могу сказать, что эта программа дает хорошие результаты для групп и публичных страниц. Активные участники, ведущие сообщество и публикующие там видео, по последним нашим замерам, получают до 200 тыс. руб. в месяц. При этом у них есть и другие источники заработка: рекламные посты, товары и так далее.

Говоря о причинах сотрудничества «ВКонтакте» с крупнейшей в рунете сетью дистрибуции легального контента Pladform, Добродеев объяснил, что это удобно. При этом он отказался раскрыть коммерческие условия сотрудничества и заявил, что не видит на рынке других компаний, которые могли бы выполнять те же функции, что и Pladform.

Есть две основные причины, почему мы работаем с Pladform. Во-первых, они предоставляют удобный сервис «под ключ»: подписывают договор с правообладателем, ведут с ним все расчеты, размещают его контент. А правообладателей у них более 200. Это большой объем работы — не только технической, но и административной.

Благодаря Pladform нам не надо у себя делать поддержку целого онлайн-кинотеатра, тем более эта функция для нас не является основной. Это все равно, что нам для нашего сервиса товаров внутри отстраивать инфраструктуру онлайн-магазина — со складом, курьерами. Это не создает дополнительной прибыли для нас, скорее, наоборот, — приводит к потере фокуса. Тем более у нас относительно небольшая команда разработчиков. Мы точно не хотим так неэффективно раздувать штат.

[…]

Во-вторых, я считаю концептуально правильным для интернет-отрасли использовать одну точку входа и установить единые правила игры для рынка онлайн-видео. Это приведет к тому, что рынок станет более предсказуемым, условия для всех — едиными, а площадки начнут конкурировать друг с другом качеством продукта, а не условиями приобретения прав на телешоу.

О музыке

Гендиректор «ВКонтакте» ожидает, что пользователи устройств на iOS вновь смогут получить доступ к прослушиванию музыки в соцсети. Он пояснил, что компания работает над заключением договоров с лейблами.

Для этого необходимо подписать контракты со всеми ключевыми звукозаписывающими компаниями. Мы прикладываем все усилия к этому. Уже подписан контракт с Sony, но ведется работа по достижению договоренностей с остальными мейджорами. После этого, по нашему мнению, у нас будут основания добиваться возвращения музыкального сервиса в AppStore. […] Мы, конечно, хотим вернуть музыку в этом году. На мой взгляд, это возможно.

О разработке мессенджера

Добродеев дал понять, что создание собственного продукта, аналогичного Facebook Messenger, не входит в ближайшие планы компании.

VK уже сейчас очень популярная платформа для обмена личными сообщениями. 5 млрд сообщений в день, за последние полгода рост отправленных сообщений примерно на 60%. Это очень много. Более 50% сообщений отправляется на мобильных устройствах, что тоже хороший признак. Сервисом личных сообщений пользуется 85% аудитории VK. И, хотя мало кто сегодня ассоциирует нас с мессенджером, это одно из самых востребованных и быстрорастущих направлений.

Сегодня нам важно улучшить существующий внутренний мессенджер, перевести его на новый протокол. После чего было бы логично начинать экспериментировать с отдельным приложением. Да и у нас нет 100-процентной уверенности в том, что оно должно так же агрессивно отвязываться, как мессенджер Facebook.

Об аудитории

Он рассказал, что более двух третей пользователей «ВКонтакте» — россияне, а в целом основная аудитория соцсети сосредоточена в четырёх крупнейших странах бывшего СССР.

Согласно нашей внутренней статистике, ежемесячная глобальная аудитория VK — 90 млн человек. Четыре ключевых рынка в порядке убывания — Россия, Украина, Казахстан, Белоруссия. Россия — 61 млн человек, на нее приходится 67% аудитории VK. […]

Пользователи есть из многих стран — из Германии, Турции, Бразилии. Периодически возникают интересные вещи, мы их называем выстрелами — например, когда у нас в Бразилии появляется 1 млн зарегистрированных пользователей: там закрылась соцсеть Orkut и часть пользователей перешла в VK. Недавно немецкое крыло группировки Anonymous объявило, что они переходят в VK. У них в группе в Facebook 1,5 млн человек, решили создать сообщество в VK на немецком. Но я считаю, текущий рынок уже достаточно зрелый, и мы это сейчас рассматриваем скорее как признак популярности и качества платформы.

Об инструментах для бизнеса

По словам Добродеева, «ВКонтакте» будет предоставлять малому и среднему бизнесу новые инструменты для развития, которые позволят потребителям покупать товары и услуги непосредственно в социальной сети.

Человек, создавая сообщество в VK, уже имеет целый набор инструментов — витрину, способ коммуникаций, рекламные инструменты, статистику. Мы видим, что эти инструменты широко используются в том числе для удовлетворения различных потребностей среднего и малого бизнеса.

Чтобы упростить эти задачи и при этом не допустить негативного влияния на сервис (например, спам), мы расширяем текущую функциональность, чтобы позволить среднему и малому бизнесу более эффективно выстраивать коммуникации со своей аудиторией и в целом упрощать работу в социальной сети. Например, импортировать товары из своего онлайн-магазина и выкладывать их не в фотоальбоме, а в специальной товарной группе с удобным интерфейсом.

Сервисом товаров в VK сейчас пользуются уже около 400 тысяч сообществ, выложено 6,5 млн товаров. В будущем будет запущена платформа для приложений для этих групп, когда сторонние разработчики смогут сами писать программы. Например, автоматические программы записи к стоматологу через сообщество в VK.

О ленте новостей

Также он сообщил о тестировании формирующейся по предпочтениям пользователей ленты новостей. По его словам, средний пользователь подписан на несколько сотен источников информации. Усваивать всю эту информацию — затруднительно.

В конечном счете лента превращается в трудно воспринимаемый поток публикаций, в котором, как правило, очень сложно найти информацию от своих друзей. Это естественный цикл жизни ленты новостей. Разумеется, VK в курсе этой проблемы, и сейчас внутри компании тестируется алгоритмическая лента новостей, которая должна эту проблему решить. В VK с 2012 года есть лента новостей с рекомендациями для пользователей, сейчас же речь идет о существенном улучшении ее алгоритмов. Это одно из ключевых направлений нашей работы в этом году наравне с месседжингом.

[…]

Алгоритмическая лента будет определять, какая информация для данного пользователя важна, и будет выдавать ее в приоритетном порядке, отсекая спам и информационный шум. При этом мы оставим пользователям возможность сохранить хронологическую ленту, не хотим ничего навязывать.

©  vc.ru