Лазерные войны: перспективы личного лазерного оружия
Обсудить 1
Если при слове «лазерный» сознание читателя уже развернуло битву между имперскими штурмовиками и джедаями с разноцветными мечами, просим вернуться на Землю. Вышеупомянутые учения до крайности похожи на реальный бой. Резко щелкают снайперские винтовки, ухают гранатометы, гремят пушки. Окопы щедро усыпаны гильзами, а подбитые танки недвусмысленно дымятся. В принципе так выглядят и традиционные учения на холостых патронах, лишенные огневого противодействия, — «застрелить» ведь никого нельзя. Однако уже в 1970-х ученые помогли военным приблизить учения к реальному бою — на вооружение армии США поступила тренировочная лазерная система MILES.
Сегодня «лазерными боями» занимаются корпорации SAAB, СUBIC, RUAG, а также новосибирское ЦКБ «Точприбор». «Хотя боевой опыт ничем не заменишь, эти системы позволяют сократить человеческие потери в первом реальном бою», — говорит начальник конструкторского отдела ФГУП ЦКБ «Точприбор» Алексей Топорков. Так заглянем «под капот» новосибирской системы «Барельеф-СВ». По словам разработчиков, она позволяет столкнуть на поле боя до 900 пехотинцев и 180 боевых машин для проведения учений XXI века.
Лазерные излучатели «Барельеф-СВ» подходят для любых российских автоматов, пулеметов, снайперских винтовок и гранатометов. От АК, ПКМ, СВД до РПГ-7, ПТРК «Метис» и автоматического АГС-17. При этом лазерный выстрел имитирует дальность стрельбы и баллистику реального прототипа. При нажатии на спусковой крючок к обычному выстрелу холостым патроном добавится «залп» из лазерного излучателя. В каждом импульсе закодирован номер стрелка и тип оружия.
Лазер всемогущий
Перед учениями к стрелковому оружию крепятся лазерные имитаторы стрельбы (небольшая коробочка с инжекционным лазером, микроконтроллером, радиопередатчиком и батареей). На каску и разгрузочный жилет — с десяток датчиков поражения (фотоприемники, регистрирующие попадание лазерного луча). Бронетехника оснащается аналогичными устройствами.
Теперь при нажатии на спусковой крючок к обычному выстрелу холостым патроном добавится лазерный «залп». При этом дальность лазерного выстрела будет соответствовать возможностям реального прототипа: для АК-74 — 700 м, СВД- 1000, РПГ-7 — 500, Т-90 — до 5 км. Более того, имитируется баллистика боеприпаса — лазер бьет не точкой, а пятном, разделенным на зоны разной мощности (размеры зон зависят от дальности до цели). Грубо говоря, если вы на определенной дистанции «заденете» датчик «врага» лишь краем пятна (где мощность невелика), будет «промах». Поэтому бойцам приходится целиться по‑настоящему (вносить поправки на дальность).
В лазертеге нет пуль и выбитых глаз, как в пейнтболе, а «бластеры» популярных производителей сертифицированы на безопасность. «Излучатели гражданских систем не могут причинить ощутимый вред органам зрения, во‑первых, из-за своей низкой мощности, а во-вторых, малой длительности одного импульса (глаз успевает среагировать и закрыться), — говорит главный редактор крупнейшего русскоязычного портала о лазертеге trutnee.com Александр Андрианов. — Например, в Америке, известной жесткими санитарными нормами и вообще помешанной на безопасности, лазертег (в отличие от пейнтбола) разрешен для скаутов».
Каждый лазерный импульс передает закодированный сигнал — идентификационный номер стрелка и вид боеприпаса (чтобы из АК не подбили Т-90). Если стрелок меткий, он попадет в один из датчиков на теле «вражеского» солдата или бронемашины. Датчик раскодирует полученный сигнал и проверит, кто и из чего в него попал. Если боеприпас соответствующий, на жилете «пораженного» солдата запищит динамик, а с каски «отстрелится» верхний слой ткани, обнажив следующий — ярко-красный. Подбитый танк задымится (дымовая шашка), «заморгает» мигалкой, излучатель на оружии заблокируется. Кроме того, датчики регистрируют «близкие промахи», то есть пролетающие рядом «пули/снаряды» (если датчик «задет» недостаточно мощной зоной лазерного пятна). По писку динамика солдат узнает, что находится под обстрелом (как в реальном бою — по характерному звуку пули).
Каждые несколько секунд датчики по радиоканалу отправляют в штаб «статистику» бойца (жив/поражен, координаты, оставшиеся боеприпасы). Там на экране компьютеров офицеры видят подробную карту местности и каждого солдата. Отсюда они назначают артиллерийские удары — виртуально «покрыв» определенную площадь, они «убивают» людей и технику. После боя система выдаст отчет, в котором зафиксированы все действия «игроков», — можно провести работу над ошибками.
Страны НАТО уже около 40 лет используют лазерные системы двухстороннего боя для подготовки своих солдат. Система «Барельеф-СВ» прошла госиспытания, но применяется редко. Системы типа «Барельеф-СВ» выводят общевойсковые учения на качественно новый уровень. Каждой боевой единице приходится действовать почти как в реальном бою. Беспощадный лазерный луч быстро покажет, кто спал на занятиях и не учил устав. Психологический прессинг (никто не хочет быть «подстреленным») и принцип состязательности повышают качество военной подготовки. Кроме того, лазерный выстрел почти ничего не стоит. В отличие от реального — от 15 руб. за автоматный до нескольких сотен тысяч за гранатометный.
Зарубежные системы (например, SAAB, состоящая на вооружении армий ФРГ и Великобритании) могут похвастаться системой ранений (в «Барельефе» одно попадание — «смерть»). Поэтому в натовских учениях есть и медики (могут «вылечить» бойца в полевом госпитале). Еще SAAВ предлагает «лазерные» мины и позволяет участвовать в «лазерных боях» самолетам и вертолетам (дальность стрельбы их излучателей достигает 6,5 км).
Киберстрайк
Возможно, читатель-милитарист уже воскликнул: «Да это же идеальная военная игра!» Все так, однако доступная только для военных. Все что нам остается — это… нет, не поход в военкомат, а непочатый край лазертегов развлекательных. Принцип их работы в целом схож с «военником» — излучатели, датчики, радиосвязь с центральным игровым сервером. Но дальность стрельбы обычно не превышает 300 м (из-за менее мощных излучателей).
Арены можно встретить практически в любом крупном развлекательном центре США и Европы. А также в больших городах России и СНГ. Для победы на арене нужно набрать как можно больше очков за «расстрел» оппонентов — помимо вас участвует еще пара десятков игроков, разделенных на две команды. Если в вас попали, вы «умираете» секунд на пять, после чего снова включаетесь в игру — «перезарядившись» на «аптечке» или просто убежав от противника.
Гражданские лазертеги делят на аренные и внеаренные. «Внеаренник» (например, BattleField Sports) обычно играется за городом и во всем стремится быть похожим на своего старшего военного брата. Стилизованные под реальное оружие «бластеры» — автоматы, снайперские винтовки с оптическим прицелом (звук выстрела имитирует встроенная звуковая система). Жилет и каска с датчиками поражения. Лазерные гранаты («убивают» всех в радиусе 5−10 м), мины, бомбы с часовым механизмом, аптечки (с их помощью «оживают»).
Например, таиландская система SCI-ARM (также известная как RAIDZ) предлагает дальность стрельбы до 200 м (излучатель крепится на любой страйкбольный или пейнтбольный «ствол»); до 30 ударопрочных водонепроницаемых датчиков, покрывающих 60% тела игрока (выстрел в плечо «ранит», в голову- «убивает»); систему «близких промахов»; ударопрочный ЖК-дисплей на рукаве каждого игрока (показывает, сколько у вас брони, здоровья, боеприпасов и времени до конца игры). Проводов между шлемом, жилетом, оружием и центральным сервером нет — все данные передаются через WiFi. В игре есть система миссий (командная перестрелка, захват флага, царь горы и др.) и несколько классов бойцов (разные параметры брони, здоровья, мощности оружия, количества боеприпасов) с уникальными способностями. Например, с 10%-ной вероятностью снайпер способен «убить» с одного выстрела, а тяжелый штурмовик, напротив, «заблокировать» любую «пулю». Если рядом находятся несколько спецназовцев, уровень их брони повышается. Медик лечит. В общем, компьютерный Battlefield отдыхает.
«Возможно, внеаренный лазертег в будущем (недалеком) вытеснит такие традиционные войнушки, как пейнтбол, страйкбол и хардбол. В его активе дальность стрельбы до 200 м, ветроустойчивость виртуальной пули, однозначная фиксация попаданий (затереть краску или соврать не получится, что открывает лазертегу дорогу в спорт. — Примеч. авт.), — говорит один из разработчиков внеаренной системы «Полигон» Максим Логинов. — К тому же не нужно тратиться на «боеприпасы' и защитное снаряжение».
Бой в лабиринте
А вот аренный лазертег — это совершенно другая песня. Здесь нет «реальной баллистики» и «близких промахов» — все максимально просто и доступно для игроков в возрасте от 7 до 107. Сердце любого «аренника» — специальный лабиринт, стилизованный профессиональными дизайнерами под популярный фильм, компьютерную игру. Хотите попасть в мрачные коридоры с инопланетной органикой на стенах из фильма «Чужие» (космическую станцию, древнюю пещеру, военную базу из «Обители зла» — нужное подчеркнуть)? Пожалуйста! Вот вам соответствующий «бластер» и жилет с датчиками. Обычно на аренах темно, играет музыка, УФ-лампы «зажигают» светлые футболки игроков. В аренах Intersphere Lasergames с потолка свисают «живые» щупальца, на игроков прыгают «пауки», вращаются огромные вентиляторы, а в закоулках лабиринтов можно наткнуться на «смертельно опасных» чудовищ и роботизированные пушки.
Гибкие настройки передовых систем (DarkLight, LaserForce) позволяют моделировать сложные ролевые игры с развитым сюжетом. С момента появления первой аренной системы Photon в США в 1984 году регулярно проходят чемпионаты для опытных игроков. «Это настоящий спорт, — говорит капитан московской лазертег-команды «Черти» (по системе Q-zar Elite) Талгат «Толик» Тухбатшин. — Без физической выносливости и скорости, отличной реакции, автоматизма в обращении с «бластером» и отточенного внутрикомандного взаимодействия побеждать невозможно».
Благодарим арену «Застава» и команду «Черти» за помощь в подготовке материала