Лазер, смартфон и Wi-Fi не дадут поездам сойти с рельс
Юрий Чурсин, доцент кафедры электроники и автоматики физических установок Физико-технического института ФТИ ТПУ, разработал устройство, которое позволит определять качество железнодорожных рельс. Передвижной рельсовый профилометр оснащен Wi-Fi-адаптером. Устройство выявляет неисправности на значительных расстояниях. Точность работы обеспечивается триангуляционным лазерным датчиком.
Профилометр представляет собой небольшой ящик, который закрепляется на рельсе и перемещается вдоль неё. Как только триангуляционный датчик обнаруживает отклонение от нормы, он передает сигнал на устройство управления, а оттуда информация поступает на смартфон или планшет инженера, который проводит плановое или экстренное обследование путей.
По словам разработчика, своевременная диагностика и выявление проблем железнодорожного полотна позволит избежать множества аварий на железной дороге. В частности, дефекты рельс могут стать причиной схода состава с рельс или его столкновения с другим поездом.
Пока разработка томского ученого является в России единственной в своем роде. Её внедрение позволит эффективно сэкономить бюджетные средства за счет импортозамещения. Устройство обеспечивает осуществление всех необходимых расчетов без приобретения отдельного устройства для этого.
На создание функционирующего прототипа прибора молодому ученому был выделен грант Фонда целевого капитала ТПУ в размере 226 тысяч рублей. Чурсин утверждает:
«Все математические расчеты, анализ данных осуществляются с помощью телефона или планшета. Таким образом, мы существенно экономим на производстве отдельного устройства для отображения информации. На мобильном гаджете можно обновлять программное обеспечение, расширяя функциональность прибора».