Кухонная губка - рассадник бактерий, подтвердили учёные

f60661a4d1b5f9ade0f55db1cd3ac758_ce_1200

На губке, которой некоторое время мыли посуду, водится тьма бактерий. Тьма — ненаучный термин, поэтому авторы исследования, опубликованного в Nature Communications, решили придать ему веса за счёт точных ццифр. Оказалось, что в губке живут бактерии из 118 родов. В каждый род входит несколько (иногда десятки) видов организмов.

Бактериям, протистам и археям очень нравится жить в кухонных губках. Средства для мытья посуды убивают далеко не всех, а вода и кусочки пищи создают питательную среду. Некоторые организмы. живущие на губках, совсем не безвредны — например, кишечные палочки Escherichia coli.

Когда будет создан искусственный мозг?

10 популярных медицинских мифов

Анализ микробиоты сделали на 14 губках с обычных кухонь немецкого городка Виллинген-Швеннинген (для сравненя взяли чистые, ни разу не использованные губки из магазина). Образцы ДНК, полученные из губок, расшифровали и посчитали. Выяснилось, что кубическом сантиметре материала самых грязных губок живёт до 50 миллиардов (!)микроорганизмов. Большая часть этих организмов неопасна для здорового человека; некоторые могут вызывать лёгкие желудочно-кишечные расстройства, некоторые (к счастью, более редкие) могут вызывать более серьёзные заболевания.

Люди, живущие в развитых странах, в среднем 90 процентов времени проводят в помещениях. Помимо людей, в тех же помещениях обитаютмикроорганизмы, которые в зависимости от условий образуют разные по составу микробиоты (сообщества симбиотических, нейтральных и патогенных организмов).

Как ранее показали исследователи (1, 2), кухня и ванная комната являются основными «инкубаторами микробов» в доме. В кухне их основным «жилищем» и рассадником являются губки для мытья посуды, которые соприкасаются с посудой, с пищей и человеческими руками. Микробиологи выяснили, что на губках обитают не только безвредные, но и патогенные бактерии — например, некоторые разновидности Escherichia coli, вызывающие кишечные расстройства, и организмы из рода Klebsiella, которые могут стать причиной пневмонии или менингита.

Однако до сих пор ученые исследовали только отдельные группы микроорганизмов, населяющих кухонные губки. Правда, один раз проводилось исследование всей микробиоты, но ученые использовали только один образец.

Хорошенько очистить губку можно, прокипятив её или положить в крепкий спиртовый раствор или раствор сильного детергента — правда, тогда её не очень приятно будет брать руками.