Куда занесло «Алису»: краткий обзор рынка «умных» колонок в России и мире

Amazon, Google, Apple и «Яндекс» сражаются за пользователей, которым пока не нужны такие устройства.

Источник: Cnet

По данным аналитической компании Canalys, к концу 2018 года рынок «умных» колонок вырастет до 100 миллионов пользователей, что в 2,5 раза больше прошлого года. Устройства на базе Amazon Echo займут более 50% рынка, на базе Google — 30%, а Apple HomePod купят только 4% потребителей.

График роста пользователей «умных» колонок до 2022 года

Разрыв между Amazon и Google будет постепенно сокращаться: к 2022 году доля сравняется и составит 34%.

В США «умные» колонки перестали быть новинкой. В феврале 2018 года уже у 20% американцев дома стояло хотя бы одно подобное устройство. Этому способствовало несколько факторов:

  • Жестокая ценовая война между Google и Amazon. Компании стремятся увеличить пользовательскую базу и забрать потребителя в свою закрытую экосистему.
  • Разнообразие устройств. Google и Amazon перед распродажами анонсируют новые устройства, снижают цены и предлагают максимально доступные колонки, 29-долларовые Amazon Echo Dot и Google Home Mini.
  • Активные рекламные кампании «умных» колонок в Черную пятницу.
  • Проникновение «умных» колонок в домохозяйства с низким доходом. Устройства подешевели, упростились и перестали быть игрушкой для богатых любителей технологий.
График распространения «умных» колонок в домах США
  • Простота. Голосовые помощники популярны у детей и пожилых за счет развлекательных функций и простого управления. Дети воспринимают Alexa как друга, играют, общаются, задают вопросы.

Растет число пользователей сразу с несколькими колонками в доме: с 20% в июне 2017 до 30% в феврале 2018 года. 10,5% жителей США имеют три и более колонок в доме для каждой комнаты.

График изменения демографии пользователей «умных» колонок за 2017–2018 года

Китай, по мнению аналитиков — «спящий гигант» с огромным потенциалом роста в 450 миллионов домохозяйств (городских семей с подключенным интернетом). Со второй половины 2017 года Alibaba, Baidu, Teccent и Xiaomi инвестируют в разработку собственных «умных» колонок и ожидают распродаж во второй половине года, чтобы предложить максимально широкий выбор устройств.

Китайцы требовательны: им очень важно качественное распознавание голоса и эффективное взаимодействие с помощником. Это главные факторы, которые позволят рынку расти, а пока наблюдается временное затишье.

Топ-5 стран, в которых распространены «умные» колонки, слева 2017 год, справа 2018 год

Почему растет популярность «умных» колонок

Изначальная концепция «умных» колонок — хаб для развития «умного» дома, который может управлять другими устройствами, заказывать товары и услуги.

По оценке Adobe, уже 22% владельцев «умных» колонок используют их для шопинга.

Голос предпочтительней «ручного управления» в ряде задач: к примеру, попросить Amazon Alexa включить определенную музыку или закинуть товар в корзину на Amazon занимает пару секунд и не отвлекает от остальных действий.

Экосистемы «умных» колонок

Как и в случае с мобильными операционными системами, основная задача корпораций — привлечение разработчиков к своим ассистентов для развития навыков. Чем больше умеет умная колонка, тем больше шансов, что пользователь «подсядет» на экосистему и не перейдет к конкурентам.

Экосистема Alexa

Например, в базе Alexa более 25 тысяч навыков-приложений, большую часть которых написали сторонние разработчики, а самые популярные навыки ежемесячно вознаграждаются Amazon. Умения разбиваются по категориям: музыка, спорт, покупки, новости и другие.

Кроме этого, в сентябре 2017 года появился конструктор навыков Storyline от белорусских разработчиков, позволяющий создать алгоритм приложения без знаний программирования. С момента запуска сервис привлёк 12 тысяч пользователей, которые создали 2500 «навыков» — более 6% всех «навыков» на платформе Alexa Skills Store.

В Alexa интегрируются услуги практически любой сферы бизнеса: заказ еды, вызов такси, покупка билетов на транспорт и в кино, бронирование столиков в ресторанах.

Основные преимущества Amazon Echo — открытость платформы и тесная связь с собственной торговой площадкой. У Google иной путь развития — Google Home работает с десятками розничных торговцев, включая основного конкурента Amazon, Walmart и в большей степени самостоятельно интегрирует навыки. Кроме того, Google Assistant встроен в новые версии Android.

Война между Google и Amazon растет — так, Walmart во время Черной пятницы продавал исключительно устройства Google, проигнорировав «умные» колонки Amazon.

Сейчас Amazon начинает выходить за пределы «умного» дома, создавая новые сценарии использования в коммерческой сфере: спортзалах, отелях, офисах, аэропортах. Для этого разработаны новые платформы: Alexa for Business и Alexa for Hospitality.

Российский рынок

Голосовое управление в России и странах СНГ пока не популярно: на мобильных устройствах Siri предлагает лишь базовые функции, а Google Assistant и Microsoft Cortana не работают на русском языке.

Ситуацию планирует изменить Яндекс с голосовым помощником «Алиса» и первой умной колонкой на базе «Алисы» — «Яндекс.Станцией». У «Алисы» есть свой аналог «умений», платформа «Яндекс.Диалоги», на которой разработчики могут создать навыки для голосового ассистента. В «Алису» уже интегрировали свои «навыки» McDonalds, «Папа Джонс»,» Альфа-Банк», «Сбербанк», Sports.ru, Headhunter, «Известия», S7 и другие компании.

Первая партия «Яндекс.Станции» была распродана менее чем за сутки, а с 11 июля открыт предзаказ на колонку в маркетплейсе «Беру» и на «Яндекс.Маркете».

«Яндекс.Станция»

На базе «Станции» разрабатывается система «умного» дома, ведутся переговоры с потенциальными партнерами. Сейчас небольшие элементы «умного» дома уже встроены в «Алису» — она может работать с системой безопасности «Гольфстрим», включать сигнализацию и вызывать полицию.

Прогноз

«Умные» колонки — быстрорастущая отрасль. Свои гаджеты представило большинство крупнейших корпораций США, Китая и местных рынков. По прогнозам Gartner, объем рынка «умных» колонок к 2021 году достигнет $3,5 млрд.

Аналитик компании Canalys Бен Стентон считает, что активный спрос на колонки происходит из-за двух причин. Смарт-колонка становится фундаментом для управления всей домашней экосистемой, а стоимость устройства резко упала.

В дальнейшем, по мнению Стентона, Google и Amazon попытаются монетизировать возможности «умных» колонок, к примеру, разрешив рекламу или предлагая расширенные функции по подписке. Что касается Apple и Microsoft — компании находятся в роли догоняющих, а Apple HomePod может быстро остановить свой рост, когда исчерпает лимит лояльных пользователей. Причина в высокой стоимости и слабых возможностях по сравнению с конкурентами.

По мнению сооснователя «Яндекса» Аркадия Воложа, уже через 5–10 лет голосовые помощники станут повседневным делом. Большая часть сервисов будет управляться голосом, а себестоимость микросхем для создания «умного» устройства сократится до минимума.

#техника

©  vc.ru