Куда копает Элон Маск? Заметки о будущем тоннелей
У Элона Маска есть всё: всемирная слава, миллиардное состояние и пять компаний: Tesla (электромобили), SpaceX (ракеты), Neuralink (нейроинтерфейсы), Hyperloop (вакуумные поезда), SolarCity (альтернативная энергия) и… The Boring Company.
Boring с английского переводится как «скучный». А ещё — как «бурение». Выбирая название, Маск пошутил, обозначив, возможно, своё отношение к делу прокладки тоннелей. Похожий юмор — в имени главного актива The Boring Company, тоннелепроходческой машины Godot. Её назвали в честь персонажа пьесы ирландского драматурга Сэмюеля Беккета «В ожидании Годо», главного героя которой ждали-ждали, да так и не дождались.
Маск привык работать с ракетами, автомобилями и скоростными поездами; этот человек так торопится жить, что даже самый производительный компьютер кажется ему медленным — и он начинает работать над интерфейсом мозг-компьютер. Godot копает тоннель со скоростью в несколько метров в сутки, и Маску есть за что её невзлюбить.
Всё началось с огромной ямы на парковке возле офиса SpaceX; в США чтут частную собственность, поэтому Маск предпочёл проводить первые эксперименты на своей земле. Сейчас кроме тоннеля, который начинается на задворках SpaceX, начато ещё несколько пробных тоннелей. Если всё пойдёт хорошо, под Лос-Анджелесом протянется сеть подземных ходов, по которым помчатся автомобили, спасая владельцев от пробок на поверхности.
Надо только выучиться копать, уверен Маск, и делать это быстро и дёшево. И он не один так считает: в Европе, например, уже полгода работает международный консорциум исследователей и бизнесменов BADGER (это аббревиатура, а всё слово означает «барсук»). Их задача — построить робота-метростроевца и по совместительству маркшейдера, способного самостоятельно прокладывать тоннели, обходя линии городских коммуникаций. Правда, консорциум BADGER пока думает о гораздо менее масштабных работах, чем Элон Маск.
Сегодняшние тоннелепроходческие машины — это стройплощадки на рельсах. Их рабочий инструмент — ротор с лезвиями, срезающими грунт, но это только полдела. Кроме собственно разрушения стенки забоя такие машины обеспечивают отгрузку вынутого грунта и строительство крепи, без которой тоннель может обвалиться на головы строителей. Работают они действительно медленно: когда строили новые участки лондонского метро, например, продвигались со скоростью метр в час. Стоит такой аппарат миллионов пятнадцать; «экипаж» каждого должен состоять из квалифицированных рабочих и инженеров (больше десяти человек). Прокладка тоннелей длиной в несколько десятков километров занимает, таким образом, годы и обходится в миллиарды в любой валюте.
В The Boring Company считают, что процесс можно сделать дешевле и быстрее. Для этого тоннелепроходческим машинам нужно добавить мощности, автоматизировать все возможные процессы, и укреплять тоннели во время работы машины вместо того, чтобы останавливаться после прохождения каждого небольшого участка.
Есть мысль делать из вынутого грунта кирпичи и укреплять стенки тоннеля ими. Можно ещё уменьшать диаметр тоннеля. Именно поэтому Маск хочет, чтобы машины в его подземной сети двигались на полозьях: полноценная двухполосная дорога должна быть 8,5 метров шириной, а для двух пар рельс требуется всего 7 метров. Однонаправленный тоннель и вовсе может быть четырёхметровым в диаметре.
Аппарат проекта BADGER разрабатывается для тоннелей поменьше, для труб и проводов. Сейчас его создатели рассчитывают добиться скорости в два метра в час. Для этого они планируют дополнить традиционный лезвийный набор ультразвуковым молотом, который будет крошить породу высокочастотным ультразвуком. Есть идея заставить BADGER по ходу работы печатать на 3D-принтере строительные блоки и выкладывать ими стенки тоннеля. А главное, робот будет прокладывать себе путь под городами, обходя препятствия. Выходы на поверхность ему не понадобятся, поэтому строить тоннели с помощью такой машины можно будет, не перекрывая дороги — и не создавая лишние пробки, которые так раздражают Элона Маска.
Если это сработает, проект можно будет масштабировать под нужды The Boring Company. Как бы там ни было, будущее строительства подземных ходов выглядит каким угодно, только не скучным.