Кто идет работать в «блокчейн»

Как начать в карьеру в новой идустрии

В избранное

В избранном

Артемию Лебедеву «очевидно», что биткоин — это «помесь пирамиды с доткомовским идиотизмом и скоро все это накроется медной п…». Волк с Уолл-стрит Джордан Белфорт назвал ICO «крупнейшей аферой в истории». А вот IBM, Samsung, Сбербанк изучают перспективную технологию, Mastercard и Visa разрабатывают планы внедрения собственного блокчейна. Мы в KickICO тоже уверены, что блокчейн потенциально способен изменить мир.

В СМИ появляются статьи, что слово «блокчейн» в резюме увеличивает зарплату на 25%, в комментариях на VC.RU публикуют скриншоты «если вы адекватны и понимаете блокчейн — пишите мне любой ценник», в профильных чатах постоянно ищут разработчиков, маркетологов, редакторов, авторов…, но многие перспективные специалисты смотрят на технологию с опасением и нельзя сказать, что перед офисами блокчейн-стартапов стоит очередь из кандидатов.

Мы поговорили с коллегами из разных стран: маркетологами, редакторами, разработчиками и управленцами и узнали, что удерживает их от идеи попробовать себя в новой перспективной отрасли. Мнения разделились: часть специалистов не хочет преодолевать стресс адаптации к новой отрасли, а части интересно, но непонятно, с какого конца браться за дело. Поэтому мы составили список профессий с нужными компетенциями, порогом входа, рекомендациями с чего начать и зарплатами.

Как специалисты представляют себе «блокчейн»

— Разработчики сомневаются, что в блокчейне интересные задачи. Многих смущает математика и криптография. Некоторые путают разработку смарт-контрактов на Solidity и разработку новых блокчейнов на C++, Rust и Golang.

Роман, Perl-разработчик: «Как программировать под это? В какой среде? Как тестировать? Какую задачу можно решить с помощью ваших смарт-контрактов, как их интегрировать с CRM, например? Нет четкой инструкции: пойди и сделай то-то».

— Редакторам и авторам не понятно, как разобраться в источниках информации, каким можно доверять. Некоторые думают, что экспертов в блокчейне нет, а спикеры на конференциях только вещают с умным видом.

Иван, редактор: «Я не иду в блокчейн (как будто меня зовут, хаха), потому что для меня это сложно, а разбираться не интересно. По крайней мере сейчас. При этом я понимаю, что это суперполезная и крутая технология. Но субъективные ощущения, что у людей есть свои точки невозврата в плане понимания. Для дедушки такой точкой был интернет, а для меня — блокчейн и крипта».

— Менеджерам неочевиден объем работ и нагрузка.

Юлия, менеджер: «Ощущение, что это как с бумом стартапов — бросишь большую компанию, зарплату, бонусы, а стартап полгодика потусовался, потом инвестиции проели и закрылись. Плюс непонятно, насколько ненормированный рабочий день: если это будет отнимать у меня по 18 часов в сутки — спасибо, но нет».

— Маркетологи не понимают рынок и опасаются браться за задачи на международном уровне.

Константин, маркетолог: «Я не хочу быть, как хайпожоры «Ко-ко-ко, крипта». Мне интересны проекты в реальном секторе, связанные с логистикой, а не этот пузырь».

Почему работа в блокчейн-проекте — кайф и радость

— Технологии всего 9 лет, и сейчас в блокчейн пришли по-настоящему большие деньги. Молодой рынок, обещающий бурный рост и взлет по карьерной лестнице.

— Блокчейн решает задачу доверия и потенциально способен произвести революцию во всех сферах, где есть взаимодействие людей: финансы, идентификация личности, документооборот, здоровье, интернет вещей. Представьте себе мир, в котором вас не могут обмануть. Ведь основные принципы блокчейна: прозрачность, распределенность и невозвратность.

— В отрасли практически все — первопроходцы-самоучки, университеты только задумываются об обучении специальностям, связанных с блокчейном. Поэтому стартапы и крупные корпорации берут много интернов, специалистов с опытом в смежных областях, и готовы им платить выше рынка.

— Россия входит в число мировых лидеров в области блокчейна. О нас снова говорят в мире!

Где есть вакансии

— ICO, которым нужны специалисты с навыками продвижения проектов на международных рынках.

— Блокчейн-стартапы, которые строят инфраструктуру криптоэкономики, особенно платформы, транзакционные системы, Lightning Network.

Эз, 20 лет: «Я развиваю проекты внутри соцсети на блокчейне Steemit.com. Например, для венесуэльского сообщества мы сделали бота, который помогает освоиться на платформе новичкам, приглашает их в чаты.

Я был в первой 10000 пользователей, уже немного интересовался блокчейном, поэтому когда появилась соцсеть, я сразу вступил, познакомился с другими, посмотрел проекты и понял, как их можно улучшать.

Что могу посоветовать тем, кто хочет изучить блокчейн? Первое — начать ежедневно читать новости, чтобы понимать, чем живет сообщество. Потом присмотреть проект, который нравится, почитать его историю создания, понять, как можно взаимодействовать, и разобрать его код, он обычно открыт. Посмотреть, как он работает и приступать к собственной разработке».

— Консорциумы. Интерес ведущих игроков финансового мира к блокчейну растет.

Стартап-консорциум R3 — банковское партнерство по изучению и интеграции блокчейна для финансового сектора. В него входят известные банки: японский Mizuho Bank, итальянский UniCredit и шведский Nordea.

— Крупные IT-корпорации. IBM и Microsoft инвестируют в блокчейн и планируют внедрять его инновации. Многие эксперты верят, что блокчейн будет определяющим фактором в интернет-бизнесе будущего.

— Банки и финтех, в том числе Сбербанк и Внешэкономбанк уделяют много внимания этой технологии. Wall Street постоянно инвестирует в блокчейн, создавая сотни новых рабочих мест.

— Правительственные организации. Тендер на исследование блокчейна от Госдумы на 1 800 000 рублей

— Сервисные компании: страхование, медицина, транспорт, в том числе РЖД.

Для всех кандидатов есть несколько рекомендуемых общих навыков:

— знать английский на уровне понимания, общения и способности работать с англоязычными источниками

— понимать принципы гибкой разработки аджайл, чтобы быть готовым работать короткими спринтами

— тайм-менеджмент, работа в команде, способность расставлять приоритеты — вам должно нравиться работать в постоянно изменяющейся среде. Если в диджитал изменения происходят еженедельно, то в блокчейне — ежедневно.

Часть 1. Дизайн, разработка и IT

«После ICO команда обычно сильно разрастается. У нас в KickICO постоянно запускаются новые проекты, под каждый нужны люди: делать дизайн, фронт-энд, бэкенд. Разработчики нужны постоянно».

— UX-дизайнер. Ему (или им в случае агентства) предстоит сделать лендинг блокчейн-проекта. Сайт под ICO не делают на шаблонах в целях безопасности, поэтому работа по созданию сайта будет включать в себя и прототип, и макет. Дизайнеру нужно разбираться в верстке. Необходимые навыки: прототипирование, управление вниманием. У блокчейн-проектов уже сложился узнаваемый визуальный минималистский технологичный стиль. Посмотрите портфолио агентства The Codeine, которые нарисовали Golem и Qtum. C дизайнером заключают контракт на срок проекта, рассчитывать можно на 100–150 тыс. руб. в месяц.

— После ICO или запуска проекта дизайн-команда может пополниться иллюстратором, который будет оформлять все материалы проекта в едином стиле, и UI-дизайнером для разработки интерфейса приложений. Криптомедиа также часто ищут иллюстраторов и дизайнеров инфографики.

Первый экран проекта Golem

— Вебдевелоперы. Фронтэнд-разработчики с навыками UX-дизайна и прототипирования делают сайты для ICO. Бэкенд-разработчик с навыками CTO отвечает за безопасность.

Вебдевелоперы нужны в проекты, выходящие на ICO без своего блокчейна. Там достаточно одного разработчика с навыками технического директора, который способен проконтролировать разработку сайта, тестирование на уязвимости и приготовиться к отражению атак во время краудсейла.

Самое главное: вам не придется писать сразу свой собственный блокчейн!

Понять основы блокчейна для веб-разработчиков поможет этот длиннопост: оригинал, перевод на русский. Получать веб-разработчик может от 80 до 130 тыс. руб.

— Разработчики SolidityСолидити — язык смарт-контрактов на Эфириуме.

Пользователь Хабра pavlov_dog составил исчерпывающее руководство на русском языке. Там же вы найдете список статей для совсем начинающих.

pavlov_dog: «Пока что язык находится на относительно раннем этапе развития, так что никаких сложных конструкций или уникальных абстракций в нем нет. Любой человек с опытом в программировании сможет свободно писать на нем после 20 минут чтения документации».

Junior-разработчики Sоlidity без опыта могут претендовать на 100 тыс. руб., от 150 — с опытом.

— Блокчейн-разработчики нужны в проекты с собственным блокчейном, такие как Golem, Waves, Steemit/Golos.

Большинство блокчейнов: Bitcoin, Ethereum, Stellar, Ripple, Hyperledger, написано на C++. Преимуществом для разработчика будет знание любого из языков, который просто адаптировать под нужды блокчейна: Java, Golang, Rust, Scala, Haskell, Erlang, Python, C, C#. Зарплата — 150–200 тыс. руб. при наличии реализованных проектов.

Исходный код популярных блокчейнов открыт, его можно взять с Github, изучать, модифицировать и использовать. Вот блокчейн Биткоина. Там же можно почитать дискуссии разработчиков и таким образом вовлечься в процесс. Прочитайте Белую книгу Сатоши Накамото, создателя Биткоина.

Для разработки новых блокчейнов понадобится разобраться в криптографии: понять публичный/приватный ключ, верификацию по соглашению, хэш-функции, бинарные номера. Компания Bitfury объясняет криптографию.

—Тестировщики ищут уязвимости в смарт-контрактах, тестируют ICO-сайты перед краудсейлом на нагрузку. У блокчейнов есть тестировочные сети, можно репортить баги за вознаграждение Также тестировщики легко могут попробовать себя, зайдя через «классическое баунти» — программу поиска уязвимостей за награду в криптовалюте.

Тестировщики уязвимостей и смартконтрактов получают от 100 тыс. руб., потолка, как правило, нет. Их привлекают попроектно для тестирование на дыры и угрозы.

Для крутанов: Биржа Coinbase заплатит $50,000 тому, кто найдет уязвимость в их системе. Coinbase будет участвовать в проекте Hack the World с целью сделать биржу еще более безопасной. В рамках мероприятия планируется наладить более тесные отношения с хакерами, раздать призы за обнаружение существенных уязвимостей, а также «немного повеселиться».

Завершая часть, посвященную разработчикам, хочется отметить взрыв интереса образовательных учреждений, оффлайн и онлайн, к блокчейну. Поэтому не составит проблем купить курс с высоким рейтингом на Udemy или Coursera. На Udemy часто бывают распродажи курсов.

Часть 2. Маркетинг, менеджмент, пиар, редактура, право

Если девелоперам относительно просто решить, интересна или нет им новая технология, то менеджеры и маркетологи прежде всего видят огромный ажиотаж. Одни смотрят на отрасль с опаской, не пузырь ли это, другие бросаются очертя голову в надежде заработать большие бонусы.

Сергей Сергиенко, Chronobank: «Среди новых ICO множество тех, кто видит «дешевые деньги». Еще год назад это было так. Waves собрал свой кэп только веткой на bitcointalk.org, но сейчас все изменилось. Идеи вроде «ICO для поставок носков» уже даже не веселят.

В блокчейне нужно создавать рынок: делать платформы для взаимодействия других бизнесов, а не просто предоставлять услуги. Просто услуги можно предоставлять и без блокчейна.

Я общался с Альфа-Групп, которые хотят токенизировать недвижимость. У них очень хорошее понимание экономики токена, они хеджируют риски, понимают, как работает финансовый рынок, но слабовата техническая часть. Если такие игроки выйдут на рынок, то это сильно толкнет отрасль вперед.

Проблема индустрии, что пачкам появляются люди, которые ничего не понимают в криптоэкономике, но знают, что тут большие деньги, и начинают делать всякие «ICO под ключ». Поэтому надо уметь отделять чисто маркетинговые проекты от стоящих. Ведь рынок доткомов рухнул по одной простой причине — маркетинг превысил спрос на продукт».

В блокчейн-проекты нужны маркетологи и управленцы, осмыслившие и разделяющие идею децентрализацию, sharing economy, открытого кода. Им предстоит продвигать решение «проблемы доверия» с помощью блокчейна.

Чтобы понять, что мы тут все делаем, надо на секунду отложить в сторону то, что IT-юрист, член экспертного совета по криптовалютам при Госдуме и настоящий криптоанархист Владимир «Менаскоп» Попов называет «фиатным» (классическим) мышлением:

В нише блокчейна ложь быстро становится видна, VC.RU уже писал, как ее распознавать. Некоторым маркетологам и менеджерам это не нравится. Другим, наоборот, очень нравится, что им не нарисуют левых цифр и туманных отчетов. Успех блокчейн-проекта зависит от слаженных действий кросс-функциональной команды. Не получится ни переложить ответственность, ни присвоить себе заслуги. Все участники команды должны уметь и быть готовыми продвигать продукт.

Менеджмент

— Финансовый директор. Привлекает крупные инвестиции. В блокчейн-стартапе финдир — не обычный «финик», который оперирует финансовыми потоками, а человек, который вместе с СЕО сможет доказывать преимущество блокчейн-решения скептически настроенным большим инвесторам. Он работает над экономикой токена и создает условия для его роста. Кроме того, это должен быть харизматичный человек с навыком публичных выступлений, потому что экономику токена надо объяснять публично на Roadshow, митапах и конференциях, в том числе международных. Гонорар финансового директора: от 300 до 800 тыс. руб. плюс индивидуальный бонус, который зависит от привлеченных крупных инвесторов. CFO KickICO Александр Петров ведет интенсив.

— Менеджер по развитию бизнеса, Продукт-менеджер или product owner. Направляет создание продукта (ICO, блокчейн, платформа) таким образом, чтобы учесть интересы всех целевых групп. Зарплата 140–160 тыс. рублей.

— Менеджер проектов. Ведет проект и управляет командой. Команда в часовых поясах от Сингапура до Сан-Франциско — обычное дело. Хотя специалистов стараются схантить в офис, но собрать в одном месте децентрализованных криптоэнтузиастов сложно. Надо разбираться в юридических аспектах, быть крутым маркетологом, иметь навыки международного продвижения. И еще быть гибким, научиться ориентироваться в стремительно меняющейся криптовалютной среде. Зарплатная «вилка» 120–140 тыс. рублей.

В KickICO проджект-менеджер должен уметь должен уметь анализировать проекты, оценивать их перспективность с разных точек зрения, либо признавать что проект не «взлетит», потому что имеет признаки скама.Как распознать СКАМ. Для этого ищем специалистов с аналитическими способностями и учим их разбираться в 4К (команда, концепт, коин, код). Пример разбора честного проекта по 4К Владимиром Поповым.

Маркетинг

Для продвижения блокчейн-стартапа на этапе пре-ICO, ICO и пост-ICO нужны совместные усилия маркетологов. В команду потребуется как минимум директор по маркетингу и диджитал-маркетологи с навыком привлечения международного трафика по числу ключевых стран. Они должны понимать финансовый и криптовалютный рынки, основные целевые аудитории и уметь решать сложные комплексные задачи.

— Директор по маркетингу. Должен понимать рынок и основные целевые аудитории, изучить важные им смыслы и знать, как их донести. Помимо классических компетенций: трафика и работы с партнерами, крайне ценятся личные контакты и выходы на крупные венчурные и криптоинвестиционные фонды.

Базовая ставка директора по маркетингу составляет 150–200 тыс. руб, но если у человека есть наработки и он привлечет крупных инвесторов — ему могут согласовать хоть семизначный гонорар.

Юрий Парсамов сформулировал основные целевые аудитории криптомира

— Региональный диджитал-маркетолог. В команду обычно нанимают маркетологов на Азию, Россию, Европу и Северную Америку. Самый высокооплачиваемые: Китай, Индия, Европа и США. На ICO c ними договариваются на небольшой оклад, но большие бонусы по итогам сборов. После ICO гонорар с каждым специалистом обсуждается отдельно в зависимости от того, какую ценность он из себя представляет.

Чтобы составить впечатление об объемах работ маркетинговой команды, прочитайте статью «Маркетинг перед ICO: конкретные действия»

Маркетологи получают 100 000 рублей + токены проекта в качестве бонуса

Коммуникации и пиар

Коммуникация с сообществом в процессе выхода на ICO

— Коммьюнити-менеджер. Развивает сообщество. Стоящие блокчейн-проекты сильны сообществом, в этом идея блокчейна — самоуправление и децентрализация. Коммьюнити-менеджер должен очень хорошо понимать проект, в котором он работает. Не просто прочитать вайтпейпер, а абсолютно точно понимать экономику токена и технические аспекты платформы. Ему надо будет подобрать и обучить команду на саппорт. Ключевые навыки: аналитика и переговоры. Зарплата: от 60 000 рублей + токены проекта.

— Саппорт-менеджер. Помогает участникам. Помимо знания своего продукта, постоянного нахождения в доступе, энтузиазма и желания помогать у саппорта должен быть критический фильтр. В чат пишут много троллей, которые беспокоят и команду, и других пользователей. Саппорт не просто отрабатывает негатив, а еще и анализирует: банит неадекватов, отвечает на обоснованные претензии. Зарплата: от 60 000 рублей + токены проекта.

— Баунти-менеджер. Общается с участниками баунти-программы и ведет учет наград.

Баунти — это программа участия в ICO за токены, которые еще не вышли. Участникам дают задания: искать уязвимости в коде, локализовывать посты и статьи, пиарить ICO в своих блогах. Помимо коммуникативных скиллов и аккуратности, баунти-менеджеру нужно разобраться в особенностях аудитории: многие приходят в баунти просто за бесплатными токенами и не выполняют задания очень ответственно. Люди пишут статьи, делают артворки, переводят — иногда это сделано с энтузиазмом, но не профессионально. Такие работы приходится фильтровать. Поэтому у баунти-менеджера должно быть развит критический взгляд на дизайн и тексты. А вот инструкция для тех, кто хочет участвовать в баунти. Зарплата от 80 000 рублей + токены проекта.

— Пиарщик. Продвигает проект на международных площадках. Составляет список ресурсов: криптовалютных и отраслевых, готовит на пару с редактором материалы, питчит журналистов. Крайне ценятся наработанные контакты с отраслевыми СМИ. Помимо этого, продвижение в соцсетях, выступления на конференциях, работа с лидерами мнений, подготовка мероприятий. От 100 000 рублей + токены проекта.

В нашем деле не получится взять деньги и ничего не делать, прикрываясь байками об «увеличении узнаваемости бренда». Поскольку результат зависит от слаженных действий всех, провал одного сразу отражается на результате второго. Одно слабое звено или нечестный подрядчик может поставить под угрозу всю компанию. Sad, but true.

— Редактор. Должен хорошо понимать тему блокчейна и знать терминологию, чтобы находить хороших копирайтеров, переводчиков и авторов. Надо разбираться в жанрах и понимать, в каком стиле подавать информацию на разных площадках. В ходу пресс-релизы, аналитические статьи, интервью. Они подбирают копирайтеров и авторов. Ценятся контакты редакторов СМИ и пул авторов в финансовой и IT-тематике. Получает 80–100 тыс. руб. + токены проекта

Редактор правит текст лендинга. Вместе с юристом вычитывает и оформляют White Paper. Белая книга — это основной документ блокчейн-проекта. Рекомендации, как написать хороший White Paper.

— Авторы в теме блокчейна пишут статьи, исследуют и осмысляют индустрию, копают мясо. Копирайтеры пишут посты в соцсети и пресс-релизы. Переводчики переводят статьи на крипторесурсах, коих очень много. Всем пишущим единицам необходимо разобраться в теме блокчейна и криптовалют. Попробовать себя в качестве криптоновостника и автора статей можно на новых крипторесурсах, например. Авторы в среднем получают 5000 за небольшую статью, 10 000 за среднюю и 15–20 тыс. руб. за большую обзорную статью

Чтобы проникнуться духом децентрализации, авторам следует начать с чтения криптовалютных ресурсов и просмотра трансляций с конференций. Подпишитесь на новостные телеграм-каналы: @whattonews ежедневно публикуют короткую сводку новостей со ссылками. @bitnovosti специализируются на аналитике и лонгридах. @decenter, старейшее издание о криптовалютах, постоянно находится в поиске новых интересных авторов, а вот их вечнозеленый дайджест.

Право

— Юрист Сопровождает ICO. Сложность для него состоит в неясном статусе криптовалют и постоянном изменений законов. Потребуется понимание разных юрисдикций ICO, отслеживание отношения регулирующих органов к криптовалютам в разных странах мира. Юрист в блокчейне — это IT-юрист-международник со знанием особенностей авторского права в разных странах. Он может стать также эскроу (возьмет на себя хранение собранной криптовалюты на специальных счетах) и эдвайзером — советником ICO-проектов. Гонорары юристов согласовываются индивидуально.

Знакомство с юридическими аспектами ICO и криптовалют можно начать с исследований IT-юриста, криптоанархиста и члена экспертного совета по криптовалютам в Правительстве РФ Владимира «Менаскопа» Попова. Книга об ICO: первая часть, вторая часть. Блог компании Владимира ITSynergis

Где искать вакансии

В блокчейне есть хедхантеры, занятые поиском талантов. У них сложная работа: нет учебных заведений, где готовят специалистов, поэтому потенциал людей оценивают практически вслепую. Крайне важно, насколько быстро человек сможет влиться: криптовалютный рынок стремительно меняется, на адаптацию максимум неделя.

Те, кто уже знаком с блокчейном, предпочитают искать вакансии без посредников, потому что такова философия децентрализации. Это хорошая политика. Кандидаты собираются инвестировать в проект свой самый ценный ресурс — время, к выбору проекта надо подходить с позиции инвестора.

Оцените проект подходом 4К: команда, концепт, коин, код. Пообщайтесь с СЕО, послушайте их выступления, почитайте их статьи — развейте все свои сомнения. Если о проекте нет данных, которые легко проверить, то это четкое «нет».

Пишите напрямую человеку, ответственному за сообщество, например коммьюнити-менеджеру. Он отправит к нужному человеку по желаемой вакансии. Может случиться, что отвечать будут дольше, чем хотелось бы, но в блокчейне все вечно жутко заняты. Обязательно напоминайте о себе!

Тематические каналы в телеграме:

— на @CryptoHR публикуют вакансии серьезные проекты,

— @blockchainfreelance, @freelanceblockchain, @Blockchain_Developers предназначены для фрилансеров На основном форуме по всем криптотемам bitcointalk.org есть русский тематический раздел с простыми вакансиями. В социальной сети на блокчейне Golos.io можно пообщаться с обычными людьми криптосообщества.

Ну, а самый короткий путь к блестящей карьере в блокчейне — фолловить интересные вам проекты и ловить момент.

#вакансии #блокчейн #стартапы

©  vc.ru