Крестовый поход Apple против традиционных способов чтения новостей в Сети

Попытки американской компании захватить власть над информацией могут перевернуть всю медиа индустрию.

В рамках конференции WWSDC 2015 Apple представила новый программный продукт — агрегатор новостей News. Это приложение немногим будет отличаться от других подобных, но есть мнение, что с его появлением начнется новая эра для медиа-индустрии. Новостные ресурсы понемногу теряют свой контроль над тем, как пользователь усваивает поставляемую ими информацию.

Потеря контроля

Те, кто правит в медиа-индустрии, осознают, что сегодня у читателей есть доступ к их сайтам из разных источников — через соцсети вроде Facebook и Twitter или посредством поиска Google. Но эти платформы подразумевают публикацию активной ссылки, а чтобы прочитать материал, пользователь должен перейти по этой ссылке на сам ресурс. Тогда как Apple News будет работать по абсолютно другому принципу. Владелец iOS-устройства сможет запустить свой новостной агрегатор и прочитать статьи с интересующих его сайтов, не переходя ни по каким ссылкам, прямо внутри программы. Ведь там новости будут собраны в качественно оформленный дайджест.

02-Apple-wants-change-way-read-news

У владельцев новостных сайтов такие нововведения вызывают беспокойство и недовольство. Если пользователь может читать интересующие его материалы прямо в приложении на своем iPhone или iPad, он не захочет посещать сами новостные ресурсы. Та же история месяц назад приключилась и с запуском Facebook Instant. Создатели социальной сети предоставили читателям возможность знакомиться с интересными им публикациями прямо внутри программы Facebook для iOS.

Есть ощущение, что мы теряем контроль. Как в ситуации с газетами в эру до Интернета. Тогда сами издания распоряжались прибылями от публикации рекламы, и управляли распространением газет, и их печатью, и их доставкой продавцам. Вы контролировали весь процесс создания и реализации печатного издания от начала до конца. С распространением Интернета все изменилось. Сейчас беспокойство вызывает уровень контроля над поставкой контента, который получили Facebook, Apple и Google.
Джошуа Бентон, директор исследовательской лаборатории в сфере журналистики Nieman Journalism Lab

С помощью социальных сетей публиковать и распространять новости стало легче. Так, мессенджер Snapchat недавно представил пользователям раздел Discover, в котором издательства могут публиковать ими самими записанные видеоролики и новости. Именно этими видео пользователи чата делятся друг с другом вместо того, чтобы пересылать ссылки на сторонние сайты.

Мне кажется, что 2015 год — это время, когда платформы начинают использовать свои возможности, которые до этого генерировали и развивали. А издатели чувствуют себя жертвами новых обстоятельств.
Джошуа Бентон

Невыгодная сделка

На самом деле ни Apple, ни Facebook не преследуют цели насолить издателям и новостным ресурсам. Компании как обычно пытаются облегчить жизнь своим пользователям — обеспечить им легкий и быстрый доступ к новостям. А способ они выбирают свойственный их платформе. К тому же сами издатели новостей не должны остаться ни с чем. Так, при сотрудничестве с Apple News они смогут оставлять себе 100% прибылей от публикуемой рекламы в рамках их контента в приложении. Если же для этого будет использоваться рекламная платформа Apple iAd, то издатели получат 70% от прибыли. На тех же условиях с рекламой работает и инструмент Facebook Instant Article. По словам представителей социальной сети, они готовы даже делиться с издателями аналитическими данными о том, как народ читает статьи в Instant. Это должно избавить самих владельцев контента от чувства, что их вообще лишили возможности хоть как-то руководить процессом распространения новостей.

При этом производитель iPhone планирует разрешить своим пользователям блокировать рекламу в мобильном браузере Safari в iOS 9. Такой расклад грозит издателям сокращением прибылей от рекламы. Конечно, это не имеет прямого отношения именно к приложению News, речь ведь здесь именно об одной из новых особенностей iOS 9. Но в любом случае такое решение идет вразрез с планами издателей на их цифровые статьи. По словам Джошуа Бентона, не Apple отключает рекламу, это будут делать пользователи. Так что ситуация не так страшна, как если бы компания из Купертино решила собственными руками заблокировать все рекламные объявления в своем браузере. Но Бентон все же полагает, что тут издателям есть о чем задуматься. С одной стороны, онлайновые ресурсы могут выиграть от дополнительного распространения их контента еще и через Apple News. С другой стороны, определенные риски для них все же есть.

Это не самая выгодная сделка. Вы вроде бы и получаете новую возможность распространения своего контента. Но если у вас нет возможности хоть как-то привлечь пользователей к собственному сайту, то и пользы от таких публикаций не будет.
Сьюзен МакГрегор, помощник директора центра журналистики Tow Center for Digital Journalism при Колумбийском Университете

Условия Apple

03-Apple-wants-change-way-read-news

Как сообщает BBC, некоторые издатели также высказывают и свои переживания по поводу установленных Apple условий совместной работы. Есть данные о том, что компания из Купертино разослала новостным ресурсам приглашения к сотрудничеству. Причем Apple будто бы автоматически подразумевает, что ангажированные издатели по умолчанию согласны на свое участие в проекте News (их разрешения никто не спрашивает). В противном случае они обязаны официально отказаться, раз условия совместной работы с Apple им не по нраву. Ведь если руководство новостного сайта не ответит «Нет» на такое приглашение, производитель iPhone будет автоматически считать, что этот сайт согласен на публикацию его контента в приложении News на условиях Apple. И если у самой Apple возникнут какие-то проблемы с законом в связи с публикуемым контентом, то сотрудничающие с компанией издатели будут вынуждены прикрывать ее в суде. По крайней мере, это подразумевают данные условия сотрудничества.

Сьюзен МакГрегор полагает, что вряд ли описанный аспект условий сотрудничества все же будет иметь исковую силу. Хотя и уточняет, что не достаточно осведомлена в юридической стороне этого вопроса. Тогда как со стороны Apple подобный подход к привлечению издателей к сотрудничеству госпожа МакГрегор считает довольно жестким.

Думаю, все согласятся, что такой бесцеремонный подход — это не лучший способ организовать сотрудничество. Особенно если учитывать, что они Apple запускают новый сервис.
Сьюзен МакГрегор

На данный момент Apple отказывается отвечать на вопросы о правилах и условиях сотрудничества с издателями в рамках запуска приложения News.

Вы будете читать то, что в Apple считают новостями

04-Apple-wants-change-way-read-news

Платформы вроде Apple News или Facebook Instant заставляют издателей посмотреть на свою деятельность и под другим углом, не только со стороны прибыльного бизнеса. Еще подобные продукты порождают много вопросов, связанных с журналистской этикой и стандартами. А если Apple начнет работать и с новостями, то в ее силах будет решать, какие материалы исключать из распространения в своем приложении. Что будет, к примеру, с новостью, в которой об Apple написано что-то негативное? Будет ли она в таком случае исключена из новостного потока подписчика? На данные вопросы ответов пока нет. Причем это же касается и публикации новостей в Facebook Instant.

Здесь формируется совершенно новый вид редактирования, вот в чем может быть проблема. Если Facebook вдруг удалит ту или иную публикацию, целый пласт работы может просто исчезнуть вместо того, чтобы отправиться в архив.
Рик Эдмондс, аналитик в сфере медиа-бизнеса института исследований СМИ Poynter Institute

То же и с новостным агрегатором Apple. Не получится ли, что пользователи станут получать доступ только к тем материалам, которые достойными внимания посчитают именно в Apple? Компания из Купертино набирает команду редакторов, которые должны сортировать новости, этот процесс не доверят программному алгоритму. Получается, что именно Apple решает, какие статьи попадут в ленту подписчиков News.

С точки зрения потребителя вы получаете именно то, что видите в названии платформы — Apple News. Это будут новости, какими их представляет Apple. На самом деле, контент подвергнут адаптации согласно представлениям компании. Причем, подаваться это будет как выбор самого пользователя, но совсем не так, как себе представляют издатели.
Сьюзен МакГрегор

О теории заговора пока говорить рано, но то, что гиганты IT-индустрии начали осторожно пробовать свои силы в мягком контроле над информацией, является уже свершившимся фактом. Ничто не помешает пользователю найти нужные данные в Сети, вот только захочет ли он там копаться, если в смартфоне, планшете или на личной страничке в социальной сети будет доступна комфортная персональная новостная лента, заботливо сформированная большими компаниями? [Business Insider]

©  iphones.ru