«Королёв»: что изменится с внедрением нового алгоритма ранжирования «Яндекса»
Управляющий партнёр digital-агентства Snow Media Анастасия Вайнолович об эволюции поисковых алгоритмов «Яндекса».
В конце августа «Яндекс» запустил новую версию поиска. В её основе — алгоритм «Королёв», использующий алгоритмы машинного обучения и нейронные сети. Разработчики говорят, что алгоритм позволяет «Яндексу» искать не по словам из запроса, а по их смыслу.
Давайте разберёмся, насколько сильно изменилась поисковая система, что теперь будет с выдачей и как всё это повлияет на оптимизацию сайтов.
История вопроса
«Яндекс» начал использовать машинное обучение ещё в 2009 году. Тогда был запущен поисковый алгоритм «Снежинск», в котором применялся метод машинного обучения «Матрикснет».
В основе «Матрикснета» лежал механизм градиентного бустинга — последовательного построения новых алгоритмов. Каждый из этих алгоритмов становился лучше предыдущих за счёт того, что постоянно получал новые данные и наращивал дополнительные факторы. Такой механизм отлично справлялся с работой с разнородной информацией. Однако во времена «Снежинска» поиск опирался на слова, а качество выдачи улучшалось благодаря оценкам асессоров.
Осенью 2016 года «Яндекс» запустил алгоритм «Палех» начал двигаться в сторону поиска по смыслу запросов. В «Палехе» одним из методов обучения была нейронная сеть, требующая огромного массива однородной информации.
Нейросеть переводила тексты запросов и заголовки веб-страниц в числовую форму, а затем сравнивала полученные данные между собой. Такой подход к обработке запросов в «Яндексе» назвали семантическим вектором. Поисковая система научилась отфильтровывать документы, у которых смысл заголовка был близок смыслу запроса.
С помощью «Палеха» «Яндекс» улучшил выдачу для «длинного хвоста» из многословных запросов. Однако алгоритм применялся только на последнем этапе ранжирования — в тот момент, когда оставалось около 150 страниц. При таком подходе поисковик «терял» часть хороших документов на ранних этапах сортировки. Между тем доля сложных низкочастотных запросов увеличивается из-за развития голосового поиска.
Что меняется с запуском «Королёва»
Новый алгоритм использует нейронную сеть, которая не ограничивается заголовком веб-страницы, а обрабатывает её целиком. Семантический вектор теперь определяется не в момент обработки запроса, а вычисляется заранее и сохраняется в поисковой базе. Это позволяет применять алгоритм к большому массиву документов. Для каждого запроса «Королёв» анализирует 200 тысяч веб-страниц.
Кроме того, любой человек, задающий запрос в поисковой строке, вносит свой вклад в обучение системы. А качество результатов поиска теперь оценивают не только асессоры, но и пользователи сервиса «Яндекс.Толока».
Что происходит с выдачей
В первую очередь «Королёв» затронет низкочастотные многословные запросы. «Яндекс» стремится определять, при каких обстоятельствах был задан запрос, чтобы лучше решить проблему пользователя. При этом ответ на запрос не обязательно будет содержать ключевые слова, ведь при ранжировании учитывается семантический вектор. Теперь важно, чтобы вся семантика страницы (термины, ассоциативные фразы и так далее) была связана со смыслом запроса.
Посмотрим на текущую ситуацию в выдаче. Сейчас у сайтов наших клиентов колебания позиций в пределах нормы. По многим проектам динамика преимущественно положительная.
В ближайшее время мы ожидаем обновлений от «Яндекса» с докрутками алгоритмов. Дело в том, что выдачу часто «штормит» после обновления алгоритма (обычно это продолжается не больше месяца). Кроме того, на обучение нейросети требуется время. Чем дольше будет работать «Королёв», тем лучше будет справляться с ранжированием.
Как «Королёв» повлияет на SEO
«Яндекс» стремится улучшать результаты поиска, ответственные оптимизаторы — сайты своих клиентов. Обе стороны действуют в интересах конечных потребителей контента, то есть пользователей. Если продвижение вашего сайта основано на этом принципе, глобальных изменений в стратегии не потребуется.
Однако с появлением «Королёва» становится ещё более важной работа с пользовательским интентом, то есть намерениями и желаниями, стоящими за поисковыми запросами. Чтобы оптимизировать сайт под интент, нужно включить в перечень работ по продвижению следующие задачи:
- анализ семантики и определение пользовательского интента;
- оптимизация функциональной релевантности страниц;
- создание дополнительных страниц под альтернативный интент.
Подведём итоги
«Королёва» можно не бояться, если выполняются два условия. Первое: вы оптимизируете сайт под пользовательский интент, то есть внимательно прорабатываете семантику, оценивая цели запросов, и стараетесь решать проблемы, которые могут скрываться за поисковой фразой. Второе: ваше SEO в принципе нацелено на улучшение сайта.
При этом я бы рекомендовала внимательно следить за обновлениями «Яндекса» и за тем, что компания о них рассказывает. Многие довольствуются информацией из справки поисковика. Между тем сотрудники «Яндекса» отвечают на вопросы о продвижении в официальных блогах и сообществах, на конференциях, в интервью. В их комментариях можно встретить подробности и детали, которые серьёзно помогут в работе с сайтом.
© vc.ru