«Конкурировать с готовыми конструкторами сайтов становится всё сложнее»
Сооснователь SaaS-платформы Really Simple Store Дрю Томас об основных угрозах появления качественных инструментов на рынке веб-разработки.
Расширенные конструкторы сайтов — это инструменты, которые разрабатывают такие компании, как Squarespace, Wix, Weebly, The Grid и многие другие. Они создают такие сайты, что кажется, что они были спроектированы и написаны людьми.
Должны ли компании пользоваться такими инструментами? Придет ли время, когда они полностью вытеснят традиционную разработку? Если коротко, то да.
Самообслуживаемые платформы-конструкторы сайтов понемногу выходят из тени. Многие из нас, не думая, отмахиваются от них, но, возможно, настало время агентствам и центрам разработки обратить внимание на эти инструменты. Им будет несложно вскоре опередить разработчиков. Однажды мы поймем, что они уже подобрались к нам.
Что такое расширенный конструктор сайтов
В 2004 году, когда было основано мое агентство по веб-дизайну, стоимость профессиональной разработки сайтов оценивалась в шестизначную сумму, а на запуск сайта требовалось полгода или даже больше. Сегодня любая компания может купить сайт на Squarespace за $12 в месяц и выйти в онлайн в тот же день.
Squarespace — это расширенный конструктор сайтов. Это сервис по подписке, с помощью которого можно создать и обслуживать сайт для своего бизнеса, даже не зная языков программирования. Конечно, сервис предлагает только шаблонные дизайны, практически не помогает с текстом, и, конечно, в нём не идёт речи о дизайне расширенного пользовательского опыта.
Однако шаблоны достаточно приятные, базовый пользовательский опыт очень хорош, а что касается текста — многие компании и так нередко заимствуют контент из других мест. В общем, Squarespace работает на большое количество компаний.
По мере закрепления стандартов сайтам грозит опасность стать более упрощенными. Вместо традиционной разработки деньги будут тратиться на социальные сети, ботов, автоматическую рассылку по электронной почте и многое другое. Всё больше и больше компаний создают сайты ради галочки, а деньги направляют в другие направления.
Хотя Squarespace пока подходит не всем, так будет не всегда. Функциональные возможности, качество и индивидуальные настройки будут постоянно совершенствоваться.
Современный рынок сайтов
Сложившиеся передовые практики и заметно изменившиеся браузерные технологии позволяют конструкторам сайтов создавать готовые ценные предложения. Фактически они могут справиться со всеми базовыми требованиями к сайтам — будь то SEO, гибкий дизайн или профессиональное визуальное представление.
Всего несколько лет назад только разработка на индивидуальный заказ могла обеспечить эти базовые ценности. Теперь платформы для создания сайтов делают это масштабно. Размах позволяет конструкторам предлагать гибкое ценообразование, что в свою очередь меняет всю индустрию создания сайтов.
Если конструкторы сайтов смогут автоматизировать написание программного кода и приносить ту же выгоду, что и сайты, созданные на заказ, это быстро скажется на рынке. Зачем потребителю платить больше и ждать дольше, если нет разницы?
Хочу, чтобы вы правильно меня поняли, я не сказал «такой же продукт», я сказал «та же выгода». Сайты, созданные по шаблонам, не смогут завоевывать наград, но смогут завоевать компании.
Разработка на заказ не обречена
Есть много причин для того, чтобы до сих пор пользоваться разработкой на заказ, но фактически существует только четыре основных потребности, которые нельзя удовлетворить расширенными конструкторами сайтов. Я бы назвал их коммерческими доводами в пользу веб-разработки на заказ.
Это то, о чем можно говорить потенциальным клиентам, чтобы они наняли нас, вместо того, чтобы пользоваться конструктором для создания сайта. Однако одна из причин, по которой я решил написать эту статью, заключается в том, что лишь только с этими доводами продавать заказную разработку становится всё сложнее.
Новаторский опыт
Помните видеоролик Arcade Fire компании Wilderness Downtown, который интегрировался с «Google Картами» и мог показать ваш дом, сделав его частью сюжетной линии видеоролика? Так вот, Squarespace так делать не умеет.
Или как насчет сайта компании Andersson-Wise, который был создан на заре развития гибкого дизайна? Или как насчет гибкого веб-дизайна в целом?
Конструкторы не могли создать гибкий дизайн. Люди (точнее конкретный человек) должны были сначала заказать разработку такого продукта. Веб-дизайн был изобретен первопроходцами, которые с помощью имевшихся тогда инструментов раздвигали границы. Эксперименты и вау-эффект будут актуальны всегда.
Безопасность
Безопасность — это очень сложный вопрос. Например, для правительственных или других сверхчувствительных к этому вопросу организаций находиться на платформе сторонней компании и платить за неё ежемесячно — несерьёзно.
Даже в тех случаях, когда заказная разработка потенциально менее безопасна, чем платформа, только мысли о том, чтобы отдать свою безопасность в руки сторонней организации, уже достаточно, чтобы отпугнуть некоторые компании.
Заказная интеграция
По аналогии с безопасностью некоторым организациям требуется интеграция и организация рабочего процесса, которые не будут доступны на универсальной платформе.
Заказная интеграция особенно важна для компаний, работающих с унаследованными системами. Если ведёте свой бизнес только с помощью самого современного ПО, то конструкторы сайтов вам не подходят. Или, например, если вы работаете в авиалиниях, то это тоже совсем не ваш вариант.
Но здесь кроется подвох, потому что базовая интеграция — уже часть конструкторов. Если вы пользуетесь Google Analytics, MailChimp и Wistia, тогда и с конструкторами у вас всё будет отлично. А если у вас стоят Salesforce или NetSuite, то для того, чтобы они работали с сайтом, вам определенно придется заказывать интеграцию.
И тут перед веб-разработчиками появляются огромные возможности. Технологии проникают во все индустрии, существует огромная потребность в расширенных навыках интеграции и настройке рабочего процесса — и это то, что конструкторы сайтов, возможно, никогда не смогут делать.
Платформы
В то время как «базовая» веб-разработка идет к коммерциализации, некоторые компании определенно будут заказывать расширенную веб-разработку, чтобы отличаться от других. Создание платформ для компаний или их клиентов — это ещё одна возможность.
Я использую термин «платформы» для обозначения конструкторов, систем управления контентом, сервисов для управления учетными записями и проектами и прочих относящихся к веб-разработке продуктов. Они могут быть созданы для покупателей или для внутреннего пользования, но смысл их всех — помогать людям выполнять задания.
Проекты вроде этих — заказные, так что они, похоже, защищены от конструкторов в обозримом будущем. Однако я все равно рекомендую управлять проектами расширенной веб-разработки как платформами (то есть, делать из них SaaS-бизнес), чтобы оставаться конкурентоспособными.
И, наконец, я считаю, что большинство центров заказной разработки в итоге станут платформами для сайтов. Это логическая эволюция.
Для разработки ещё не все потеряно
Написание кода — это только часть сайта. Заказная разработка обычно идет в комплекте с другими областями знаний, включая бизнес-консалтинг. Конструкторы сайтов могут помочь с базовым пользовательским опытом, автоматизированной рассылкой и аналитическими отчетами, но все равно предполагается, что владельцы компании будут сами этим заниматься. Они — инструмент, а не консультант.
Это очень важное отличие: даже если сайты сделают большинство вопросов заказной разработки неактуальными, то компаниям все равно будут нужны дизайнеры для визуального проектирования и разработки пользовательского опыта.
Потом, если шаблоны станут настолько хорошими, что дизайнеры больше не будут нужны, в компаниях будут востребованы копирайтеры. И так далее. В конечном счете, когда все больше вещей будет делаться автоматически, компании будут искать возможность профильного (то есть заказного) выполнения, чтобы выделяться на фоне остальных. А это еще одна возможность.
Эти процессы отражают то, что происходит с телевидением и киноиндустрией. Когда-то надо было закупать дорогое оборудование, заключать сделки по эфирному времени и нанимать огромную команду, чтобы попасть на телевидение. Сейчас с помощью мобильного телефона и доступа в интернет любой может выйти в прямую трансляцию на миллионную аудиторию в YouTube. Процесс эфирного вещания стал общедоступным.
Теперь само по себе вещание почти ничего не значит. Сейчас, чтобы привлечь внимание и выделиться среди остальных блогеров, нужно обаяние, хороший контент и организованная презентация.
Конструкторы сайтов — это YouTube нашей индустрии. Но, как и в случае с YouTube-блогерами, тенденция не свидетельствует о качестве сайтов или их эффективности. Одно известно точно: сайтов в интернете будет очень много, и таким образом в нашей индустрии будет создана конкуренция.
К счастью, для агентств и центров заказной разработки ещё не все потеряно. Понятно, что обстановка меняется, но чем доступнее индустрия и выше конкуренция, тем больше потребность в настоящих профессионалах.
Оставайтесь конкурентоспособными
Существует классическое правило для компаний из сферы услуг: хорошо, быстро, дешево. И всегда можно выбрать только два качества из трёх. Расширенные конструкторы — это исключение. Сначала они долго создают что-то хорошее, вкладывая много денег, но затем пользователи получают быстрый и дешевый продукт. Заказной разработке тяжело противостоять этим преимуществам.
Это главная причина, по которой заказные разработчики и индустрия создания сайтов в целом должны присмотреться к конструкторам. Для клиента получить что-то быстро и недорого означает, что третий признак — «хорошо» — немного страдает. Превосходно всегда лучше, чем просто хорошо. Но если создание превосходного продукта стоит дороже и занимает больше времени, то хороший продукт тоже подойдет.
Вот почему конструкторы опасны. Они не сделают сайты лучше, чем мы, но им достаточно сделать просто хороший сайт. Чтобы оставаться конкурентоспособными, нам нужно мыслить шире.
Ниже перечислены области, которым заказная разработка должна уделить особое внимание. Если не обновить текущие бизнес-модели, большинство агентств и центров заказной разработки просто не смогут конкурировать.
1. Интеграция
У каждого сервиса есть API, так что импортирование, экспортирование и комбинирование данных очень важно для современного бизнеса. Если в 2017 году сайт не собирает данные метрик, адреса электронной почты и не втягивает лидов в воронку продаж, то он просто не выполняет свою работу.
Заказные разработчики могут интегрировать сервисы, однако конструкторы сайтов уже имеют встроенную в платформу функцию интеграции, и владельцы сайтов просто выбирают те услуги, которые им нужны — в любое время и часто без дополнительной платы.
Взгляните на список доступных интеграций Squarespace, которые доступны по умолчанию. Вы можете подключить дополнительные возможности в один клик, и они сразу же начнут работать на сайте. Также конструктор полностью поддерживает интеграцию с третьими сторонами — 24 часа в день, 7 дней в неделю. Могут ли ваши клиенты позвонить вам в три часа ночи, чтобы проконсультироваться об интеграции видеоролика с хостинга Wistia?
Платформа App Market от разработчика Wix — пример и интеграции, и понятной функциональности, которая активируется в конструкторе простым перетаскиванием. И так как список возможных интеграций для каждого конструктора растет, становится всё сложнее соревноваться с ними в цене и скорости.
Другой пример — интеграция расширенной электронной торговли от Google Analytics с конструктором Shopify. Ecommerce-компании могут составлять отчеты в Google Analytics, просто правильно настроив свой сайт и нужные параметры. Владельцы магазинов могут совершенно бесплатно отследить полную воронку продаж — от реферального источника до покупки с помощью аналитики.
Однако это работает, только если всё настроено правильно, а для этого порой нужно глубоко копнуть. Но с Shopify всё это работает по умолчанию, никаких настроек не требуется. То же самое касается конверсий электронной торговли в аккаунте в Facebook.
Если центры заказной разработки будут развиваться, становиться платформами, тогда интеграция будет настраиваться только один раз. Без платформ очень дорого настраивать интеграцию проект за проектом.
2. Цена
Кажется, невозможно соревноваться в цене и предлагать те же возможности, что и конструктор, потому что его бизнес-модель фундаментально отличается от модели, по которой работают агентства разработки.
До тех пор, пока потребитель ощущает ценность такого продукта, ценовая модель конструкторов сайтов будет очень привлекательной. Со временем конструкторы приучат пользователей к тому, что за меньшие деньги можно выбрать хороший продукт, а заказные разработчики не смогут этого предложить.
Ниже представлены цены на популярные конструкторы сайтов. Можно заметить, что еще осталась небольшая возможность для заказных разработчиков проявить креативность и конкурировать с конструкторами сайтов, но в любом случае это будет сопровождаться крайне низкой оплатой труда.
Если говорить о ценовых уровнях, которые не представлены в этой таблице, то конструкторы часто предлагают более дорогие тарифные планы за месяц, одноразовые платные обновления, а также создают рынок для платных надстроек третьих сторон. В этой таблице содержится самый низкий ценовой уровень для каждой услуги.
Смысл такой ежемесячной ценовой модели заключается в том, что пользователь платит бесконечно (до те пор, пока сайт существует). Однако платежи совсем небольшие, так что пройдет 20 лет, прежде чем уплаченная сумма сравняется с высокой стоимостью начальных капиталовложений у большинства заказных разработчиков. Я уж не говорю о том, что у всех конструкторов в стоимость заложена цена хостинга.
Однако в бесконечной ежемесячной плате есть свои плюсы и для агентств. Агентства и центры разработки должны подумать о том, какие возможности или услуги они могут внедрить и предложить со временем, чтобы можно было поначалу брать с клиента меньше денег, например, назначить небольшой ежемесячный платеж.
Если сместить фокус с ценности проекта на пожизненную ценность клиента, то появятся возможности поэкспериментировать с моделями ценообразования и обслуживания. Также это подтолкнет агентства работать лучше.
3. Дизайн
За последние несколько лет дизайн сайтов очень изменился. Раньше основное внимание уделялось креативности и опыту взаимодействия с брендами, но теперь главное — это удобство использования сайта, знакомый интерфейс и совместимость.
Конечно, есть бренды, которые стараются улучшить дизайн, но в масштабах всех компаний мира их очень мало. Например, нужен ли юридической фирме передовой дизайн? Сайт должен выглядеть профессионально и соответствовать бренду, но ещё больше ему нужно быстро загружаться и корректно отображаться на любом устройстве.
В большинстве конструкторов в качестве первого шага пользователь выбирает дизайн. И он не представлен размыто или концептуально — клиент сразу видит законченный дизайн и выбирает любой. Он видит, как именно будет выглядеть сайт, и может предположить, что он уже отшлифован и в нем нет багов.
Дизайнерам может показаться, что это противоречит здравому смыслу, но для недизайнерского ума это как раз кажется более интуитивно понятным.
Кроме того, более или менее понятно, что дизайн будет гибким (кроме Wix, но она использует отдельно сконструированную мобильную версию). То же самое в отношении интеграции — платформы делают гибкость масштабной, поэтому они обычно охватывают более широкий круг устройств и обстоятельств, чем сайт, сделанный на заказ.
Компания The Grid пошла с упрощенным дизайн-процессом дальше и создаёт дизайн самостоятельно. То же самое делает ADI компании Wix. Основываясь на некоторых вопросах и предоставленном клиентом контенте, схема и структура сайта адаптируются и эволюционируют. Владельцу сайта совсем не нужно думать о дизайне, а пользователи получают профессиональный опыт.
А что же с качеством? Судите сами: инновационный фестиваль компании Fast (Squarespace), Отель Sago (Wix) and Wafia (The Grid).
Дизайн очень важен, и почти все компании это понимают, но сегодня ценится не уникальный, а эффективный дизайн. Это маленькое отличие могло бы помочь переосмыслить многие вещи тем дизайнерам, которые, возможно, не посмотрели на него с чисто деловой точки зрения.
Центры веб-дизайна и разработки по заказу просто должны переосмыслить свой процесс. Обычно не существует двух абсолютно одинаковых дизайн-процессов между агентами и клиентами, и результаты очень сильно отличаются в зависимости от заказчика (даже внутри одного агентства).
Заинтересованность клиента в том, чтобы увидеть финальный дизайн, знать, что он получает, понимать, сколько он заплатит, — естественна, и с этим сложно конкурировать.
Заказной дизайн может выиграть, только сосредоточившись на процессе образования и профессиональной компетентности. Агентство выясняет всё о компании, бренде и его миссии, использует свой опыт и профессиональную компетентность, чтобы представить одно правильное решение.
4. Панели управления
Еще одна область, где расширенные конструкторы лидируют, — это панели управления. Вы не увидите традиционных систем управления контентом в Squarespace или Wix.
Их панели управления больше напоминают панели управления SaaS — красивый дизайн, готовый обзор метрик, информация для бизнеса, интеллектуальный подбор контента и различные дополнительные подписки. Предложения для бизнеса не исчерпываются возможностью обновить контент.
Кроме того, большинство крупных конструкторов предоставляют возможность доступа к панели через приложение. Такая функция может показаться банальной, но для рынка это большой плюс. Клиенту не приходится авторизовываться каждый раз или даже помнить адрес сайта, а если на сайте что-то происходит, владельцу сразу приходят push-уведомления.
Довольно рискованно при нынешней модели добавлять только бэкенд-услуги на панель управления, но если сделать это правильно, то именно здесь можно предлагать дополнительные подписки и приносить тем самым ощутимую пользу для бизнеса. Это ещё одна возможность.
5. Поддержка клиентов и сайта
И последняя область, в которой у расширенных конструкторов сайтов есть преимущество, — постоянная работа с клиентами и самостоятельная работа с дизайном сайта. Агентства и центры разработки обычно предлагают систему управления контентом для обновления информации на сайте и обычно этим ограничиваются.
Компании растут и меняются, и неудивительно, что они хотят редактировать не только контент и визуальную информацию. Например, компании может потребоваться одноразовый лендинг, форма получения контактной информации исключительно под одну рекламную кампанию или новая интеграция с третьей стороной.
Такой уровень самостоятельной адаптации к специфическим потребностям — основа платформ-конструкторов сайтов и не стоит дополнительных денег. И потенциальные клиенты это понимают.
К тому же, если владелец сайта не в состоянии сам в чем-то разобраться, то всегда может просто позвонить или написать в круглосуточную поддержку клиентов. Когда клиент знает о бесплатных поддержке и обновлениях, это значительно способствует принятию положительного решения о покупке.
Трудно себе представить, чтобы агентства создавали и поддерживали сайт так же за $20 или $30 каждый месяц. Однако если они не найдут способ, как это уладить (или как быть более полезными за ту высокую стоимость, которую они берут), покупатели будут пользоваться конструкторами.
Практические шаги для современного рынка
И всё-таки я очень верю в рынок. Слишком много компаний пытаются продвинуть свои продукты или услуги на рынок, который меняется или вовсе никогда не существовал. В прошлом внешне привлекательный сайт был для компаний способом привлечь к себе внимание или получить преимущество перед своими конкурентами, и создавать сайты было интересно.
Каждому нужен сайт, но дело не только в этом. Компаниям также важны контент, бренд и предложение. А инструмент, с помощью которого всё это теперь предоставляется, очень сильно изменился — уже не важно, был ли сайт сделан в Flash, написан вручную в HTML, WordPress, Tumblr, AngularJS, React, Squarespace или в чем-то другом. Даже страницы в Facebook для продвижения компаний попадают в эту категорию.
Если важны контент, бренд и предложение, то как мы можем использовать все свои знания и опыт веб-разработки, чтобы помочь с этим? Можем ли мы оптимизировать и систематизировать создание контента? Что мы можем сделать, чтобы лучше продемонстрировать ценности бренда? Можем ли мы автоматизировать маркетинговую воронку? Или увеличить продажи с помощью превосходного пользовательского опыта? В конце концов, можем ли мы потенциально использовать конструкторы для создания сайтов и затем продавать эти услуги?
Что ждет нас в будущем
Я не пытаюсь перевернуть с ног на голову чей-то бизнес или карьеру. Я просто хочу быть уверен, что вся наша индустрия растет. Через несколько лет индустрия, может быть, вообще будет кардинально отличаться от того, что есть сейчас. И те из нас, кто пытается игнорировать расширенные конструкторы сайтов, останутся позади, а те, кто будут в курсе, смогут адаптироваться.
На самом деле, у тех из нас, кто старается быть в курсе, есть хорошая возможность серьезно улучшить собственный продукт или бизнес, а также бизнес клиентов.
Это очень волнительное время для веб-индустрии, и это лучшее время для того, чтобы оценить, чего хотят наши клиенты и что им нужно на самом деле. Но что более важно, настало время признать, что мы конкурируем с конструкторами сайтов, и понять, что именно они делают правильно.
Нам не обязательно использовать шаблоны, брать за работу копейки и отвечать на звонки клиентов в три утра, но что нам точно нужно, так это давать больше, чем мы стоим, и ставить нужды клиента выше собственных.
© vc.ru