«Конёк-Горбунок» и «Городки»: как игровые автоматы из СССР переносят на мобильные устройства

Рассказ директора Музея советских игровых автоматов.

В избранное

В избранном

В СССР было множество игровых автоматов. И речь не о распространённых на Западе Pacman или Asteroids, а о собственных разработках. Этих игровых автоматов с каждом годом остаётся всё меньше, поэтому вопрос о сохранении советской игровой культуры стоит остро. Здесь на помощь приходит эмуляция.

Музей советских игровых автоматов занимается переносом старых игр на современные мобильные устройства. Директор учреждения Игорь Ковалевский рассказал изданию DTF о том, как это происходит и с какими трудностями приходится сталкиваться.

Десять лет назад, когда открылся Музей советских игровых автоматов, в интернете появился эмулятор «Конька-Горбунка». Сам музей темы эмуляции в те годы не касался.

Тем не менее, информация об учреждении уже была на слуху, а все, кто занимаются эмуляцией старых игр, так или иначе пересекаются, общаются на форумах и, в общем, находятся в курсе последних событий и обновлений.

Члены одного западного тематического сообщества обратились к нам с просьбой дать им платы «Снежной Королевы» и «Бильярда», чтобы считать с них данные.

Когда Музей всё-таки задумался о создании эмуляторов, среди его сотрудников не было специалистов в этой области, поэтому их созданием занимались сторонние люди. Для эмуляции были выбраны игры с микропроцессором на базе ТИА-МЦ-1, ведь их перенос был самым простым. Именно они и доступны для загрузки на мобильные платформы.

Существует ещё один тип игр — беспроцессорный, на мелкой логике. Таких автоматов достаточно много и их также можно эмулировать. Существует даже игра из автомата с чёрно-белыми «Городками», но из-за недостаточной мощности современных бытовых компьютеров на базе i5, фреймрейт составляет менее 20 кадров в секунду, а для комфортной игры требуется порядка 60. Так что пока им пользоваться нельзя.

Повторить схему любого автомата электронным языком можно без проблем. А значит и cэмулировать можно любой автомат. Другое дело, что электронные автоматы используют для отображения игры телевизионный экран, что при эмулировании и выводе на монитор или современный телевизор передаёт все нюансы игры со стопроцентной точностью.

При эмулировании же электромеханических автоматов (таких как «Морской бой»), можно повторить только принцип действия автомата и его электронные составляющие, такие как задержки между действиями или звуки.

Но если использовать для отображения электромеханической игры дисплей компьютера, то вся прелесть теряется. Так что по сути это не совсем адекватное направление. Если утрировать, то это как эмулирование автомата-качалки: программа будет точно эмулировать блок, отвечающий за работу качалки, в течение оплаченных двух минут, но качаться будет только картинка на экране.

В прошлом году мы всё же решились на выпуск эмуляторов для широкой аудитории. Создатель эмулятора «Конька-Горбунка» собрал нам приложения для смартфонов. Он справился в одиночку, однако пришлось подождать, ведь для программиста это был первый опыт работы с приложением для смартфонов.

Скачиваний мало, так как мы пока не можем донести нашим посетителям, что в музее помимо самих автоматов есть ещё что-то. Например, таблички с описаниями автоматов. Или что рядом с автоматом есть информация про эмулятор.

80% посетителей приходят просто поиграть, и нередки случаи, когда даже это у них не получается, так как они не читают правила игры. Так что пока мы только учимся прививать нашим посетителям привычку смотреть по сторонам. И когда в этом направлении будет сдвиг, тогда скачиваний будет больше.

То, как происходит процесс эмуляции, зависит от конкретной игры и имеющихся вводных данных. Например, тот самый эмулятор «Городков» был сделан по схеме автомата, выложенной на нашем сайте. Схема автомата и профессиональная программа для работы с электронными схемами долго и упорно перерисовываются — и готово. С ТИА-МЦ-1 немного другая история. Помимо схемы автомата, нужно считать информацию из ПЗУ. Но любой китайский программист может справиться с этой задачей за 2 тысячи рублей.

В играх всё оставлено в оригинальном виде, как в автомате. Поэтому-то их и можно смело называть эмуляторами, а не симуляторами. Одно но: в мобильных играх сервисные кнопки, позволяющие пропускать этапы, запускать тестовую программу и перезагружать игру не оформлены графически. То есть в программе их функции есть, но активировать их на телефоне невозможно. Так же и игрок на реальном автомате не имеет к ним доступа, ведь они спрятаны за панелью.

Эмуляцию можно рассматривать с музейной точки зрения, как побочный продукт деятельности. Например, считывание информации из ПЗУ автоматов, позволит их «обессмертить». Починить можно всё: восстановить схемы до рабочего состояния, заменить экраны, выточить или отлить новые механические детали.

Однако если информация из ПЗУ сотрётся, то восстановить игру будет невозможно. А так как настоящих автоматов в России осталось не так много, важно сохранить хотя бы данные, содержащиеся в них.

#gamedev

©  vc.ru