Компромисы

iBook G3 (Clamshell)Всю неделю не выходило из головы слово «жадность» по отношению к отечественным ценам и производителям. Читатель решил не задумываться и не искать причины, а обречено и публично определил происходящее одним словом — «жадность». Если есть дорогое устройство, то и комментарий к нему должен изобличать всю порочность производителя.

Честно говоря, событие не выходило из головы. Так было и раньше. Все говорят, все знают, изобличают, определяют и оценивают. Через какое-то время поток мыслей возвращается с первого круга на второй и так повторяется много раз.

В книге Сергея Лукьяненко «Недотёпа» есть определение, что волшебство перестает работать, когда слова «затираются». Их так часто произносили, что они больше не работают. Они стали обычными, повседневными, известными не только волшебникам-недоучкам. Нужны новые слова, которые наполнят мир магией! И пока, до этого места в статье, все логично — зачем повторять избитую тему? Слово «жадность» застряло в голове совершенно по другой причине. Если в волшебном мире перестают работать слова, то в нашей реальной земной жизни их надо произнести не только для волшебства, но и чтобы их кто-то услышал! Затертые слова вновь возрождаются, очищаются и могут творить магию, но это больше не происходит, потому что «люди больше не читают»! Чтобы слова работали, их кто-то должен услышать.

У меня было много тем для этой субботы. Начинал писать каркас и готовить материал, быстро отправлял в архив, когда уже почти все было готово. На потом. Сейчас еще не пришло время. Некоторые выглядят не размышлением, а оправданием, следовательно, будут восприняты в другом ключе. К середине недели было ощущение, что я пуст как сосуд. Не потому, что нечего сказать, а все это попросту не нужно. И тогда, когда публиковал статью «Рожать производителя» о составных частях «жадности» — этого делать не стоило, ибо время пришло только сейчас, а кто будет читать устаревшие слова, они же не работают! Не стоило писать в том же году статью «AppleiPadManiaNetbookFobia» о различиях страхов перед всем новым на фоне отторжения всего старого.

Не будем затирать слова, кому надо познакомиться с основами — сделает это самостоятельно, тем более что ничего за три года с момента выхода статей не менялось, кроме появления новых читателей, которые еще не произносили слово «жадность» три раза.

Сегодня подумаем, что в бизнесе важнее: видеть и создавать новое, или различать проблемы рынка, создавая стратегии.

Перечислю то, что известно ранее.

Механизмы бизнеса освоены специалистами и самоучками. Разница только в том, кто при этом проявляет творчество, а кто механические навыки и важно, кто на самом деле «недоученный самородок» — человек «без образования» или «без мозгов и рук». Скажем, использование в бизнесе узкоспециализированных терминов — это навык, а умение руководить локальными сражениями понимая общую перспективу — творчество.

«Образование» дает первичные навыки. «Опыт» предоставляет базу данных с исключениями из правил. «Успех» или «удача» — это система закономерных действий приводящих к положительному результату.

Бизнес можно вести по принципам: «жадный», «щедрый» или «не жаднее других». Какой бы способ ни был выбран, всегда сработает последний вариант, при котором обязательно найдется «более жадный» и «обязательно бездарный».

Samsung против Apple. Проще всего вести бизнес укоряя конкурента по любой причине, чтобы оголить просветленные умы потребителей, которые наконец-то обратят внимание на «главное» в их жизни. Метод используется, чтобы уровнять собственное количество с качеством конкурента и на этом фоне выглядеть лучше. Это работает. Apple против Samsung. Можно исходить от обратного, говорить и доказывать, что »…у них и материал не тот, и отделка похуже, и кисть жидкая…». Обычно работает, особенно после сравнения. Apple. Говорить можно что угодно, но каждый раз очевидное преимущество конкурентов использовать против них. Samsung. Говорить нужно много, но каждый раз бесперспективный продукт создавать раньше, даже если конкуренты сделают продукт лучше. Но кто «жаднее»?  Ответ всегда очевиден, но он всегда самый не правильный. В этом смысл конкуренции — заставить противопоставлять и сомневаться в условном качестве. Если не лучше, то хуже! И наоборот — если не хуже, то товар становится автоматически лучше, ибо не хуже! Правильный ответ — выбор всегда в единственном числе. Нельзя выбрать два различных телефона, два различных планшета или чего-то еще. Потребитель всегда выбирает одного «жадного производителя», потому что он «не жаднее других».

Не буду использовать описание бизнес-модели BlackBerry, потому что нашим потребителям не будет понятна схема и очевидность её работы.

Apple: в историческом плане компания заставила платить за телефоны, которые, к тому времени, в Америке уже продавались по принципу «минус 50 долларов за телефон с контрактом», а в нашем родном отечестве потребители понятия не имели, что «телефоны могут стоить 1000 долларов» и только после появления iPhone это стало очевидным, привычным и сравнимым с чем-то другим. Рынок как бы пошел по новому кругу, на уровень выше, развивая совершенно новые для себя направления, хотя все упирается в «жадность», то есть в цену товара.

До сих пор, основу, которую заложила и развивает компания Apple, никому не удалось превзойти. Причина самая банальная — потребители видят другие характеристики, не сравнивая с тем, что дает продукция Apple. После презентации iPad mini один из руководителей компании ответил на вопрос о «жадности» (о высокой цене) — «мы не делаем компромиссных решений». Суть её сводится к тому, что продукт создан таким образом, что он обеспечивает крайне долгий срок жизни и как следствие — сокращает стоимость владения за этот период в перерасчете на один год. Чтобы было понятно — если продукт будет стоить $1000, и проработает 2 года, морально не устарев, то очевидная стоимость — $500 в год.

Но что происходит на самом деле?

Появляется продукт конкурента и легко догадаться, что компания «не жаднее других» устанавливает стоимость на свой товар — $1000. Сейчас не важно, что корпус устройства, программное обеспечение не проработает у потребителя 2 года, и никто этого не гарантирует явно или не явно. Указываются преимущества, которых у Apple нет. Их на самом деле нет вообще ни у кого, но раз нет именно у Apple, то это проблема не конкурента, а головная боль Apple, потому что «у конкурента с этим как раз полный порядок»! Именно так размышляет потребитель.

Теперь достаточно представить, что конкурент выставляет на свой товар цену в два раза ниже — $500. Проработает такой товар 1 год. Чтобы было легче понять, изымаем из рассуждений определения «компромиссов» и «качеств», оставим только то, что продукт по какой-то причине надоел потребителю. Морально устарел. Просто хочется чего-то другого, более нового! Стоимость владения становится равноценна продукции Apple, но в чем подвох? Об этом позже.

Samsung: поступает очень хитро, очень быстро, предвидит то, что нет у конкурента сейчас, но будет пользоваться огромным спросом завтра. Такой подход требует вложения большого количества денег в рекламу, но в результате эффективен, что не может повторить любая другая компания, потому что это технически сложно и финансово недоступно.

Компания Samsung выпускает Galaxy Note по цене iPhone, но с таким экраном, которого у Apple нет, и какое-то время не будет у всех конкурентов. Смартфон активно рекламируется. Пресса говорит обратное, что Galaxy Note — это «аппарат не для того, чтобы держать его в руках и потребитель будет выглядеть глупо»!

На месте Samsung любая другая компания могла бы сдаться и больше не сопротивляться. Но Galaxy Note рекламируется, причем это надо воспринимать не так, как видно и очевидно на поверхности. Samsung обучает рынок пользоваться тем, что не привычно. Это очень большая заслуга компании перед рынком и потребителями. Пусть она делает компромиссные товары в сравнении с Apple, сейчас не это главное. Samsung умеет обучать новому образу жизни. Apple напротив — удивляет, чтобы люди успели привыкнуть.

В тот момент, когда рынок понял очевидность решений Apple и Samsung, другие конкуренты начинают играть по навязанным правилам: ниша на рынке как у Samsung, но в этот момент цены на Galaxy Note уже пошли вниз, а конкуренты все борются с ценами и «компромиссами» Apple. В результате Samsung всегда побеждает, например, Sony. Сейчас не важно, что модель Sony Xperia Z «чудом справилась» с компромиссами и оценена как iPhone, важно, что Galaxy Note уже работоспособный бренд-товар с более низкой ценой.

Если потребителю нужно раз в жизни что-то снять под водой сидя в ванне и показать это другим, используя современные технологии связи, то надо выбирать «смартфоны Sony Xperia на базе ОС Android для развлечений и бизнеса».

В чем подвох? У каждой успешной компании есть собственные замечательные качества. Мне они нравятся, и даже обожаю их! Они конечно есть у Sony, но начнётся путаница, если в статье будут обсуждаться все производители сразу. Это как хор спорщиков, которые говорят одновременно. Статья лишь подразумевает наличие конкуренции, так как рынок имеет свободную площадку для выражения любых возможностей, известны механизмы и высоко оцениваются возможности и способы. В бизнесе самое главное место отводится стратегиям, а не заклинанию терминами. Они не будут работать сами по себе, только за счет того, что их кто-то произнес. Считайте, что они уже «затерлись и не работают».

Стратегия — это вид творчества, когда заклинание не пустое слово. Иногда для успеха, как в карточном покере, надо навязать мысль о вероятных карточных комбинациях.

Что делает Apple. Бытует мнение, что компания не может делать дешевых решений. С её точки зрения, все как раз наоборот — она не создает компромиссных решений, а цена не такая и завышенная. Надо просто всмотреться глубже.

И через какое-то время, Apple понимает, что «кому надо» уже давно все рассмотрел и вгляделся. Не видят те, кто не собирается никуда смотреть, им важнее иметь возможность сравнивать.

Рынок дешевеет. Если товар обновляется раз в год, то на самом деле уже неважно — сколько он стоит, потому что это всегда дорого! Apple ухватила эту мысль. Начала и, вероятно, в этом году выпустит бюджетные варианты iPhone.

Что это означает? Ответы на поверхности — низкая цена, простые конструкции, востребованные размеры и соответствующие материалы.

А что скрыто? Apple создает товар, который от нее не ждут — она воспроизводит товар конкурентов по их правилам, но на своих условиях. То есть, мы знаем, что бюджетный товар будет стоить дешевле привычных моделей под брендом Apple. Можем предполагать насколько дешевле. Можем даже приветствовать и осуждать! Не важно! Это работает. Хотели сравнивать. Теперь есть с чем. Этот трюк Apple делала уже несколько раз в своей истории. Как на этом попадаются конкуренты каждый раз — заслуживает отдельного осмысления.

Было время, когда ноутбуки всех компаний дружно тянулись вверх, становились лучше, но все время дорожали. Apple выпускает в 1999 году ноутбук (как бы) для образования — iBook G3 (Clamshell). То есть, такая же пишущая машинка как у всех, но по крайне низкой цене $1599 (на ⅓ дешевле привычек рынка), с очень привлекательным дизайном и цветным корпусом, чего в мире высокотехнологичной техники не ожидал никто!

Вот он подвох — все ждут, что Apple выпустит дешевое устройство, а цветным корпусом уже никого не удивить! Что же изменится? Стратегия! Компания выпустит товар, который аналогичен конкурентам, но со свойствами, которых у них нет.

А чего нет у конкурентов? Им хочется занять американский рынок, его все хотят занять, а Apple начала активно внедряться в глобальный рынок. Изменится стратегия внедрения продукции Apple на локальные рынки других стран. То есть там, где конкуренты могли быть «щедрыми», таковым первым станет Apple.

А как же мы? Как обычно. Мы спорим кто лучше — Apple, Samsung, Sony, Microsoft, но мы не являемся хотя бы одной из этих компаний.

Можно ли сейчас снизить стоимость устройств, чтобы сравнять цену с амазоновской Kindle? Можно. Жадность? Нет. Она здесь ни при чем. У нас нет производителя, который мог бы сосредоточить в себе нужные свойства — стратегия, деньги, ресурсы, а главное люди.

Наше развитие начнется после оценки себя. Мы жадные. Почему? Надо опять рассказывать о налогах, условиях труда, жизни и прочего? Поступлю как читатель, обвинительно — мы жадные и точка.

Доброе утро! Сделать недорогое востребованное устройство не сложно. Известны технические параметры «что делать» и «как». Где-то между этими волшебными словами, что-то не работает, не создает магию. Затерлись слова — образование, труд, востребованность, инициатива и многое другое.

«Слава труду»! Были такие рекламные растяжки коммунистической партии в советское время.

Волшебство в том, что между словами «слава» и «труд» находится пробел и они ничем кроме пустоты не связаны между собой. Именно «пробел» наше главное волшебство! Его не произнести и не затереть. Ой!

Воспринимайте сказанное иронично. Это сложно, болезненно, но необходимо, чтобы осознать важность «стратегии» в бизнесе. Вся наша жизнь пример чужой стратегии, за которую расплачиваться всем нам.

«Сладко в пруду»!

Похожие публикации: Итоги года. Часть 3.Инструкция для новичковОбзор PocketBook Touch 2: вторая и улучшенная европейская модель TouchОбзор Senkatel SmartBook T6001: планшет необычного размераAndroid

©  ebook