Колумнист TJournal о том, как посредственный экшен Watch Dogs оказался одной из самых актуальных игр последних лет

Провидцы из Ubisoft who-watches-the-whatchmen-5388ba9b78232.Герои Watch Dogs — стандартный набор стереотипов из фильмов про хакеров. Протагонист, впрочем, внешне напоминает осовремененную версию грабителя дилижансов: только вместо ковбойской шляпы у него бейсболка.

Ubisoft утверждает, что Watch Dogs находилась в разработке около пяти лет, а, значит, первые разговоры о проекте зашли в 2009 году. Тогда аудитория кинотеатров ещё привыкала к 3D-очкам (на экраны вышел «Аватар» Джеймса Кэмерона), мир был напуган угрозой свиного гриппа, а Apple только-только представила iPhone 3GS и была далеко не такой компанией, которую мы знаем сегодня.

Тем удивительнее тот факт, что добравшись до прилавков спустя столь долгий срок, махина уровня Watch Dogs оказалась точным и злободневным высказыванием. Пока целая армада студий Ubisoft в традиционном для себя хаосе занимались разработкой экшена о том, как опасен мир, которым правят компьютеры, мы пережили Wikileaks, откровения Сноудена и десятки масштабных хакерских взломов, поставивших на колени крупные IT-корпорации. 

Как падали ожидания Впервые Watch Dogs показали в 2012 году на выставке E3. Тогда она оказалась огромным сюрпризом для игроков и СМИ: до самого анонса в сеть не утекло ни одного намёка, что в недрах Ubisoft создаётся настолько амбициозный проект. 

После десятиминутной демонстрации, в которой главный герой попал в перестрелку и скрылся от преследования, эффектно взломав разводной мост, игра стала одним из самых ожидаемых релизов ближайшего будущего.

[embedded content] Однако уже тогда появились скептики, предположившие, что Ubisoft делает очередной Assassin’s Creed в новой оболочке, и от Watch Dogs не стоит ждать ничего хорошего. Французский издатель известен тем, что его студии активно перенимают друг у друга приёмы (поэтому Assassin’s Creed 4 до неприличия похожа на Far Cry 3), и в этот раз ситуация не изменилась: скептики оказались правы.

Пока Watch Dogs на глазах теряла свою графическую привлекательность с каждым новым трейлером, становилось понятно, что это лишь очередная игра про открытие вышек и сотни других мини-игр, отвлекающих пользователя от короткой сюжетной кампании.

who-watches-the-whatchmen-5388ca1edd699.Вышки благодаря Ubisoft стали символом главной болезни всех игр с открытым миром — однообразных заданий, которые нужно выполнить десятки раз.

Всё это время игра находилась в тени GTA V, из-за которой Ubisoft совершила, пожалуй, свой самый грандиозный PR-просчёт. Компания выпустила рекламу на которой сообщила игрокам, что «два месяца в Лос-Сантосе» (место действия GTA V) им будет достаточно. 

Тем самым Ubisoft не только признала существование грозного конкурента, но и несколько унизила свой проект перед его лицом. В итоге игрокам не хватило этих самых двух месяцев: Watch Dogs, испугавшись низких продаж, перенесли на май, объявив, что разработчикам нужно дополнительное время для полировки.

who-watches-the-whatchmen-5388c8045f2fa.

Тяп-ляп Но дополнительное время для полировки не помогло. Как только пиратская версия Watch Dogs попала на торренты, по сети начали расползаться скриншоты с различными глупостями и недоделками из игры. Многие задались вопросом, чем же занималась Ubisoft эти пять лет, если в их проекте нет нормальных отражений в зеркалах и окнах, а фары автомобилей не оставляют за собой теней. Ведь это всё было реализовано уже в GTA IV 2008 года выпуска.

who-watches-the-whatchmen-5388cbfe4f3f8.

Настоящий фурор в сети вызвали откровения одного из разработчиков Watch Dogs, который анонимно рассказал, насколько сильно халтурила при её создании канадская студия Ubisoft Montreal. Ему дали задание создать внутреннее убранство бара для байкеров, к которому впоследствии снаружи приделали летнюю веранду с разноцветными зонтиками и вывеской «Светящееся солнышко».

Разработчик рассказал, что обратил внимание Ubisoft Montreal и на то, что в игре поезда чикагского метро разворачиваются под углом девяносто градусов, но ему ответили, что уже слишком поздно, и проблему возможно решат патчем или не решат вовсе. После этого Watch Dogs отложили на полгода, слишком крутые повороты убрали, но так и не замели все следы: игроки до сих пор могут наблюдать в игре перпендикулярно расположенные рельсы.

who-watches-the-whatchmen-5388ce04531c9.

Когда в сети появилось видео, на котором главный герой непринуждённо останавливает поезд мотоциклом, стало понятно, что для достижения уровня GTA V в области реализации живого мира Watch Dogs понадобится как минимум ещё пять лет разработки. В игре Rockstar можно прострелить бензобак, а потом поджечь лужу топлива искрой из выхлопной трубы во время резкого старта с места: что уж говорить о таких мелочах.

[embedded content] Между тем PC-версия Watch Dogs стала причиной сразу для двух громких скандалов. Во-первых из-за неё поссорились производители видеокарт AMD и Nvidia. Первые обвинили вторых в сговоре с Ubisoft, в результате которого игра лучше работает платах конкурента.

Во-вторых, сервис Uplay, в котором активируется каждая цифровая копия на PC, не выдержал наплыва пользователей и отказался нормально работать как в день релиза, так в несколько последующих. Свои потоки ярости PC-братия уже традиционно излила на сайт Metacritic и в отзывы сервиса Steam.

who-watches-the-whatchmen-5388d6e93a514.

Однако ядовитые посты в сети и недоработки игры не помешали успешному запуску — уж больно навязчивой оказалась рекламная кампания. 28 мая Ubisoft сообщила, что Watch Dogs за первые сутки показала рекордные для издателя продажи.

Я — это мой смартфон За всеми этими скандалами, связанными с графикой и негативной аурой Ubisoft, многое игроки начали замечать, что новый проект компании далеко не безнадёжен. Просто нужно отделаться от мысли, что Watch Dogs — это технически слабый клон GTA и обратить внимание на то, насколько актуальной оказывается игра в изображении поглощённого технологиями мира.

Пока герои GTA V продолжают слушать музыку по радио, Эйден Пирс из Watch Dogs применяет для этих целей свой собственный смартфон, самостоятельно составляет плейлисты, а также пользуется местным аналогом Shazam.

who-watches-the-whatchmen-5388dbf46482e.who-watches-the-whatchmen-5388dc072943a. В игре Ubisoft есть и свой Forsquare. На специально обозначенных точках на карте можно чекиниться и получать за это бонусы. Как и положено, самый активный пользователь на точке становится «мэром».

who-watches-the-whatchmen-5388dcd48aa68.

Не менее оригинально разработчики подошли и вопросу мини-игр. Все они являются лишь приложениями на смартфоне главного героя.

who-watches-the-whatchmen-5388dd3c80c5f.who-watches-the-whatchmen-5388dd7851ecd. С помощью своего всесильного устройства Пирс умеет взламывать рекламные щиты и заполнять их различными мемами.

who-watches-the-whatchmen-5388dee0cda0c.

Второе дно В незамысловатом веселье всесильного хакера в Watch Dogs есть и достаточно чёткий социальный подтекст. Предоставляя электронике и правительству всё больший уровень контроля над нашей жизнью, мы неизбежно даём его неизвестным третьим лицам, чьи мотивы нам неизвестны.

Watch Dogs достаточно ясно даёт понять, что в ближайшем будущем приватности не останется. Эйден Пирс при взгляде на любого человека автоматически получает его досье, может взломать телефон и почитать СМС-ки, подключиться к камере и подсмотреть за ничего не подозревающими людьми.

who-watches-the-whatchmen-5388e2c5791ed.

Таким образом Ubisoft удаётся одновременно развлечь игрока (сообщения чаще всего уморительны) и заставить его задуматься. Например, он может сморщиться, застав сцену отправки молодого человека во «френдзону», вероломно взломав камеру в квартире, где пара решила уединиться для важного разговра.

who-watches-the-whatchmen-5388e2150fbf9.

Личные карточки, присвоенные к каждому человеку в мире Watch Dogs, во многом меняют отношение к стандартным для жанра перестрелкам. Пользователю дают понять, что он только что убил не просто компьютерного болванчика, а, допустим, отца троих детей или фаната скачек. Надо ли говорить, насколько странно и комично узнать, что снайпер, который охотится за тобой, страдает болезнью Паркинсона?

who-watches-the-whatchmen-5388e2e8bde28.

Эйден Пирс, как современный подросток, бродит по городу, уткнувшись в свой смартфон и даже не удосуживается поднять голову, чтобы поговорить с сестрой. Он моментально ставит ярлыки на окружающих, руководствуясь поверхностной информацией, подобно пользователям современных соцсетей. В конце концов, оправдываясь некой высшей целью, он плюёт на окружающих и берёт ту информацию, которую может взять.

В этом отношении Watch Dogs удачно пересекается с проектом Republique для iOS. Игра, рассказывающая о тоталитарном государстве, в котором даже чтение неверной книги считается отравлением ума и карается по закону, по словам её создателя Райана Пэйтона, лучше всего продалась именно в России. 

Не исключено, что жителям страны такие темы стали близки на фоне непрекращающегося потоков законов о регулировании сети. Watch Dogs, в свою очередь, рассказывает о том же, но с другого ракурса, и несомненно достучится до куда большей аудитории.

Когда осядет пыль Через несколько недель интернет перестанет гудеть о том, что Watch Dogs не оправдала завышенных ожиданий и закончит сравнивать её с GTA. Он наконец-то обратит внимание на то, что Ubisoft пусть и сделала довольно стандартный проект, не вносящий ничего нового в жанр, но построила его вокруг крайне важной и актуальной идеи.

who-watches-the-whatchmen-5388ebcdc186f.

Как игра, Watch Dogs не настолько плоха, чтобы бежать от неё как от огня, поэтому стоит наплевать на неправильные отражения в зеркалах и поиграть в неё несколько часов: почувствовать неприятный холодок после того, как узнаешь, что у человека, которого ты обокрал, рак в последней стадии, наткнуться на чью-то смешную переписку о кокаине или подслушать неловкий разговор двух незнакомцев.

И в конечном итоге осознать, что реальность, показанная в игре, уже давно наступила, а приватность вот-вот станет  такой же шуткой, как приложение Secret.

Никаких собак в игре так и не нашёл, Вадим Елистратов, TJournal

©  TJournal