«Когда вы открываете компанию, то идёте против всех» — Управляющий партнёр Sequoia Capital о том, как сохранить звание самого успешного венчурного фонда Кремниевой долины

В рамках проекта Macro президент стартап-инкубатора Y Combinator Сэм Альтман поговорил с управляющим партнёром компании Sequoia Capital Майклом Моритцем о том, как сохранять звание самого успешного венчурного фонда Кремниевой долины десятилетиями.

Беседа была личной, но Альтман был настолько впечатлён мыслями Моритца, что попросил его разрешить опубликовать запись и расшифровку их разговора. Редакция vc.ru публикует перевод речи Моритца.

Большинство из вас при виде старого пердуна, вроде меня, скажет себе, в вежливом варианте «Это сидят деньги», или ещё чего похуже.

О чём вы не будете думать — я не говорю это в обвинительной манере, у вас и не должно быть причин думать об этом — так это о том, что у нас есть собственный бизнес, который надо построить, запустить, развивать, поддерживать и улучшать. И если вы не будете делать всё это, то вы можете даже не надеяться на привлечение инвестиций.

Sequoia основана парнем по имени Дон Валентайн в начале 1970-х годов. Если вы вернётесь в прошлое и взглянете на Кремниевую долину, то спросите себя: «Какие компании из процветающих в 70-е успешны до сих пор, 40 лет спустя?» Неважно, как назывались эти компании: Digital Equipment, Data General, Silicon Graphics, Compaq Computer, Lotus Development, Software Publishing, VisiCorp, Cray Computer или другие некогда великие фирмы, сошедшие с дистанции; или вы занимаетесь бизнесом и хорошо знаете список венчурных фирм, которые сияли на фоне остальных в 70-х, 80-х, 90-х или первом десятилетии 2000-х, но сейчас либо вышли из бизнеса, либо сбились со своего пути и сейчас представляют собой лишь тень того, чем они были раньше.

Вот на чём мы в Sequoia всегда были сосредоточены: как поддерживать стабильный уровень непревзойдённого качества? Большинство компаний способны это делать в течение года, пяти или, может, десяти лет. Немногие способны делать это на протяжении нескольких десятилетий. И я не говорю, что мы являемся примером, но мы работали действительно очень усердно, пытаясь всё сделать на невероятно высоком уровне.

Вчера не имеет значения

Как мы это сделали? Всё это звучит очень, очень обыденно. Вы можете прочитать книгу о принципах высокой эффективности или большое руководство, там всё звучит очень просто и элементарно. Трудно это делать каждый день, каждую неделю, месяц, квартал, год и постоянно держать удар.

Этой особенностью обладал [сооснователь Apple] Стив Джобс, этой особенностью обладают [сооснователь Google] Ларри Пейдж, [сооснователь Amazon.com] Джефф Безос и [основатель Netflix] Рид Хастингс. Это лидеры, которые на это способны. Как же они это делают?

Они хотят убедиться, что их продукт всегда отвечает современности; они никогда не останавливаются на достигнутом; в них всегда есть чувство неуверенности, чувство, что они всегда могут быть съедены конкурентом, и что прошлые успехи не значат ничего.

Одна из причин, по которой в офисе Sequoia нет безделушек, посвящённых юбилею компании или ещё чему-то, заключается в том, что это было вчера и не имеет отношения к будущему.

Поддерживайте новизну команды

Ещё одна вещь, на которой вы должны сосредоточиться, это команда. И способность быть лучшей командой в любое время, вне зависимости от того, сколько эти люди с вами. Но не быть несправедливым или безжалостным и строгим, а объективно оценивать производительность каждого отдельного человека. Неважно, насколько хорошо они работали в прошлом или с нами, сколько успешных инвестиций они сделали, если их сердце больше не лежит к этому, если в них больше нет горячего желания конкурировать, то пришло время двигаться дальше. Вы не можете удерживать этих людей.

Это также значит, что не нужно увольнять людей с 30-летним опытом работы в отрасли. Мы наняли несколько человек, которые имели внушительный опыт в отрасли, но они не расслабились и осознавали, что бизнес — это тяжелый труд.

Меняйтесь вместе с рынком

Внимательно следите за возможностями, которые даёт рынок. Когда мы начинали, мы работали только здесь, в Менло-Парке [Калифорния], но мир технологий изменился. Мир компаний, который существует сегодня, существенно отличается от того, что был 30 или 40 лет назад, изменения происходят в первую очередь в Китае, а затем уже в других странах. [Китай] Это лицо глобальных изменений. Поэтому около 12–13 лет назад мы начали бизнес в Китае, потому что мы почувствовали, что со временем китайский рынок станет одним из самых главных, и компании Кремниевой долины, в которые мы инвестируем, поймут это.

Когда мы начинали, то все делали ставки против нас. Все говорили нам, что мы потерпим неудачу, все говорили, что мы выпрыгиваем из штанов, что мы станем следующими американцами, которые будут разбиты в Китае. А ведь благодаря людям из китайской команды Sequoia, которые проделали огромное количество тяжелой работы, у нас теперь есть процветающий бизнес в Китае — и я не хвастаюсь этим, потому что это заслуга людей на местах, а не моя или тех, кто сидит здесь — у нас есть звание венчурного фонда «номер один» в Китае. А этого очень, очень сложно достичь.

Я не хочу, чтобы эти слова были восприняты, как самолюбование, поэтому добавлю, что мы сделали множество ошибок, было принято много неверных решений, и если бы нам пришлось принимать их снова, то мы приняли бы другие решения. Но мы всегда чувствовали, что, возможно, находимся в одном шаге от банкротства

6dee3fe888dfea.jpg

Когда вы открываете компанию или принимаете участие в её создании, или помогаете этой компании, вы всегда идёте против всех. Весь мир ставит против вас. Все крупные компании думают, что они смогут сокрушить небольшую компанию, потому что у них гораздо больше ресурсов.

Взять [американский сервис по доставке еды из магазинов] Instacart. Почему мне нравится, что Sequoia инвестирует в Instacart? Ну, все думают, что у нас миссия дурака. Они говорят: «Разве вы не читали про Webvan в газетах?» Мы не должны читать о Webvan в газетах. Мы были инвесторами Webvan. «Разве Amazon не собирается вас убить?» «Разве это не очень низкоприбыльный бизнес?»

Пустая болтовня. Есть замечательная фраза, которую кто-то сказал много лет назад: «Болтуны болтают ради красного словца».

Что касается Instacart, то нам интересно сотрудничать с умной командой, которую [основатель проекта] Апрурва Мехта [Apoorva Mehta] собрал, чтобы доказать, что все болтуны ошибаются, что мы и собираемся сделать. То же самое можно сказать про Airbnb, Stripe, Dropbox и другие компании из Y Combinator, с которыми мы были связаны.

Это невероятно весело — показывать средний палец всем этим жирным корпоратам, которые ставили против тебя. Вот почему мне нравится делать то, что я делаю.

©  vc.ru