Китайцы не знают, что такое YouTube и банковские карты. Я попытался понять, чем они вообще пользуются

После 5 дней в разных городах Китая так и не смог привыкнуть к тому, что мой айфон практически бесполезен.

Знакомые приложения и мессерджеры, заходить в которые десятки раз в день привык уже на протяжении многих лет, отказываются работать. Почта Gmail не приходит, да даже поиск по сайту iPhones.ru не работает, потому что сделан на движке Google, а гугл наглухо забанен на территории этой страны.

Тем не менее, в руках у каждого местного жителя есть смартфон, причём у многих айфоны. Китайцы с увлечением смотрят ролики, общаются в мессенджерах и вообще не обламываются от того, что »великий китайский файерволл» исправно работает и не даёт белым лаовайям смущать умы населения своим контентом.

Так что путём опроса и подглядываний за местными собрал список приложений и сервисов, которые в Китае имеют огромную популярность и давно заменили жителям не только ютуб, телегу и гугл, но и банковские приложения.

Великий китайский файерволл, что это вообще такое

Многие слышали эти слова, но мало кто знает что официально эта штука называется The Golden Shield Project и представляет собой систему фильтрации содержимого интернета в КНР.

Разработка этого проекта началась в 1998 году, с 2003 года начал свою работу, а в 2011 году «Золотой щит» уже был официально развёрнут по всему Китаю. С тех пор каждый домен должен быть зарегистрирован в Китайском информационном интернет-центре, чтобы власти имели доступ к данным создателей сайтов.

Также система китайского интернета включает подтверждение личности по паспорту, фильтрацию контента и систему распознавания лиц, что позволяет отслеживать практически любые виртуальные правонарушения.

Это интересно: «Золотой щит» является одним из 12 ключевых проектов КНР в сфере e-government, именуемых «золотыми». В числе других «золотых» такие проекты, как »Золотая таможня» для иностранных торгов,»Золотые финансы» для управления финансами,»Золотое сельское хозяйство» для сельскохозяйственной информации,»Золотая вода» для информации о водных ресурсах, и »Золотое качество» для контроля качества.

Работает эта система отлично, ощутил на личном опыте. 70% необходимых для работы и коммуникации приложений на моём айфоне превратились в «тыкву», не успел я ещё выйти из самолёта в Гонконге.

Какие ресурсы заблокированы в Китае

Список запрещённых ресурсов постоянно пополняется, так что перечислять их все не получится. Отмечу самые популярные, которыми вы не сможете пользоваться в стране:

● YouTube
● Twitter
● Tinder
● Facebook*
● Instagram*

С мессенджерами тоже всё плохо, не получится пообщаться в Telegram, WhatsApp и в Viber. Также не послушаешь музыку в Spotify, не залезешь в Википедию, не посмотришь ролики в TikTok, несмотря на китайское происхождение этого сервиса коротких видео. Поисковая система Yahoo заблокирована, в документы и таблицы Google зайти невозможно.

В добавление к этому отмечу, что Google Play также заблокирован на территории Китая. Вместо него существует десяток локальным магазинов приложений, наиболее популярные среди которых GFan, China Mobile Markete и 91 HiAPK.

Что касается App Store, он работает. Но правительство страны строго следит за размещаемыми приложениями, так что ни одного привычного нам в нём найти невозможно. Вот уж действительно, великий китайский файерволл.

*принадлежат Meta, признанной экстремистской в России и запрещенной

Какими приложениями и сервисами пользуются китайцы

И всё-таки китайцы активно пользуются современными смартфонами, общаются, знакомятся, обсуждают новости, покупают товары и ищут информацию с помощью поисковиков.

Для всего этого у них есть собственные аналоги популярных сервисов, Как например:

1. WeСhat для общения и новостей

Это крупнейшая экосистема, совмещающая в себе мессенджер, сервис микроблогов, библиотеку мини-приложений, новостную ленту и электронный кошелёк. Вичат установлен на каждом китайском смартфоне, потому что с его помощью можно не только чатиться, но и покупать товары в любых магазинах или оплачивать такси.

В приложении можно привязать к своему аккаунту банковскую карту и далее в магазине просто показывать сгенерированный QR-код, который продавец отсканирует на кассе. После этого с привязанной карты спишутся деньги за вашу покупку. В целом, удобно.


Так выглядит этап подверждения ващего аккаунта другим пользователем WeChat.

Если вы захотите изучить это приложение самостоятельно — у вас ничего не получится. Да, его можно скачать в русском App Store и даже зарегистрироваться. Но после регистрации WeСhat попросит подтвердить вашу личность с помощью любого другого пользователя этого приложения, который зарегистрирован в нем на протяжении минимум 6 месяцев и также имеет подтверждённый аккаунт.

Если у вас нет знакомого китайца — на этом этапе WeChat можно удалять.

2. Weibo вместо Твиттера и Инстаграма*

Я бы добавил, что это приложение заменяет ещё и Reddit. Этакий аналог Живого Журнала в его годы популярности, только с возможностью размещать не длинные простыни текста, но и короткие посты с фотографиями.

Пользователи могут подписываться друг на друга, комментировать и ставить лайки. Есть возможность общаться в личных сообщениях.

3. Youku вместо ютуба

Самый популярный местный видеохостинг, на котором можно найти не только любительские видео, но и официальные выпуски сериалов и даже художественные фильмы.

Также Youku входит в топ самых популярных площадок для стриминга видео по количеству посещений. Интерфейс Youku похож на YouTube, потому что создавался изначально именно для замены детища Google.

В приложении есть главная лента с рекомендациями, поиск, возможность лайкать и комментировать ролики, правда всё на китайском. Нам такое не подходит, пользоваться без знания языка невозможно.

4. Douyin вместо ТикТока

Это приложение сделано компанией ByteDance, которой принадлежит TikTok, и по сути является его китайским аналогом.

Интерфейсы этих приложений практически одинаковые, смысл тоже. Но разница в аудитории: если ТикТок пользуется популярностью у западной молодёжи, то в Douyin сидят люди постарше, от 20 до 35 лет.

Соответственно контент тоже чуть более взрослый. Мне в основном попадались разные рецепты, советы и лайфхаки, а развлекательных и хайповых роликов с танцами и челленджами практически не увидел.

5. Baidu вместо гугла

Это китайская собственная поисковая система, в которой поисковые запросы и результаты выдачи подвергаются пристальной цензуре. Да, при желании можно найти информацию и с зарубежных источников, но ресурсы с китайскими доменами всегда будут приоритетнее и выше, чем западные.

Тем не менее, именно через Baidu в Китае совершаются 74% всех поисковых запросов. Учитывая что количество активных пользователей интернета там составляет 1,079 млрд человек (по состоянию на июнь 2023 года), Baidu абсолютный лидер среди других местных поисковиков.

6. QQ вместо WhatsApp и Viber

Мессенджер QQ, был выпущен компанией Tencent в 1999 году в качестве аналога популярной тогда во всём остальном мире «Аське». Сейчас этот сервис обмена мгновенных сообщений имеет аудиторию около 844 млн человек и является вторым поп популярности после WeChat.

Кроме обычной функции чата и обмена сообщениями, в QQ можно делиться новостями с друзьями, создавать тематические группы, играть в игры, смотреть видео, только вот платёжной системы там нет.

Скучают ли китайцы по ютубу

Я задал подобный вопрос нескольким местным жителям в Шэнчжэне, в возрасте от 25 до 40 лет. Некоторые из них ответили, что не знают что такое YouTube, другие принялись показывать насколько хорош Youku. По всему выходит, что по сервисам и приложениям с запада не скучает никто.

Оно и понятно — все аналоги, перечисленные выше, создавались с оглядкой на менталитет и внутреннюю культуру жителей КНР. С одной стороны, обилие действительно жёсткой цензуры весьма непривычно западному обывателю, вроде меня, но с другой стороны в китайском интернете вообще нет плохих, запрещённых или возмутительных материалов.

Так что китайский файерволл действительно стоит на страже моральных ценностей. Что вполне устраивает всех, включая и самих местных пользователей интернета.

©  iphones.ru