Kia Brisa: как диктатор запретил первую модель Kia
Справедливости ради стоит сказать, что первым транспортным средством, выпущенным компанией Kia, был вовсе не автомобиль. В 1957 году компания выпустила первый велосипед с мотором (назовём его мотороллером), в 1961-м — первый мотоцикл Kia C-100, а в 1962-м — грузовой трицикл Kia K360 по лицензии Mazda (аналогичный Mazda K360 вышел в 1959-м).
В 1971 началась следующая глава — Kia выпустила первый грузовой автомобиль, Kia Titan (опять же по лицензии Mazda без каких-либо изменений в конструкции). Titan дал начало целому семейству — Kia Boxer, Kia Trade с различными вариантами двигателей, и стал очень успешной машиной. Лишь с несколькими фейслифтингами он производился до 1997 года!
Наконец, в 1973 году Kia подошла к производству легковых автомобилей — и появилась Brisa. По сложившейся традиции лицензию для этого приобрели у Mazda, то есть первый Kia должен был стать точной копией Mazda 1000, известной в Европе как Mazda Familia. Машина выпускалась в трёх версиях — пикап, четырёхдверный седан и универсал. Причём в 1973-м появился именно пикап — седан, то есть первая полностью пассажирская версия, появилась годом позже, в 1974-м.
Двигатели покупались у Mazda — сначала 62-сильный агрегат объёмом 1.0, в 1975-м — более мощный 72-сильный мотор. Причём форсирование было проведено из-за конкурентов: в то году Hyundai представил свою первую модель, Hyundai Pony. В отличие от Kia Brisa, это была не лицензионная, а оригинальная разработка, первый корейских автомобиль, блеснувший на автосалонах, и более современный, чем копия «Мазды». Pony в считанные недели стал на рынке номером один.
В 1975 году Mazda представила развитие линейки Familia — модель Mazda 818 или Mazda Grand Familia. Это было вовремя: новая модель вполне могла конкурировать с Pony, и Kia тут же купила лицензию, представив второе поколение, Kia Brisa II c 1.3-литровым двигателем; в 1978-м появился универсал Kia Brisa K303.
Модель не блистала, но была вполне успешной, продавалась и даже немного экспортировалась в арабские страны, став первым корейским автомобилем, идущим на экспорт (вторым стал, естественно, Pony). Но в 1981 году грянул гром.
В 1980-м ко власти в Южной Корее на волне государственного переворота и политической нестабильности пришёл начальник разведывательного управления, как бы сказали у нас, «гэбист» Чон Ду Хван. Править он стал железной рукой — и впоследствии его объявили диктатором. В 1981 году Хван провёл мощную реформу экономики с национализацией ряд предприятий — и под горячую руку попала прибыльная и успешная компания Kia. Государственным указом ей было запрещено производить легковые автомобили для частных лиц. Kia должна была стать госзаводом коммерческого транспорта и только.
Поэтому вплоть до 1986-го основной продукцией завода были развозные фургоны серии Kiamaster K2200. Лишь 1986-м с ослаблением гаек на заводе снова взялись за разработку легковушек и годом позже запустили Kia Pride — лицензионную копию Ford Festiva. Старенькие Kia Brisa были забыты. В 1988 году Чон Ду Хван был вынужден уйти в отставку из-за массовых протестов, а рынок южнокорейских автомобилей окончательно либерализовался и начал расти с огромной скоростью.