Кейс из США: как интернет-магазин запчастей для спецтехники Globalpartszone за год достиг оборота в $1 млн
Руководитель интернет-проекта Globalpartszone.com Николай Захаров рассказал о том, как компания достигла оборота в $1 млн, имея в своем распоряжении офис, двух программистов, двух менеджеров и курьера, не имея собственного склада и работая на предоплаченных заказах.
Globalpartszone.com — небольшая компания из США, ставшая известной интернет-площадкой по продаже запчастей для спецтехники. Отличительной особенностью бизнеса этой компании является то, что продажи, закупки, доставка товаров и прочие процессы практически на 100% связаны с веб-инструментами и ИТ-решениями.
При помощи команды разработчиков, нескольких менеджеров и небольшого склада бизнес вырос до серьёзных оборотов примерно за год. Думаю, этот опыт может вдохновить начинающих предпринимателей и будет полезен существующим бизнесам для того, чтобы по-новому взглянуть на значимость вашего ИТ-направления.
Как всё начиналось
История началась с того, что семья из России уехала жить в США и решила открыть там свой бизнес. По стечению обстоятельств компания занялась продажей запчастей для спецтехники.
Рынок поставки запчастей имеет много специфических моментов. Один из них — разделение на оригинальные запчасти (OEM) и аналоги (Aftermarket). Брендов запчастей-аналогов достаточно мало, и конкуренция по их продаже невелика. Этот рынок в основном состоит из мелких посредников, у которых есть наработанная клиентская база (чаще всего личные знакомства). В связи с этим конкуренты имеют низкий уровень проникновения технологий. Эта особенность позволила проекту получить конкурентное преимущество за счет ИТ-инструментов.
Основные этапы бизнес-процесса:
- Генерация заказов на поставки запчастей.
- Поиск наиболее выгодных предложений поставщиков.
- Консолидация заказа на складе, упаковка.
- Печать лейблов доставки, передача в сервис доставки.
Из всех этих процессов только консолидация и упаковка не могут быть автоматизированы в рамках малого бизнеса, поэтому основной целью была автоматизация всех остальных процессов.
Управление проектом взял на себя я, Николай Захаров, бывший аналитик компаний «Билайн» и «Enter-Связной». Сейчас я занимаюсь проектной деятельностью и предпринимательством.
Идейным вдохновителем и стратегом по части продвижения выступил мой, друг Андрей Юров, руководитель компании Novopromo, специализирующейся на SEO- и интернет-маркетинге.
Основной стратегией площадки стала оцифровка товаров поставщиков, доступных в кратчайшие сроки, получение онлайн-предоплаты и оперативная обработка заказов таким образом, чтобы время отправки не превышало одного-двух дней.
В итоге площадка реализует продукцию со складов поставщиков, но позиционирует себя как продавца с собственными складами
Работая на рынке США, нельзя не отметить то, насколько обычным является для этого рынка онлайн-предоплата заказа. Любой денежный перевод клиента при этом защищен сервисом онлайн-платежей или его банком от недобросовестных продавцов. В случае возникновения проблем существует арбитражный сервис, который выслушивает доводы обеих сторон и принимает взвешенное решение. При этом значительных проблем с покупателями на этом рынке не возникает.
Бизнес площадки Globalpartszone.com строится на предоплаченных заказах товаров с чужих складов. Это позволяет значительно снизить риски и издержки по сравнению с собственными складскими ресурсами. Естественно, у такого подхода есть и свои недостатки, но на данный момент эта история выглядит вполне сложившимся бизнесом.
Разработка площадки Globalpartszone.com
Для генерации заявок было решено реализовать систему, в которой будут выложены все доступные для продажи запчасти, и по ним будет осуществляться поиск. При этом основной целью была максимальная индексация страниц поисковыми системами и продвижение по уникальным каталожным номерам, а также идентификаторам техники. Ремонтные мастерские и механики — основная целевая аудитория, и им эти номера и идентификаторы хорошо известны.
Для решения этой задачи предстояло выложить более миллиона уникальных товаров на сайт, организовать поиск и настроить быструю обработку любых запросов на сайте, что само по себе является очень непростой задачей.
Площадка Globalpartszone на данный момент:
- Содержит около 1,3 миллиона товаров, доступных к продаже.
- Имеет более 800 тысяч страниц, проиндексированных поисковой системой Google.
- Автоматически актуализирует данные о складских остатках поставщиков.
- Имеет две разновидности поиска.
- Производит автоматическую кластеризацию товаров по схожим признакам.
- Может дополнять данные о товарах из открытых источников.
- Определяет регион пользователя и рассчитывает стоимость доставки для 229 стран.
- Интегрирована с PayPal, а также генерирует различные шаблоны счетов на оплату.
- Имеет CRM-систему, инструменты автоматизации обработки заказов, ряд инструментов для активных продаж менеджеров.
Рассмотрим функциональность сервиса подробнее.
Синхронизация данных поставщиков
Одной из наиболее сложных задач стала синхронизация данных поставщиков о наличии товаров. Основная проблема заключается в том, что большинство поставщиков не предоставляют данные об остатках в структурированном виде или через API. У каждого поставщика есть собственная система, позволяющая по запросу получать данные об остатках, но эти системы не рассчитаны на внешние интеграции.
Для решения этой задачи под каждую систему была написана программа авторизации, которая позволяет симулировать работу пользователя в системе и получать данные по кодам товаров. После чего была запущена проверка остатков по всем доступным каталожным номерам производителей. При этом актуализация данных об остатках происходит автоматически в зависимости от количества товара на складе. Если остатки товара составляют 100 единиц, его следующая актуализация будет через несколько месяцев, а если 5 единиц — через несколько дней.
Эта разработка является одним из ключевых факторов, который позволил площадке стать ведущим игроком на рынке поставок запчастей
Поиск товаров на сайте
Особенность проекта — два варианта поиска: поиск по конкретному коду товара или по списку кодов для оптовых заказов.
В сценарии поиска по одному коду всё достаточно просто — процесс осуществляется следующим образом:
- В случае нахождения конкретной детали, поиск переадресует пользователя на страницу товара.
- В случае нахождения частичного совпадения по артикулу, выводит список результатов, соответствующих критериям.
- Если товар не найден, пользователю предлагается оставить заявку для менеджера.
Сценарий поиска по списку кодов — отличительная особенность проекта. Естественно, наиболее желанными клиентами для бизнеса являются оптовые покупатели. В данной тематике самым распространённым сценарием оформления оптовой сделки является запрос стоимости для списка кодов деталей с уточнением необходимого количества по каждой позиции.
Для такого сценария был реализован функциональный набор «Оптового запроса» (Batch quote). Пользователи имеют возможность скопировать два столбца из Excel (каталожный код детали, количество) и просто вставить их в окно поиска. После чего происходит проверка каждой позиции.
Найденные запчасти можно добавлять в корзину или сразу оформить заказ. Другими словами, у оптового покупателя есть возможность работать с двумя корзинами одновременно. Результаты поиска можно редактировать аналогично списку товаров в корзине или добавить дополнительную позицию в список.
Подобная реализация поиска актуальна для многих оптовых и b2b-сервисов, чьи покупатели знакомы с продуктами и выполняют поиск по артикулам или другим ключевым характеристикам
Расчёт стоимости международной доставки
Помимо рынка США, для площадки Globalpartszone стояла задача находить покупателей по всему миру. При этом трафик из прочих регионов составлял около 60%. Для продаж за рубеж необходимо было решить достаточно сложную задачу расчёта стоимости доставки в различные страны.
Для этого было принято решение интегрировать через API сервисы доставки FedEx, UPS, DHL. Однако в процессе работы выяснилось, что подобная интеграция достаточно проблематична и при этом скорость обработки запросов была низкой, что тормозило работу. Помимо этого, в целях SEO-продвижения необходимо было иметь заранее просчитанные данные о себестоимости доставки товаров в разные страны.
В итоге было решено создать базу, в которой сохранялись данные о стоимости доставки в разные страны в зависимости от веса. Для 229 стран была получена стоимость доставки посылок с весом от 1 до 100 фунтов. В случае отсутствия данных для страны или веса, система в режиме реального времени получает необходимые данные и пополняет базу.
Также была реализована система определения региона пользователя по IP-адресу, что позволило получать корректные данные о стоимости доставки в конкретный регион без дополнительных действий пользователя.
Оплата заказа
Для различных вариантов оплаты предусмотрена функция генерации шаблонов счетов с возможностью отправки по email или печати на принтере. В эти шаблоны подставляются данные из полей формы, которые пользователи заполняют в процессе оформления заказа.
Для онлайн оплаты был выбран сервис PayPal, как наиболее популярный и привычный для целевых клиентов. Для проекта принципиальным моментом является предоплата заказов, и сервис PayPal как нельзя оптимально подходит по всем критериям.
Проникновение PayPal в США и соседних странах крайне велико. При этом, если ваш бизнес только набирает клиентов, вы можете использовать PayPal, так как этому сервису пользователи действительно доверяют, что позволяет спокойно получать предоплату. Сервис имеет достаточно разумный арбитраж при возникновении спорных моментов.
Для передачи данных используется API сервиса, который даёт большую свободу в выборе способов взаимодействия с платёжной системой. После оформления заказа во внутренней системе учёта ему присваивается статус «Awaiting payment». Через специально сгенерированную форму система передаёт в PayPal данные о заказе.
После фактической оплаты PayPal отправляет на сайт IPN- (Instant Payment Notification) запрос, CRM-система подтверждает его получение и меняет статус заказа на «Оплачено». Также с помощью IPN-запросов от PayPal была реализована автоматическая смена статусов заказов при отмене платежа или возвращении денег клиенту, например, когда нужного товара не оказалось в наличии.
Продвижение площадки Globalpartszone.com
Так как проект изначально представлял из себя стартап с достаточно скромными возможностями, инвестиций в рекламу и прочих платных инструментов не планировалось. Основной акцент был сделан на разработку продукта, автоматизацию сервисных процессов и рост трафика за счёт поисковых систем.
На старте проект столкнулся с серьёзными проблемами индексации страниц. В первые несколько недель работы поисковой системой Google было проиндексировано около 600 тысяч страниц. Однако в течение месяца 80% страниц выпали из индекса поисковой системы.
— Андрей Юров, Novopromo
Следующие несколько месяцев команда проекта решала эту проблему всеми возможными способами:
- Сбор и агрегация дополнительных данных о товарах.
- Автоматическая генерация мета-данных для разных типов страниц по заданным сценариям.
- Уникализация изображений.
- Кластеризация товаров по схожим признакам.
- Ускорение вывода данных о товарах благодаря кэшированию запросов к базе данных.
- Перевод сайта на HTTPS.
Дополнение данных о товарах в режиме реального времени
В целях повышения качества и полноты описания товаров были реализованы функции сбора данных из открытых источников и дополнения описаний в режиме реального времени.
Так, например, данные о запчастях дополнялись различными спецификациями и PDF-документами:
Функциональность реализована при помощи парсинга данных из открытых источников и работает следующим образом: при наличии данных о конкретном товаре, которые можно получить при помощи однотипных запросов, запускается процесс парсинга по артикулам или прочим характеристикам. Разбор данных осуществлялся библиотекой PHP Simple HTML DOM Parser, которая дает возможность довольно легко получать нужные элементы.
Все полученные данные анализировались и группировались, после чего соответствующие карточки товаров дополнялись информацией в автоматическом режиме. Таким образом, были получены различные инструкции, спецификации и схемы деталей.
PDF-файлы с инструкциями изначально были представлены на сайте в виде внешних ссылок на сторонние ресурсы. Для предотвращения утечки статического веса страниц сайта использовалась технология скрытия ссылок от поисковых систем с помощью запрета индексации скриптов Ajax, которые генерировали ссылки на страницах. В дальнейшем данные файлы были перенесены на сервер проекта, и ссылки на эти файлы были преобразованы во внутренние.
Это позволило агрегировать максимальное количество полезной информации о каждом товаре в рамках проекта и повысить уникальность контента
— Андрей Юров, Novopromo
Автоматическая генерация мета-данных и заголовков страниц по сценариям
Уникальные мета-данные и заголовки страниц — один из важнейших факторов, влияющих на вероятность индексации поисковыми системами. В целях их максимальной уникализации были разработаны персональные сценарии генерации для различных типов страниц сайта: карточек товаров и листингов.
Для уникализации данных карточек товаров использовалась информация из описания: каталожный номер детали, название, номера замен, модели и типы техники, в которых используется деталь.
Для уникализации данных страниц со списками товаров (листингов) было принято решение использовать идентификаторы товаров, отображаемых на странице. Например, для каждой страницы из пагинации в заголовке использовалось несколько идентификаторов запчастей с текущей страницы. Помимо этого, использовалось по два случайных названия страны с минимальной ценой доставки в данный регион, в сочетании с тематическими фразами, которые также подбирались автоматически.
Данные, составленные таким образом, присваивались для каждой страницы и в дальнейшем не изменялись. Такой подход позволил сделать каждый заголовок уникальным и при этом релевантным контенту. В результате индексация страниц листингов выросла с 14 до 77%.
Уникализация изображений
В целях повышения уникальности контента также было принято решение автоматически дополнять изображения названием и каталожным номером детали. В результате в поисковой выдаче пользователи могут однозначно идентифицировать деталь не только по изображению, но и по её идентификатору, что повышает эффективность поисковой оптимизации:
Такой приём позволил конкурировать в поисковой выдаче даже шаблонным картинкам, которые использовались на карточках товаров без изображений
— Андрей Юров, Novopromo
Кластеризация товаров
Ещё одной значительной проблемой являлась структура сайта, а вернее её фактическое отсутствие. Для большинства товаров были доступны лишь ограниченные данные: цена, название и идентификатор. Это не позволяло выстроить структуру на сайте. В свою очередь отсутствие структуры не позволяло поисковым системам индексировать товары, так как ссылки на них присутствовали лишь на листингах в пагинации, то есть очень глубоко в иерархии страниц сайта.
Для решения этой проблемы была разработана структура, состоящая из основных узлов спецтехники (двигатель, электрика, ходовая часть и тому подобное). Для каждого узла были подобраны списки агрегатов, входящих в его состав.
Для агрегатов в свою очередь подобраны списки ключевых слов. В случае, если название запчасти содержит одно или несколько из этих ключевых слов, то для детали присваивается агрегат и узел спецтехники в виде тегов. Всего в структуре предусмотрено 12 узлов техники и 142 агрегата.
Такой приём позволил присвоить деталям дополнительные теги, по которым на сайте для каждого бренда выстроена иерархия страниц
Теги также можно найти в описании карточек товаров. Их использование улучшает индексирование товаров, а также повышает уникальность контента самих карточек.
Кеширование стандартных запросов к базе данных
Необходимость сделать вывод страниц каталога очень быстрым заставила пройти путь от оптимизации базы данных, создания индексов для наиболее востребованных столбцов и до кеширования данных запросов к базе данных в оперативной памяти с использованием Memcached. Основной сложностью было выдержать баланс, когда оптимизация даёт положительный эффект, а «переоптимизация» может уже пагубно сказаться на скорости сайта.
Высокая производительность онлайн каталога — важный фактор для индексации и ранжирования страниц в поисковых системах. Когда речь идет о миллионах товаров, это становится особенно актуальным.
— Андрей Юров, Novopromo
Результатом этой работы стало значительное ускорение отображения страниц сайта. До применения кэширования страницы могли грузиться несколько секунд. Теперь же отображение страниц происходит за десятые доли секунды. Особенно актуальной эта разработка стала для отображения списков товаров (листингов), так как изначально каждый список генерировался, исходя из результатов запросов к базе, состоящей из сотен тысяч товаров.
Перевод проекта на HTTPS без потери трафика
Сайты на HTTPS для поисковых систем представляются отдельными ресурсами. Поэтому было важно, во-первых, передать информацию о новом сайте в Google, во-вторых, настроить переадресацию старого сайта для сохранения текущих позиций в выдаче.
Перевод сайта на HTTPS производился в четыре этапа:
- Внедрение сертификата безопасности на сервер.
- Создание нового сайта в Google Webmasters.
- Настройка 301-х редиректов для старых HTTP-страниц сайта.
- Создание обновлённых файлов sitemap со страницами HTTPS.
Основными задачами перевода на HTTPS была оперативная переиндексация всего сайта с учётом обновлений, которые были внедрены на сайт, а также повышение позиций в выдаче
— Андрей Юров, Novopromo
В результате мы получили оперативное обновление всего сайта в индексе Google, при этом не заметили просадки трафика. Более того, показатели сайта начали заметно расти.
В течение следующих месяцев объём проиндексированных страниц сайта постоянно увеличивался.
Результаты продвижения ресурса
Результатом проделанной работы стало значительное улучшение индексации ресурса. На данный момент в индексе поисковой системы находится около 900 тысяч страниц площадки Globalpartszone.com.
Нужно сказать, что этот опыт наглядно продемонстрировал нам важность качественного контента и технической составляющей в работе сайта. Текущие результаты вселяют оптимизм, трафик на сайте постепенно растёт.
Дальнейшее развитие проекта планируется в этом же векторе — делать полезные сервисы для пользователей, расширять базу, работать над авторитетом ресурса
— Андрей Юров, Novopromo
Автоматизация внутренних процессов
В сфере продаж запчастей для спецтехники примерно 50% заказов приходятся на оптовые b2b-заявки. Эта специфика подразумевает обработку большого количества товаров. Для примера, в одной заявке может быть несколько десятков, а иногда и сотен позиций. При этом критично важна скорость реакции на заявку, так как все покупатели стремятся найти предложение о поставках как можно быстрее.
В связи с этой спецификой крайне важной задачей являлась автоматизация процессов как проверки актуальных остатков и текущих цен поставщиков, так и оперативное выставление счетов на оплату
В рамках решения этой задачи были реализованы следующие модули:
- Система анализа складских остатков и стоимости товаров у поставщиков.
- Выставление счетов через персональные ссылки на сайт.
- CRM-cистема с детальной информацией по сделкам, оповещениями пользователей и передачей данных о продажах менеджеров в Google Analytics.
Система анализа складских остатков и цен поставщиков
Система анализа складских остатков позволила в режиме реального времени проверять наличие товаров и цены поставщиков в едином интерфейсе. Таким образом, менеджер может перепроверить все позиции заказа за несколько минут и от имени компании брать обязательства о поставках запчастей.
Для этого менеджер, авторизованный в CRM-системе, копирует перечень запчастей в заказе и вставляет в окно поиска системы анализа по аналогии с «Оптовым запросом» на сайте. В ответ система выдаёт таблицу с указанием наличия кодов запчастей на складах поставщиков.
Этот модуль работает на тех же скриптах, что и модуль синхронизации складских остатков поставщиков, но дополнительная проверка важна для уверенности в наличии товаров на данный конкретный момент.
Выставление счетов через персональные ссылки
Ещё одной особенностью проекта стала возможность для менеджеров выставлять счета на оплату через персональные ссылки на сайт. Для этого менеджер должен составить корзину из необходимых товаров. Для авторизованных во внутренней системе менеджеров в корзине появляются дополнительные функции для создания персональных ссылок на заказ, в котором менеджер может указать произвольную цену доставки и указать имя клиента или название организации.
В нише проекта значимая доля заказов оформляется посредством прямых переговоров, так как многие клиенты хотят получить готовый счёт на оплату. Такая функциональность позволяет совершать продажи, находясь в непосредственном контакте с клиентом через телефон или email.
При этом пользователю, после того, как он перейдет на сайт по персональной ссылке, остаётся лишь заполнить несколько полей при оформлении заказа.
Каждая такая ссылка имеет UTM-метки, которые помечают сеанс пользователя. Таким образом, появилась возможность отслеживать количество переходов по ссылкам от разных менеджеров. В случае, если клиент оформляет заказ, то данные UTM-меток присваиваются к заказам во внутренней системе учета для определения финансовой эффективности работы менеджеров.
Разработка CRM-системы
В стремлении держать все активные заказы в поле зрения и не упустить ни одной важной детали была разработана собственная CRM-система.
Все сделки проекта достаточно скоротечные, и у них есть три основных состояния:
- Ожидает оплаты.
- Оплачено.
- Отправлено или отменено.
Каждое из этих состояний может подразделяться на более мелкие этапы: всего предусмотрено 15 вариантов (например: «Заказ был изменён», «Ожидает дополнительной оплаты», «Ожидается поставка на склад»). Основная задача при этом — чтобы менеджеры не упускали сделки из поля зрения и давали обратную связь клиентам о ходе обработки заказа. Для этого всем статусам и состояниям заказов были присвоены различные цвета.
В описании сделок можно найти все детали заказа:
- Персональные данные покупателя.
- Данные о покупателе из PayPal.
- Наименование заказа.
- Историю изменения статусов сделки.
Помимо этого, менеджеры могут вносить собственные заметки и присваивать «трекинг-номера» службы доставки для тех заказов, что уже отправлены через один из сервисов доставки. При этом каждая смена статуса заказа или присвоение трекинг-номера сопровождаются техническим email-сообщением пользователю.
Для анализа финансовой эффективности работы менеджеров в рамках CRM-системы реализована отправка запросов через Measurement Protocol (API Google Analytics). В результате в отчётах Google Analytics можно анализировать финансовую эффективность работы менеджеров, исходя из реально оплаченных заказов.
Используя эти наработки, стало возможно нанимать персонал для удалённой работы с привязкой зарплаты к итоговым результатам. Другими словами, эта система позволяет организовывать продажи через партнёрские механизмы.
Результаты проекта
Основным результатом проекта стал достаточно быстрый рост оборота, который позволил компании выйти на стабильную прибыль. Годовой оборот проекта на данный момент превышает $1 млн.
Однако основным выводом в этой истории лично для меня является возможность создания работоспособного бизнеса за год, за счёт хорошей команды и грамотных решений. Текущие показатели проекта в поисковых системах прогнозируемо растут, высокий уровень автоматизации позволяет качественно и в срок обрабатывать все входящие заявки.
На данный момент проект имеет стабильно высокие обороты и продолжает планомерное развитие. Основные объёмы складских ресурсов, доступные для продажи, подключены к онлайн-площадке Globalpartszone и размещены на Ebay. В ближайшие планы входит повышение качества сервиса и разработка новых продуктов для клиентов компании.
Направление запчастей в сегменте спецтехники имеет огромные перспективы развития в онлайн. В настоящее время команда проекта ведёт разработку международных онлайн-сервисов, которые будут нацелены на автоматизацию типовых процессов компаний-поставщиков.
На данный момент мы ищем инвесторов и партнёров для совместной работы, а также новые перспективные направления.
© vc.ru