Кейс: 904 тысяч переходов в сутки на тестах в Facebook
История о том, как почти с нулевым бюджетом удалось создать вирусный сайт и получить на нём миллион кликов AdSense.
Привет, меня зовут Вадим Курило. Долгий период наша скромная команда занимается трафиком в Facebook. В разные периоды времени мы делали социальные голосовалки под выборы, развивали миллионные паблики и привлекали посетителей с помощью приложений
В этой заметке я расскажу о том, как несколько лет назад мы с партнёром поймали очередной тренд в Facebook, создали под него сайт, заработали $90 тысяч и потом всё закрыли.
Идея
История берёт начало с лета 2015 года, когда в сети расплодились социальные тесты вроде «Кто из друзей в тебя тайно влюблён?» или «Кто твоя родная душа?». Конечно, сейчас юзеры привыкли к данному формату и не воспринимают его всерьёз, но на заре своего зарождения это было стильно, модно, молодёжно.
Я не буду сейчас оправдывать то, что все эти «анализы» — это чистый рандом. Когда темы иссякли и начались бредовые «Какой ты кот?», большинство юзеров осознало всю их глупость. Но в первые полгода тренда пользователи действительно считали, что в основе тестов лежит некая разработка гарвардских учёных.
Эта уверенность в правдивости подталкивала всех делиться результатами, и вирусность материалов просто зашкаливала. Заметив взрывной рост первых подобных проектов (nametests.com, vonvon.me), мы решили тоже запрыгнуть на поезд, сделав простенький MVP.
Выбрали тему «Кто ты из «Игры престолов», нарисовали десять картинок-результатов, написали скрипт, который подсовывал мужские ответы мальчикам (ты — Джон Сноу) и женские — девочкам (ты — Дейенерис). На всё затратили два дня времени и 10 июля закинули ссылку на наш одностраничный сайт в сообщество с 100 тысячами фанов.
Спустя четыре дня на тестовый сайт зашло 2000 человек, и лишь половина из них были с паблика, вторая часть пришла по репостам друзей. Другими словами, 1000 юзеров привели 1000 друзей. Результаты порадовали.
За следующие несколько дней мы уже нарисовали нормальный дизайн (до этого сайт был на голом бутстрапе), добавили парочку дополнительных тестов и сделали для посева десяток публикаций в новых пабликах (общее число фанов около 300 тысяч человек). Всего затраты составили около $300.
Посевы дали 8000 переходов, но постоянные репосты результатов просто разорвали сайт. Если 17 июня к нам зашло 9000 человек, то 18-го планка прыгнула до 26 тысяч, а ещё через сутки — 69 тысяч.
Вот так всё выглядело на графике.
Казалось, что мы нащупали золотую жилу. Потратив два часа времени, можно было уже на следующий день получить десятки тысяч переходов. Оставалось только догадываться, какие числа были на счётчиках первооткрывателей ниши.
Впрочем, вскоре появились и первые проблемы. Сгенерированные картинки-результаты слишком быстро съедали доступный трафик. Когда у вас контентный проект со 100 тысячами хостов в сутки — это одно дело. Если сайт, который генерирует десятки тысяч уникальных картинок за день — совсем другое.
Пришлось быстро переходить на более дорогой тариф DigitalOcean, подключать Cloudfare CDN и перерисовать все шаблоны изображений, оптимизировав формат.
В целом наша работа выглядела следующим образом: напарник отвечал за сервер и бэкенд, я занимался всеми остальными делами: составлением и добавлением тестов, дизайном, раскруткой и монетизацией. Никакого чёткого плана по тому, что мы делаем и куда движемся.
Мы просто затыкали дыры, которые появлялись на пути, и старались не сбавлять темп. Наращивать объём было сложно, так как новые материалы всё ещё добавлялись вручную программистом, без какой-либо админки.
Примерно так выглядело наше затыкание дыр
Тем временем посещаемость не думала спадать и каждый день практически удваивалась. 23 июля на сайт зашло 335 тысяч пользователей. Это стало рекордом на какое-то время. Громадный вклад в этот показатель сделала Армения, в которой каким-то образом завирусился один из тестов. Позже этот трафик перекинулся на Грузию и со временем зацепил Россию
В следующие дни показатели начали падать, и у нас появилось немного времени подумать над тем, что делать дальше. Было решено взяться за админку и локализацию. Выбрали самые популярные языки в Facebook и добавили страны, с которых было много заходов на наш проект. Например, в списке языков появился сербский.
Стоит заметить, что с локализацией сильно усложнилась работа по добавлению новых публикаций. Если раньше от идеи теста на русском до его появления на сайте могло пройти несколько часов, то теперь быстро перевести этот же материал на девять языков было не так просто.
В итоге мы пришли к тому, чтобы готовить контент пачками. Нашли на сайте peopleperhour.com нейтивов по каждому из языков, придумывали темы и ответы сразу для 20 тестов, скидывали архивы переводчикам и спустя несколько дней получали результаты.
Спустя месяц со старта проекта стало заметно, что наша посещаемость стабильно уменьшается. И хотя мы всё свободное время уделяли сайту, рисовали шаблоны, занимались переводами, админкой, распределением нагрузок, но аналогично скорости роста теперь наша посещаемость так же быстро падала.
Волны на скриншоте — это всплески, когда выстреливал какой-то из тестов. Мы могли опубликовать десяток материалов, которые почти не собирали просмотров, и потом вдруг появлялся один, который получал больше переходов, чем все за неделю до него вместе взятые. Тем не менее, общий тренд на спад был очень демотивирующим
Вторая жизнь
Самое интересное, что вы никогда не угадаете, какая тема зайдёт. Зачастую что-то интересное читатели просто пропускали, но зависали над явной попсой и тем, что нам казалось абсолютно не вирусным.
Так было с тестом «Как ты будешь выглядеть через 100 лет». Даже не помню, как эта тема пришла в голову, после сотни материалов «Какой вы кот» и «С кем из друзей ты полетишь на остров» сложно продолжать креативить.
Работа превратилась в монотонную рутину, и ещё одним творением этой рутины стал «Ты через 100 лет». Мы просто выбрали из поиска картинки людей, живущих век назад, и подставляли их рандомом юзерам. Мужчины видели рядом с собой солидных усачей в котелках, а женщины нежных дам с собачками.
После очередной вечерней публикации ничего странного не произошло, тест получил сотню лайков, тысячу прохождений и пошёл на спад. На следующее утро в Google Analytics необычно активной оказалась Исландия. Конечно, особых всплесков это не дало, но за следующие пару дней на наш квиз зашло 5000 исландцев. Чтобы понять, сколько это в процентном значении, население страны 330 тысяч человек.
Вот так выглядел график с Исландии (мы так и не поняли, откуда появился трафик и почему на этот тест).
Восприняв это как забавную особенность, мы даже не ожидали, что будет дальше. Исландия стала спичкой, от которой огонь перекинулся на Великобританию, через два дня зацепил Канаду и США, а чуть позже и Австралию.
В последний день лета счётчик показал 904 439 сессий за сутки.
Это стало максимумом за весь период жизни проекта. Больше подобных пиков не случалось, а посещаемость начала уверенное сползание вниз. Около года мы пытались добавлять новые материалы и развивать функциональность тестов, подключали игры и завели блог вроде Adme, но время бурной молодости для сайта уже было позади. На серверах хранились миллионы сгенерированных картинок, и настал момент, когда оплата за хостинг превысила доход с AdSense. В апреле 2016 года мы закрыли проект
Выводы
В нынешнее время, скорее всего, не получится повторить успех по аналогичной схеме. Тем не менее, я для себя вывел три урока, которые поспособствовали успеху.
- MVP и быстрота принятия решения зачастую являются ключевыми факторами. Если бы мы готовились к запуску не три дня, а месяц, то никогда бы не получили таких же результатов.
- В команде каждый должен закрывать свою часть обязанностей и не влезать на поле другого. У нас обязанности были чётко поделены, и точно знаю, что без партнёра-разработчика сам этот проект не вытянул бы.
- Возможности быстро появляются и быстро затухают. Не нужно бояться открывать для себя новые ниши, как и не стоит ожидать, что ваш сайт будет жить вечно. Рано или поздно придёт время, когда нужно слезать с лошади.
Бонус
И напоследок статистика дохода с AdSense за пиковый день.
На таком трафике стоимость клика у нас прыгала от 1 цента (Армения) до 20 центов (Австралия, США). Всего за год жизни сайт собрал чуть больше $90 тысяч и 1 млн кликов. Полученную статистику AdSense со средней ценой клика позже оформили в виде наглядной карты. Надеюсь, будет полезно.
И напоследок — можете подписываться на мой Telegram-канал, если он у вас ещё работает.
#кейсы
© vc.ru