Как Xiaomi врёт. Почему китайцев покупать не стоит

Обманчивая репутация убийцы Apple и Samsung до добра не доведёт.

Скоро в продаже появится новый флагманский смартфон — Xiaomi Mi5. Об этом девайсе не написал только ленивый, но трогали его единицы. Нам привезли один такой из Китая, мы ходили с ним неделю и пришли к интересному выводу.

Сразу говорю, что пишу от себя, это не репост, не рерайт. Просто мнение, на которое натолкнула ситуация.

Феномен Xiaomi, которая всех вот-вот убьёт

Xiaomi — компания уникальная. Она работает не так, как большинство китайских брендов электроники: у них есть философия дизайна, стандарты производства, своё собственная оболочка для Android, топовые технологии и железо… ничего себе.

Конечно, ещё существует Meizu, что открыто продаётся на российском рынке, но с дизайном у той беда.

Феномен Xiaomi заложен в репутацию, компания имеет фактически легендарный статус за пределами Китая. Спроси любого гаджетомана, и с вероятностью 99% он скажет, что знает её, что та делает крутые штуки недорого, и вообще «сяоми надо брать» при первой возможности.

Ещё Xiaomi постоянно сравнивают с Apple, потому что китайцы остаются китайцами. Нагло и прямо копируют не только интерфейс и элементы дизайна техники из Купертино, но даже рекламные материалы. Это неспроста, вроде бы неправильно, но прощается западными СМИ. Именно там Xiaomi регулярно хвалят со слезами на глазах, каждая вторая статья пестрит заголовком формата «убийца Apple и Samsung».

Но главное — Xiaomi умудряется держать цену заметно ниже рынка на всё, что продаёт. Получается какая-то идеальная компания: как Apple, только доступно для каждого. От захвата мира их останавливает только то, что официально продаваться за пределами Китая они не могут — не пускают на Запад, потому что «злые капиталисты сразу задавят исками слишком удачливого азиатского конкурента». Что-то в этом роде.

Конечно, тут только половина правды. На самом деле Xiaomi много лет подряд играет с нами в хитрую игру, а мы ведёмся.

Почему о косяках Xiaomi никто не говорит

Когда у новой техники Apple возникает проблема, её трубят абсолютно все СМИ в мире. Немудрено! Такие истории гарантируют изданию тонну кликов, перепостов, активность в социальных сетях. Антеннагейт, царапающаяся краска, гнущиеся корпуса, разные процессоры.

А кому интересно читать, какие проблемы есть у Xiaomi? Тем более писать об этом? Вопрос не риторический, он играет китайцам на руку.

Чтобы понимать, почему Xiaomi освещается в позитивном ключе, нужно знать, как работает сфера техно-СМИ. 80–90% всех новостей генерируют англоязычные ресурсы, а редакция большинства из них территориально находится в США. Издания в Европе и тем более СНГ публикуют репосты или реакции гораздо чаще, чем свой собственный контент. Всё логично, ведь Америка испокон веков является источником новостных поводов IT-тематики.

Раз в США формируется повестка дня, самой большой огласке и обсуждению предаются актуальные для американцев проблемы, тренды.

Снимок экрана 1

И тут появляется фишка: Xiaomi не продаётся в США через розницу. Смартфоны не одобрены ни одним из крупнейших операторов страны, и по факту считаются «азиатской жемчужиной», которую «хочется, но пока купить нельзя». А раз нельзя, остаётся только трогать на выставках, читать отзывы, смотреть сайт и крутые картинки.

Вообще американцы привыкли к iPhone за 700 долларов или 2-летнему рабству на оператора в обмен на большую скидку. Их можно понять. Когда они видят стильный, металлический, разлоченный смартфон с ведром современных технологий всего за 250 долларов, у них не может быть другой реакции, кроме как AMAZING. Отсюда восторги, смелые заявления о будущем господстве Xiaomi, которые быстро разносятся по миру IT-изданий, жадных до репостов (до нас в том числе, да).

Сам смартфон эти обозреватели-журналисты — со всем огромным уважением к ним — зачастую не использовали дольше 15 минут. Не таскали его с собой, не работали с ним 24/7, не проверяли на проблемы. Самое главное, никто не оставался со смартом после выхода новых версий, не ощущал на себе отвратительную техническую поддержку Xioami. В итоге мы получаем непрерывно позитивный информационный фон, зарубежные заказы на китайских площадках рвут рекорды, а что дальше — не интересно, проблемы третьего мира.

Полгода у меня есть их смартфон, который долгое время считался топовым; есть аж 4 их аккумулятора, которые называют лучшими на рынке; наконец, недавно был тот самый флагман mi5, который мало кто успел увидеть вживую. Ещё я знаком с владельцами браслета Mi Band, про него вообще расскажу отдельную историю.

Чудес не бывает, или что Xiaomi не захочет тебе рассказать

В смарты Xiaomi тяжело не влюбиться — дизайн у них отличный, особенно у флагманских моделей. Я сдался в середине 2016-го и приобрёл модель Xiaomi mi4i на одном азиатском сайте. Девайс приехал быстро.

Mi4i очень высоко ценится среди гаджетоманов: помимо неплохого железа, в нём стоит один из лучших аудиочипов в смартфонах, да и остальное железо не подкачало. Его не стоит путать с Mi4, Mi4i и другими модификациями, которые выглядят точно так же — это бывший премиум-девайс от Xiaomi, который должен показывать ТОП-результат по всем параметрам.

Сразу поразило то, как сильно местная оболочка Android (MIU) похожа на iOS. Или уже наоборот? Сложно сказать, но привыкания не было никакого. Меню настроек вообще скопипастили с аналогичными иконками, и ничего. Из встроенного приложения можно скачать тему с дизайном под iPhone, после этого картину можно считать завершённой.

Смартом я пользовался пару недель, а потом отдал родителям и не жалел. Те обнаружили со смартом ещё несколько проблем, которые в целом отражают реальную изнанку девайсов Xiaomi.

1. Время от времени он перезагружается сам

Может раз в месяц, а может раз в неделю. Такая проблема бывает у многих моделей того года, полные сбросы данных, изменения настроек не помогают. Как Xiaomi решает этот вопрос? Никак, пара вышедших апдейтов ситуацию не исправила.

Вероятно, мне попался брак, но вернуть его некуда, починить негде. Официальных продаж в России нет, помните?

2. Автономная работа смехотворна для такого аккумулятора

Mi4i держит максимум день без сильной нагрузки. Если юзать его как основную трубку, заряд исчезает к 8 вечера. И это в режиме экономии батареи, в котором производительность сама по себе не фонтан. Выключив его, к 16 часам дня получаем «кирпич».

Не верится, что внутри стоит аккумулятор на 3120 мАч, на 250% больше, чем в iPhone 6S Plus! Уже четырежды Mi4i без причины начинал разряжаться буквально за несколько часов до нуля, и тогда помогал только сброс настроек.

3. Смарт только производит впечатление быстрого

Большой плюс оболочки MIU в том, что она имитирует плавность интерфейса, которой славится iOS. Но в ресурсоёмких задачах, при долгом использовании и особенно при загрузке приложений из Google Play девайс «вешается» на несколько секунд, тупит. Будто это не «жемчужина Азии», а noname-смарт за 5 тысяч рублей с витрины сотового оператора. Нет достойной оптимизации железа и ПО, в неё, похоже, даже не вкладывались.

4. У каждой модели есть тонна версий, прошивок, модификаций

Если вы пришли из мира iOS, с Xiaomi вам будет непросто. Заказав телефон с азиатских сайтов, вы получите одну из десятка его разновидностей. Различия могут быть в модели процессора, объёме оперативной памяти, качестве экрана — в общем, во всех аспектах, кроме дизайна. При этом модель будет называться одинаково.

Кроме того, самая большая проблема — разные версии оболочки MIUI для разных рынков. В одной будет русский язык, в другой нет. Одна фича есть, другой почему-то нет. Например, часто отсутствует радио. Где-то даже английский язык не положили — что-то среднее с примесью китайского. Перепрошить всегда можно, но это время, риск и прочие моменты, которых не ждёшь, покупая смарт дороже 10 тысяч рублей.

5. В аппаратах из Китая залита куча левого софта, который жрёт ресурсы

Это болезнь почти всех современных смартфонов на Android, но флагманы других компаний от неё уже начали избавляться. Почти на каждом девайсе стоит всесильный «улучшитель» Clean Master, а Xiaomi идёт дальше — добавляет ещё какие-то левые программы-защитники, блокировщики и так далее. Куча чатов, закрытых магазинов приложений, непонятных процессов — покупаешь троянского коня, из которого потом с лупой вычищаешь всё, выключаешь эти процессы.

Удалить всю ерунду можно только с помощью рута, то бишь джейлбрейка.

6. Xiaomi забивает на смартфоны быстрее, чем бренды Запада

Последний и самый главный пункт. Все радостно смеются над LG, Samsung, которые обновляют свои старые смартфоны на новую версию Android с большой задержкой. Но Xiaomi вообще этого не делает. Например, тот самый Mi4i явно останется на Lollipop 5.1.1, потому что китайцам лень обновлять оболочку MIUI.

У них ведь новый смартфон вышел, Mi5 — вот на него уже залит Android 6, а остальные пусть терпят.

Отсутствие обновлений и поддержи производителя — верный путь к скорому появлению проблем, нерешаемых глюков и счастливой жизни владельца на форумах 4PDA в качестве домашней странички. Пожаловаться-то некуда! И если у тебя есть какой-то глюк, косяк, проблема — что ж, зато сэкономил.

Проблема не только в смартах. Как Xiaomi кинула владельцев браслетов

Уверен, тут все знают спортивный браслет Xiaomi Mi Band — который супер-дешёвый и вроде как хороший. Так вот, Xiaomi взяла и кинула владельцев на функцию, ради которой большинство приобретали этот трекер. Причём хуже всего пришлось пользователям iOS.

В конце прошлого года Xiaomi обновила приложение для iOS и молча убрала функцию слежения за фазами сна. До сих пор фича не вернулась. Вместе с ней исчез умный будильник. Мало того, даже обычный будильник и оповещения теперь глючат. Не верите — почитайте официальный форум на Reddit, где народ панически ищет способ восстановить старую версию официального приложения.

После обновления у многих стёрлись все данные об активности, вся история за год. Где-то не работает трекинг бега, у кого-то время автономной работы снизилось до 5 дней вместо 20–25. Xiaomi на это не отвечает. Вот и вся история.

Если бы такое случилось с трекерами Fitbit или Jawbone, не говоря уже про Apple Watch, поднялся бы скандал космических пропорций. Но по факту жалобы мы слышим только в комментариях к нашим статьям, где владельцы отчаялись найти варианты решения проблемы.

Окей, так как тебе Mi5?

Пример Mi Band показателен. Он напоминает, что Xiaomi была и остаётся компанией из Китая, которая соблюдает западные стандарты только в рекламе, маркетинге и дизайне. За счёт снижения расходов на всё остальное и получается низкая цена.

Зная всё это, от Mi5 я не испытал большого восторга. Эту грушу можно кушать, но всё равно точно так же подавишься.

Самая сильная сторона девайса — его крутая задняя панель из стекла. У топовой модели вообще панель из керамики, которая не царапается. Но такая модель в России будет стоить тысяч 40–50, и кому она тогда нужна?

То, что дизайн практически в ноль слизан с флагманов Samsung — так, детали. У Apple позаимствовали блестящие грани. В итоге девайс лежит в руке очень странно: нижняя панель удобна, а грани впиваются в руку. К чести китайцев, экран ну очень качественный, цветопередача естественная.

Внутрь поставили топовый процессор Qualcomm 820, который щеголяет в флагманах 2016 года от именитых производителей. 3–4 гигабайта оперативки, поддержка карты памяти… В общем, на бумаге имеем классный смарт, достойный стоять на полке с лучшими моделями на рынке.

xiaomi-mi5-5

Но чудес не бывает. Прошивка разочаровывает. Блокировка экрана иногда срабатывает с большой задержкой. Периодически начинает лагать. То, как устроены настройки в системе, вообще не хочу рассказывать — это просто бесконечный тёмный лес меню. Уверен, что внутри стоит дико крутое железо, но оболочка его просто не может раскрыть из-за своей забагованности.

Сейчас на девайс нет русского языка, нет даже полноценного английского из коробки. Конечно, всё можно поправить. Но суть не в этом. Попользовавшись Mi5 ровно неделю, я не увидел качественных изменений в подходе Xiaomi. Компания просто штампует ВАУ-телефоны по ВАУ-ценам, оставляя на задворках тех, кто уже потратил деньги.

Поэтому вдвойне интересно, какая судьба ждёт китайцев, когда они официально начнут продаваться в России. Уверен, успех будет бешеный, но рано или поздно народ одумается. К слову, Xiaomi за хорошим примером далеко идти не надо. Та же Samsung проделала огромный путь от копипастера до лидера рынка, отдалившись от Apple во всём, включая дизайн.

Но это уже рассказ для другого времени. То, что китайцу в Шанхае хорошо, то россиянину в глубинке — плохо.

Xiaomi — не китайская Apple. Это Alibaba с дизайном Apple.com.

Xiaomi может и дальше завоёвывать заголовки западных СМИ, но лично я к ним больше ни ногой.

Есть, что добавить, не согласиться или просто обсудить? Пиши в комментариях. Спасибо.

©  iphones.ru