Как выглядела, пахла и звучала Англия времен Тюдоров: сериалы вам врут

05.09.2022, 09:30
Новая книга историка описывает, какой была страна в Средние века — в чем-то она была лучше современного мира, однако многие аспекты того времени могут показаться нам дикими.
Никита Шевцев
Как выглядела, пахла и звучала Англия времен Тюдоров: сериалы вам врут

Тюдоры сильно изменили Англию. Вот как жили англичане во времена правления Елизаветы I и других членов ее династии

Англия времен Тюдоров была намного тише современного мира. Вместо того, чтобы просыпаться от какофонии уличного движения и сирен,  средневековые люди жили под мелодию церковных колоколов, звенящих над полями, пения монашеских голосов, блеяния животных, шума дождя, звуков лютни или громких гневных или страстных голосов.

Англия времен Тюдоров

Спустя более 400 лет после того, как Тюдор в последний раз сидел на троне, этот эфемерный звуковой ландшафт трудно восстановить. Но другие аспекты повседневной жизни давних времен — от праздничных меню до ужасных медицинских процедур — не такие неуловимые. В книге «Жить как Тюдор: дым и шалфей. Сенсорное путешествие по Англии эпохи Тюдоров», вышедшей в издательстве Pegasus Books, Эми Лицензионс искусно воссоздает средневековый пейзаж, используя пять чувств, чтобы дать представление о достопримечательностях, запахах и вкусах Англии XV-XVII веков.

В Англии эпохи Тюдоров только самые богатые члены общества могли позволить себе, чтобы их портреты были запечатлены Гольбейном и такими же престижными художниками. Позируя для портретов, эти посетители сознательно выбирали одежду и обстановку, чтобы подчеркнуть высокий статус. В 1567 году Уильям Брук, 10-й барон Кобэм,  нарисовал себя, свою жену и шестерых детей за столом, уставленным фруктами и экзотическими животными, такими как попугаи и обезьяны, — явные ссылки на его «успех как прародителя» или носителя семейных плодов и участие в торговле в Новом Свете.

Помимо портретной живописи средневековая визуальная культура принимала форму моды, архитектуры и письменного слова. Строгие законы роскоши диктовали, какие цвета и стили одежды могли носить люди разных классов. Фактором, способствовавшим падению Эдварда Стаффорда, 3-го герцога Бекингема, был его гардероб из королевской одежды из золота и серебра, золотых цепей и дорогих цветов, которые соперничали с внешностью самого короля. 

В 1575 году, спустя десятилетия после казни герцога в 1521 году, Елизавета I переиздала закон, согласно которому ее подданные должны одеваться в соответствии со своим статусом в ответ на «гибель большого количества молодых мужчин, в остальном пригодных к службе…  стремящихся по одежде быть уважаемыми, как джентльмены».

Архитектура служила еще одним способом материального выражения. По словам Иэна Мортимера из History Extra, «тусклость всегда была одним из аспектов зрения в помещении», поскольку высокая стоимость и нехватка стекла делали установку окон роскошью, которую немногие могли себе позволить.

Семейные дома высшего класса могут похвастаться экстерьерами, украшенными колоннами эпохи Возрождения, а интерьеры украшены настенными гобеленами и шкафами, заполненными золотыми и серебряными тарелками. Граждане низшего класса, с другой стороны, жили в простых помещениях, спроектированных и оформленных очень практично. В целом,  визуальное украшение было признаком богатства, обычно с точки зрения социального положения. 

Вопреки распространенному мнению, Тюдоры не были нечистоплотными. Руководства, квитанции и книги учета свидетельствуют о том, что поддержание чистоты и свежий запах имели большое значение для элиты Тюдоров. Сообщается, что Елизавета I мыла руки ароматизированной водой перед каждым приемом пищи. Придворные носили льняное нижнее белье под роскошной шерстяной, шелковой и кожаной одеждой и мехами; эти льняные халаты и чулки регулярно стирали щелочным мылом и другими благоухающими средствами.

©  Популярная Механика