Как устроен промышленный дизайн — от замысла до инженерного прототипа
Вероника Удодова, арт-директор российской компании WayRay, разрабатывающей голографическую автомобильную систему навигации Navion, написала для vc.ru колонку, в которой рассказала про этапы разработки потребительской электроники.
Что такое промышленный дизайн и для чего он нужен? Подсказка: не только, чтобы было красиво. На самом деле промдизайн решает сразу несколько задач разного уровня:
- это оболочка, которая защищает от внешнего воздействия «железо» устройства;
- это удобство взаимодействия пользователя с устройством;
- и, конечно, красота, которая позволяет компании распространять продукт среди большего количества потребителей.
Само появление промышленного дизайна обосновано не только необходимостью производства устройств, но еще и повышением внимания к продукту со стороны потребителя.
Рынок гаджетов на данный момент огромный. Пользователь познал, что такое выбор. Поэтому на сегодняшний день промдизайн, в первую очередь, выполняет маркетинговые задачи (то есть обеспечивает конкурентное преимущество).
Расскажу о своем опыте работы над голографической навигационной системой Navion для автомобилей, чтобы вы могли представить, сколько этапов проходит дизайн-команда WayRay, работая над продуктом, чтобы смогли ощутить насколько это длительный и кропотливый процесс.
3D-визуализация продукта
Как мы создаем Navion
Мы разрабатываем не очередной фен или телефон, а создаем технологию, которая имеет «выход» в уникальном продукте.
В целом, есть два основных подхода по созданию продукта. В первом случае направление задает отдел дизайна, во втором — инженерный отдел.
Нельзя считать один из подходов правильным, а другой неправильным — оба могут использоваться для разных целей и на разных этапах разработки, одновременно и независимо друг от друга. Ни дизайнеры ни инженеры не смогут создать по отдельности полноценный продукт — это должно быть совместное творчество.
На самом деле, существуют четко фиксированные этапы по созданию продукта, независимо от того, что это — корпус, упаковка или приложение.
Пожалуй, я не буду рассказывать о том, что главное правильно заточить карандаш и выпить кофе. Итак, этапы создания промышленного дизайна:
1. Анализ рынка и смежных сегментов — чтобы понять, что есть, и сделать еще лучше. На этой стадии собираются PDF-файлы с информацией, а также мудборды.
Возможно, вы часто видели в фильмах или видеороликах, как дизайнер стоит у большой доски с разными распечатанными и аккуратно вырезанными картинками, зарисовками, стикерами и так далее. Это и есть тот самый мудборд (moodboard). Если дословно — доска настроения.
2. Идейный ряд — на основе анализа происходит генерация огромного количества разных идей относительно функциональности, формы, материалов и всего чего угодно в рамках проекта.
На этой стадии дизайнер зарастает в большом количестве бумаг, карандашей, маркеров. На выходе получаем много некрасивых, но полезных эскизов.
Обычно дизайнеры не любят показывать эти кипы бумаг, лишь по одной причине — никто кроме них не сможет разобрать, что там происходит.
Первый шаг — куча черновых эскизов, из которых половина полетит в корзину
3. Концептуальная проработка, стадия №1 — необходимо выбрать самые лучшие идеи и развить их дальше. Результат: примерно 10 красивых эскизов.
Из множества черновых эскизов отбираем несколько самых лучших идей и дорабатываем их
Здесь задействована только фантазия дизайнера. На этом этапе, вместо техзадания есть только грубо сформированные пожелания и представления от продуктового менеджера.
В свою очередь, дизайнер определяет для себя некий технологический бэкграунд и принцип работы устройства и считает это отправной точкой для создания стилистически-функционального эскиза.
Во время этой стадии как раз и закладываются идея и философия продукта. Например, с самых первых эскизов в Navion была заложена философия бионических поверхностей. Основным референсом был морской скат. Он удачно вписывался в концепцию плавных и минималистичных линий.
Для Navion референсом послужил морской скат. В дальнейшем эта история нашла свое продолжение в ролике о компании
4. Концептуальная проработка, стадия №2 — взять самые лучшие концептуальные эскизы и объединить их с технологическими наработками от инженеров. На этой стадии делается примерно пять красивых эскизов и столько же глиняных макетов (clay models).
На переднем плане — макеты из индустриального пластилина, на заднем плане — распечатанные на 3D-принтере
Эта стадия подразумевает работу дизайнеров на основе зафиксированной в ТЗ функциональности конечного продукта — то есть сформирован принцип работы устройства на «железном» уровне в виде упрощенных схем разных узлов.
На этой стадии дизайнер может себе позволить осознанно уменьшать габариты, рисовать сложные поверхности, неадаптированные под производственные технологии, использовать дорогие материалы. Но принцип работы устройства и функциональную компоновку он ни в коем случае не может видоизменять.
5. Концептуальная проработка, стадия №3 — создаются несколько 3D-моделей с соблюдением габаритов. На этом этапе выполняется 3D-визуализация и печать макета на 3D-принтере. Обычно — два прототипа.
На этой стадии промышленный дизайнер уже задумывается о технологии производства корпуса, о доступных материалах. Достаточно часто происходит видоизменение некоторых частей, но главная задача — сделать полную визуальную проработку и сформировать ожидания о конечном продукте.
На этой стадии окончательно утверждается внешний стиль устройства и запускается механизм разработки всех составляющих брендинга продукта.
Черновая 3D-визуализация
Распечатанные на 3D-принтере варианты габаритных макетов
6. Инженерный прототип — разрабатывается упрощенный корпус для нужд инженеров. На выходе — распечатанный на 3D-принтере корпус.
Это еще один этап, в котором используется промдизайн. Здесь основной акцент направлен на проверку технологии, а значит нужен упрощенный дизайн корпуса, который как раз и выполняет свои «первобытные» функции — защита, ремонтопригодность, наличие отладочного интерфейса.
На этом этапе нет задачи «сделать красиво», здесь задача «сделать функционально». Так, чтобы можно было пробовать продукт в полевых условиях, быстро разбирать, менять части, дорабатывать начинку.
Одни из первых вариантов инженерных прототипов Navion
7. Финальный корпус — самый интересный этап, здесь происходит соединение внешнего корпуса и полностью скомпонованного «железного» сердца устройства в самой детальной проработке. Это время компромиссов.
Хотя нет, это время битвы — инженеры против дизайнеров. Увы, но всем заранее известно, что победителя не будет. Здесь либо каждый идет на компромиссы и ищет обходные пути, либо не будет полноценного продукта.
На этом моменте дизайнеры очень плотно сотрудничают с инженерами, даже несмотря на то, что с самых первых компоновок дизайнеры держали руку на пульсе у инженеров и закидывали их своим представлением продукта.
В истории WayRay бывали моменты, когда промдизайнеры закрывались на весь день в переговорной с инженерами и выясняли в «прямом эфире», что возможно двигать и перекомпоновывать для улучшения внешних и потребительских качеств будущего устройства.
Жертвы есть всегда: и со стороны дизайна и со стороны железа, а, значит, и со стороны программного обеспечения. Но главная задача на этом этапе — сохранять во всем баланс. Продукт не получится качественным и востребованным, если перевес будет на чьей-либо стороне.
На выходе — 3D-модель корпуса с финальными габаритами, которая передается на дальнейшую проработку в инженерный отдел. Там ее «пилят» на детали и разрабатывают конструкцию, опять же, под контролем дизайнеров.
Финальная 3D-визуализация устройства
Как работают промдизайнеры в России
Обычно в России промдизайнеры работают на аутсорсе или идут в штат дизайн-бюро, которые специализируются только на объектном дизайне. Только вот найти компанию, которая занимается разработкой, к примеру, гаджетов с самого нуля, где промдизайнеры есть в штате, достаточно непросто.
Во-первых, их в целом не очень много на рынке, потому что вузы учат, скорее, инженерной части, чем дизайну. Во-вторых, они редко нужны на продолжительный срок, а если и нужны, то только в случае, когда компания постоянно выпускает новые продукты, а таких компаний в России, опять же, крайне мало.
И в заключение, во всей этой истории есть одна проблема — промдизайн, а точнее процесс создания внешней части устройства, стоит достаточно приличных денег, сил, а главное, времени компании, которое напрямую связано с запуском продукта в массы и получением прибыли.
Именно поэтому многие российские компании, если и делают хорошие функциональные вещи, то не всегда упаковывают их в красивую оболочку.
Интересный факт, что многие российские промдизайнеры часто работают на Китай, который почти не делает промдизайн внутри. Почему? Они очень долго были производственной страной, которая делала все по заказу, и только сейчас они стали делать самостоятельно конечный продукт и нанимать дизайнеров из других стран к себе — как на аутсорс, так и в штат, с релокацией.
Параллельно они отправляют своих ребят учиться в лучшие мировые школы. Но пока поколение не подросло, пользуются ресурсами других стран.
Сколько стоит промдизайнер
Промдизайнер может взяться за проект и сделать его за чисто символические деньги, если этот проект и компания ему интересны. В среднем, если нанимать на проект хорошего промдизайнера с опытом, то первый этап работы будет стоить минимум 150 тысяч рублей. Это включает в себя концептуальные решения, эскизы, и черновую визуализацию в 3D.
Исходя из опыта, я бы разделила дизайнеров на два типа: одни любят первую концептуальную стадию работ, быстро завершают ее и переходят на другой проект. Другие любят самостоятельно завершать проект, доводя его до производства. Но такие проекты обычно длятся 6–12 месяцев, по оплате — это отдельная история. Это может стоить компании 5–10 тысяч рублей в день.
Где учат промышленных дизайнеров
Промышленный дизайн бывает разный. Это и автомобильный дизайн, и мебельный дизайн, и работа над электронными устройствами, и над предметами быта. Главное понять, что ближе именно вам и учиться именно на это.
Основными центрами по обучению дизайнеров по разным направлениям являются такие страны как:
- Италия — промышленный дизайн, автомобильный дизайн, архитектура, дизайн интерьера.
- Германия — автомобильный дизайн.
- Испания — промышленный дизайн.
- Финляндия — мебельный дизайн.
- Россия — архитектура.
- Англия — графический дизайн, текстиль, мода.
- США — коммуникационный дизайн, графический дизайн.
- Франция — мода, архитектура.
Но если наблюдать не за общепринятыми стандартами, а за популярными порталами (например, behance.net), где профильные специалисты делятся своими работами, то можно заметить сдвиг в сторону Китая и Кореи.
Можно лишь догадываться, с чем именно это связано, но по собственному опыту могу предположить, что многие китайские компании начали привлекать европейских дизайнеров либо отправлять на обучение в Европу своих специалистов. Я сама очень часто сталкивалась с предложениями от китайских коллег поработать над созданием различных гаджетов, а также с запросами дать разрешение на использование созданных мной концепций.
Другой вопрос, почему в Китае так любят западный дизайн. На мой взгляд, это связано с тем, что развивалось больше производство, чем дизайн, и проще скопировать, чем разработать. Поэтому больше доверия западным брендам с западным дизайном.
Неважно, где именно проходит ваше обучение и как долго оно длится. Результат будет зависеть только от вашего желания и трудолюбия — без этого вы ничего не сможете сделать в сфере дизайна.
Промышленный дизайнер делает технологию понятной для пользователя
Вы, наверное, замечали, что многие устройства мы воспринимаем как черный ящик. Пользователь редко задумывается, что там внутри и как оно функционирует, но любой человек вам всегда сможет рассказать, удобно ли этим устройством пользоваться, где оно включается и как получить от него задуманную функциональность. Как раз за это и отвечает промышленный дизайн.
© vc.ru