Как стать своим среди чужих: 10 правил по созданию сайта для театра

Руководитель проектов в компании по разработке сайтов Greenlabs Ольга Кравцова об отличиях театра от других digital-заказчиков на примере МДТ.

«Зачем вы показываете нам сайт Новозеландской оперы? Как это называется? Референсы? Наш театр уникален, такого нет больше нигде, зачем вы вообще это принесли?!»

Не самая лучшая реакция в ходе первого знакомства с заказчиком, не так ли? Когда ведешь дела с деятелями культуры, градус эмоций иногда зашкаливает.

7428d8249e0a1c.jpg
Когда ведешь дела с деятелями культуры, градус эмоций порой зашкаливает (фото МДТ, спектакль «Гамлет»)

В работе над интернет-проектами есть свои шаблоны и привычные инструменты, которые берут начало еще из практики рекламных агентств. Заполнить бриф, собрать референс-лист, оформить презентацию. Но когда в качестве заказчика выступает театр, первое, что вам придется сделать — отказаться от шаблонов и завоевать доверие.

Люди в культуре — немного герои, немного дети

К тем, кто работает в коммерческих компаниях, работники из сферы культуры сначала относятся настороженно. Мы про деньги, они про искусство. Наш подход кажется им поверхностным. Единственный человек, которого они готовы воспринимать — это дизайнер, хотя им больше нравится слово «художник». Такому заказчику поначалу не очень интересны ваши технические компетенции — ему важнее убедиться, что вы с ним на одной волне.

81f2103bcc1f55.jpg
Работники из сферы культуры сначала относятся к коммерческим компаниям настороженно (Фото Михайловский театр, спектакль «Богема»)

Прежде чем вас допустят до дизайна, придется посетить все значимые спектакли, поработать с архивом контента, выстроить отношения в ходе многочасовых обсуждений и споров. И главное — получить от этого удовольствие. После этого вы из чужака, пришедшего «быстро продать и заработать», начнете постепенно превращаться в собеседника, партнера, соавтора.

И конечно, общаясь с таким заказчиком, нужно понимать, что сбор требований, обеспечение целостности решения — это ваша зона ответственности. Ты в ответе за тех, кого приручил.


Для театра само собой разумеется, что у него есть разные составы, приглашенные артисты, разная расстановка мест в зале. То, что роль, которую раньше играл актер А, теперь играет актер Б, и есть масса других нюансов, политики, негласных правил, которые требуют от интерфейсов и админки большой гибкости.

Самое страшное в театре — кого-то обидеть, не упомянуть, забыть. Вам доверяют — будьте профессионалами. Разговоры «а это не входило в список задач» за месяц до запуска — это не то, что поможет выстроить отношения.

Нельзя просто так взять и согласовать дизайн

В коммерческом проекте есть дедлайн. В проекте для культуры дедлайн будет сдвигаться до тех пор, пока у заказчика не появится ощущение, что сделан тот самый, единственно правильный и возможный выбор.

Запаситесь терпением, вас ждет эмоционально насыщенный и творческий путь: поиски, попытки, эксперименты, споры, полемика, и иногда — возврат на исходные позиции.

Единственный способ заслужить доверие — доказать заказчику, что ты на его стороне, что вы вместе на стороне проекта.

31b6e2a9043749.jpg
Когда есть доверие, многое становится возможным (фото Михайловский театр, балет «Любовь есть везде»)

Как заслужить доверие деятеля культуры

Погружайтесь в тему. И это значит не просто сходить на свежие спектакли театра и на экскурсию за кулисы — нужно почувствовать место этого театра на театральном ландшафте, его основные стилистические принципы, его метод.

Понять его визуальный язык, его позиционирование. 
Для сравнения: Малый театр в Москве — оплот традиций, чистого русского языка, классических трактовок. Малый театр в Петербурге — новатор, экспериментальная площадка, зона авторского высказывания.

Переводите тренды на язык заказчика. Казалось бы, какая может быть связь между трендами веба и сценографией? Но мы её нашли. Чтобы начать разговор о видеоанонсах для спектаклей, мы нашли в репертуаре театра схожее решение (в «Вишневом саду» МДТ элементом декорации служит экран, на котором отображается черно-белое кино) — это позволило нам говорить о видео и динамике в интерфейсе, но не как о «фишке», а как о приеме, который присущ художественному методу театра).

71d98a3c7ee242.jpg
Видео в декорации «Вишневого сада» породило идею оформления страниц всех спектаклей на сайте (фото МДТ, спектакль «Вишневый сад»)

Находите параллели между эстетикой культурного учреждения и возможными визуальными решениями будущего проекта. Мы изучали афиши театра — черные, с крупными шрифтами — и взяли за основу ту же контрастную типографику и черно-белую цветовую гамму для сайта.

547c7cfcfa495b.jpg
Афиша к спектаклю «Коварство и любовь»
b53426e3634c39.jpg
Афиша к спектаклю Guadeamus

При этом мы всю дорогу отстаивали право пользователя на понятность, четкость и структурированность в подаче информации. Для «креатива» оставили четко дозированные, но заметные места. Например, парадоксальность и новаторство додинского театра нашли отражение в неожиданном для многих расположении меню — внизу, а не вверху.


Когда есть доверие, многое становится возможным. Получается и быть полезным пользователю, и найти стилистику, адекватную творческой манере театра, и быть на острие технологий.

a3decb00ed2cf4.jpg

Театр — немного секта, немного монастырь

Перемены — всегда риск. У театра есть свой зритель, и важно сохранить тесную кровную связь с этой своей, годами наработанной аудиторией. Но нужно привлекать новую публику: раздвигать социальные, возрастные и географические рамки аудитории.

85ac593b7b6843.jpg
Важно не потерять связь со своей годами наработанной аудиторией (фото НОВАТ, балет «Лебединое озеро»)

Внутри театра многие вещи кажутся очевидными. Важно донести до заказчика, что пользователь — не равно зритель. Это менее подготовленный, менее лояльный, менее информированный человек, которого нужно провести по понятному маршруту. Поэтому сколь бы сложным ни было содержание сайта — структура и подача должны легко считываться и не отталкивать непосвященных.

15f3c04bacbfbe.jpg
Новый пользователь еще не знает театра, но структура сайта не должна отталкивать непосвященных (фото Михайловский театр, балет «Слепая связь»)

Мы составили 10 правил, которые позволят одновременно и сохранить эстетику театра, и привлечь новых зрителей.

10 правил театрального сайта

Атмосфера

Никто уже не ходит в театр просто посмотреть «Ревизора». Людей интересует авторское прочтение, как поставили пьесу конкретно в этом театре. Поэтому в дизайне важно с помощью цвета, типографики, изображений и анимации передать, чем этот театр отличается от других.

Что, где, когда

Нужно держать в фокусе утилитарные задачи, с которыми люди приходят на сайт. Чтобы пользователь мог сразу понять, что идет вечером, когда начинается спектакль, как найти театр. Начните с простого.

bc3c367678498a.jpg

Все дороги ведут в кассу

Главная цель — привести пользователя в зрительный зал. Поэтому куда бы он ни пошел на сайте — в фото со спектаклей, в биографии актеров, в рецензии — он должен иметь оттуда прямой путь в кассу онлайн-продажи билетов.

Изобразительность

У всех театров есть старые сайты, где размер и количество картинок были ограничены плохим качеством интернета. Сейчас проблем со связью нет, а картинка, как известно, лучше тысячи слов. А тем более видео. Важно донести до клиента, что именно изображение доносит атмосферу, вовлекает пользователя.

59d6227a5e1e2c.jpg

Гибкость работы с составами

Как уже было сказано выше, у спектаклей может быть несколько составов актеров, могут быть замены (и из числа труппы, и из приглашенных артистов).

Зрителю важно знать, какой состав будет именно в тот день, когда он пойдет на спектакль. Поэтому нужно заложить возможность гибко и быстро редактировать состав актеров на спектакле. Это должно быть реализовано в админке, без привлечения разработчика.

Персона как продукт

В труппе театра могут быть звезды, которых народ знает по сериалам или кино. На них приходят даже те зрители, которые не знакомы с театром. Чтобы персона стала источником нового постоянного зрителя, на нее нужно цеплять другие разделы — гастроли, прессу, рецензии.

08bd3a2034b7f9.jpg
a70d6209e87cce.jpg
Если пользователь пришел на сайт посмотреть на звезду, нужно зацепить его другими разделами и глубже погрузить в жизнь театра (фото МДТ, спектакль «Король Лир»)

Спектакль как продукт

Когда пользователь заходит на страницу спектакля, например, посмотреть рецензии на увиденный спектакль, мы должны дать ему возможность глубже погрузиться в театр, показать, что там есть еще: другие спектакли этого режиссера, с этим же актером, другие рецензии, награды, гастроли, интервью. 
Связи, перелинковки, предсказуемая единая логика подачи — от частного к общему, от того, что привело — к новому, пока неизвестному.

Межсезонье как повод для знакомства

Летом, когда сезон заканчивается, или во время гастролей основной кейс — что идет сегодня или в ближайший уикэнд, — отходит на второй план. 
Но для пользователя лето — время отпуска, у него больше свободного времени, когда он может планировать свое культурное развитие, поездки, самообразовываться и расти.

Чтобы не упустить такого пользователя, сайт должен оставаться привлекательным и информативным даже в тот период, когда билеты не продаются и спектакли не идут. Работать на перспективу, рассказывать о гастролях, о будущем сезоне, о грядущих премьерах, подводить итоги сезона — оставаться на связи со своим зрителем и воспитывать зрителя будущего.

d8654f506e3b50.png

Мобильные устройства

Разумеется, сайт должен быть адаптивным. Если заказчик так не считает, боритесь до конца. У нас был случай, когда в начале проекта вся команда со стороны заказчика еще не пользовалась мобильным интернетом.

Наверное, это уже сложно представить, но иногда заказчику кажется, что это хороший повод сэкономить. Это не так: все задачи, которые человек хочет выполнить на сайте (в том числе покупка билета и выбор места в зале), должны быть легко доступны с мобильного телефона.

0a2ea7e018c748.jpg

Никакого MVP

Многие разработчики исповедуют коммерческий подход, когда продукт можно запускать в сыром виде, с багами, дорабатывать и что-то менять по ходу. Для сайта театра такой метод не подходит.


Сайт театра в момент релиза — это полностью готовая качественная работа. С выверенным контентом. С билетной системой, которая выдержит нагрузку при начале продаж на «громкий» спектакль со звездным составом. Это репутация, это мнение, которое сложится у аудитории, критиков и коллег по цеху. Поэтому всё должно быть сделано на высоком уровне сразу. «Если вам не стыдно за ваш проект, то вы опоздали» — это не тот случай.

©  vc.ru