Как стать IT-журналистом и зарабатывать на этом деньги? 5 этапов и 5 советов

В комментарии на iPhones.ru очень часто приходят недовольные люди, которым не нравятся тексты местных авторов.

«Понабрали по объявлению», — пишут анонимные ценители, словно не понимая, что эта фраза абсурдна.

Во-первых, в наборе по объявлению нет ничего криминального или презренного.

Во-вторых, в IT-журналистику обычно попадают не через объявления, а чуть иначе.

Ниже я расскажу о настоящем пути человека, который пишет про гаджеты и технологии.

Этап первый. Заметки в Word

Среди киберспортсменов работает правило: только увлеченный геймер может стать топовым игроком. Нельзя просто взять и прийти в условный Counter Strike ради призовых денег — нужно искренне любить эту дисциплину.

Такая же ситуация и с гаджетами. Если ты помешан на смартфонах, планшетах, приложениях или хотя бы фитнес-браслетах, то всё должно получиться.

Но если ты рассуждаешь, как школьник, который не знает, куда поступить, и идет на факультет менеджмента, то ничего не выйдет.

Девайсы нужно обожать. Ими важно интересоваться постоянно, а не раз в два года, когда приходит время обновлять телефон. Тема должна реально возбуждать и вставлять.

Самый верный индикатор — поведение в гипермаркетах электроники, где телефоны лежат на открытых прилавках. Если ты не можешь успокоиться, пока не повертишь в руках все новинки, то IT-журналистика — разумный вариант. А если проходишь мимо стенда со скучающим видом, то лучше забить на эту идею.

Второе ключевое требование — грамотность, то есть банальное владение русским языком.

Однажды я целую неделю изучал заявки ребят, которые хотели работать на сайте про IT.

Это был кошмар: не представлял, что такое возможно. Элементарные ошибки в примитивных словах, нулевое владение причастными и деепричастными оборотами, рандомная пунктуация — помню, что конкретно ужаснулся и переложил эту жутковатую миссию на коллегу.

Поэтому вот мой ценный совет: как только в голову стукнет идея стать автором текстов про технологии, нужно придумать актуальную тему, открыть текстовый редактор и набросать туда заметку хотя бы на 3–4 тысячи знаков.

Да, за текст однозначно не заплатят. Зато прояснится главная вещь: станет ясно, готов ли ты заниматься этим каждый день с редкими выходными.

Если да — супер. Если нет — не нужно себя ломать. Возможно, стоит уйти в видеоблогинг, но об этом как-нибудь в другой раз.

Этап второй. Поиск работы

Итак, тестовая заметка внезапно получилась приличной. Чтобы убедиться в её небезнадежности, надо просто выложить материал в соцсети.

Главное — запостить в фейсбук: его всё равно придется завести, потому что там тусят все IT-авторы страны.

В ответ полетит обоснованная и необоснованная критика. Важно понимать: любая реакция на старте — это круто.

Переходим к поиску работы. Сразу предупреждаю: не стоит ныть, что без опыта никуда не берут. Этот опыт сейчас вполне можно сгенерировать самому.

Вот четыре простейших варианта:

1. Паблик во «ВКонтакте»

2. Канал в телеграме

3. Сайт на WordPress

4. Блог в Medium

Получается собственное маленькое медиа. Годится для того, чтобы иметь портфолио и при случае закинуть редактору 3–4 ссылки на удачные тексты.

Теперь несколько слов о том, как искать работу.

Во-первых, можно пройтись по крупным сайтам (не буду рассказывать, как их найти — найдете сами) и отписать на почту, которая указана внизу страницы.

Во-вторых, можно найти в фейсбуке редакторов этих же крупных сайтов и обратиться напрямую: так и так, хочу писать для вас тексты.

Третий вариант — редактор сам напишет в личку, увидев успехи маленького медиа (того самого, о котором написано выше).

Скажу за себя: я пишу про гаджеты пять лет и давно заметил, что места на рынке IT-журналистов хватает для всех. Если ты способен генерировать клики, то будешь востребован — вот и вся формула.

Лайфхак: нельзя сразу торговаться за гонорар.

Этап третий. Новостник

С вероятностью в 80% начинающего автора сначала посадят на новости. У этой работы есть два минуса и куча плюсов.

Итак, недостатки:

1. Относительно скромная зарплата (как правило);

2. Мало кто смотрит на имя автора новости (минус к тщеславию).

А вот преимущества:

1. Учишься работать с источниками, причем не только с русскоязычными. Иногда нужно переводить английский, а иногда вбивать в переводчик иероглифы и понимать смысл по контексту.

2. Учишься быстро обрабатывать информацию. Новость ведь важно дать самым первым, чтобы пораньше попасть в поисковики и каталоги.

3. Учишься отбрасывать фейки. Это очень-очень полезный скилл, который нарабатывается только со временем.

4. Учишься усидчивости, аккуратности и дотошности.

5. Невольно становишься экспертом в IT, потому что читаешь за день безумное количество новостей. Вовлеченность действительно подскакивает на недостижимый уровень.

Опять приведу личный пример. Я три года (с 2012-го по 2015-й) трудился новостником. За это время погрузился в тему и сейчас периодически осознаю, что раньше лучше шарил во всяких умных часах или бюджетниках от Xiaomi.

Кроме того, новостник, как правило, приносит сайту огромное количество просмотров. Так что старт с этой позиции — шикарное приключение. Всем советую.

Этап четвертый. Подборки

«N лучших смартфонов этого года», «X самых провальных гаджетов Xiaomi», «Z самых безумных вещей на AliExpress» — такие дайджесты традиционно предлагают составлять подросшим новостникам.

И вот тут пора включаться в игру.

Именно в таких, на первый взгляд, скучных текстах и проявляется талант. Если ты можешь в двенадцатый раз бодро и стильно расписать плюсы Galaxy S8, то ты король. А если рассказываешь, что он хорошо лежит в руке, то ты серая масса.

Нужно врубать оригинальность, активировать фантазию и оживлять нафталиновую подборку.

Это непросто, но с опытом понимаешь, что люди всегда будут читать дайджесты и делать по ним выводы. Твоя задача — устроить всё так, чтобы после изучения материала читатель отмотал до графы «Автор» и подумал: «Хорош, подлец! Надо запомнить это имя»

Короче, не стоит думать, что подборки — это проходняк. Всё ровно наоборот — это шанс вырваться в топ.

Этап пятый. Обзоры

Знаю кучу людей, которые пришли в IT-журналистику, чтобы каждую неделю ходить с новым телефоном. Обрадую вас: эта миссия более чем выполнима.

У пиарщиков всех крупных брендов есть куча сэмплов (смартфонов на тест). Любая публикация для пиарщика — маленький праздник и плюс в карму.

Алгоритм попадания в список тестирующих журналистов состоит всего из трех пунктов:

1. Отбросить скромность;

2. Найти в фейсбуке пиарщика нужного бренда (они все на виду);

3. Попросить смартфон на тест и рассказать, на каком сайте выйдет обзор.

Всё! Обычно телефоны дают на несколько недель. Иногда разрешают оставить насовсем. Реже — просят вернуть через 2–3 дня.

Факт в том, что сейчас писать обзоры тяжелее, чем в начале нулевых. Читателям уже не нравятся кирпичи текста по 25 тысяч знаков с картинками.

В обзоре девайса нужно ответить на три вопроса:

1. В чем главные плюсы?

2. В чем главные минусы?

3. Кому точно подойдет, а кому явно не понравится?

Между делом можно рассказать о каких-то эксклюзивных фишках и поделиться личными впечатлениями.

Самое страшное — бояться гнева пиарщиков. Если аккумулятор ужасен, надо так и писать. Если хрустит корпус, нельзя об этом молчать. К сожалению, известны случаи, когда журналисты, которые дружат с PR-отделами разных брендов, тотально сглаживали углы. Так делать ни в коем случае нельзя — надо доверять своим ощущениям.

Еще 5 советов начинающим IT-журналистам

1. Найдите кумиров в профессии, читайте все их тексты и перенимайте всё лучшее — это не стыдно.

2. Начинайте день с чтения англоязычных, а не русскоязычных ресурсов. Там новости объективно появляются раньше. The Verge, 9 to 5 Mac, CNET, Bloomberg, PhoneArena — добро пожаловать.

3. Если появилась идея для колонки — смело предлагайте редактору, но следите, чтобы по вашей теме не было аналогичного материала. Повторяться нельзя.

4. Пишите так, как говорите. Русский язык живее всех живых, а канцеляризмы сдохли еще в двадцатом веке. Никогда не бойтесь слов, которые вам нравятся в речи. Это же интернет, а не деловая газета для пузатых мужиков в пиджаках.

5. Ищите тренды из будущего, чтобы ворваться туда подготовленным. Искусственный интеллект, VR, беспилотные автомобили, полеты на Марс — про всё это нужно жадно читать уже сейчас, потому что потом будет поздно.

Вывод: стать IT-журналистом крайне легко.

Сложнее стать хорошим IT-журналистом. У меня вот пока не получилось.

Горячие новости Apple: Facebook, ВКонтакте и Telegram

©  iphones.ru